Изменение глаголов по временам (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: Закрепление умения определять время глаголов.

Задачи:

  1. Закрепить знания учащихся о глаголе;
  2. Проверить умение определять время глаголов;
  3. Развивать умение анализировать свою деятельность.

Ход урока

I. Организационный момент

Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,

Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол)

– Что вы знаете о глаголе?

Д.: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?

Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос: что сделать? Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос: что делать?

Глаголы изменяются

  • по лицам в форме настоящего и будущего времени,
  • по числам,
  • по родам только в форме прошедшего времени.

Глагол изменяется по временам. Может стоять в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.

II. Словарная работа.

Чтобы узнать какое слово мы будем разбирать, надо разгадать ребус.

Рисовать.

  • ударение падает на третий слог.
  • орфограмма «непроверяемая безударная гласная о»
  • ри-со-вать
  • характеристика звуков –
  • однокоренные слова – рисунок, рисованный, рисовальщица.
  • синонимы – зарисовывать, набрасывать, чертить
  • предложение.
  • найти грамматическую основу предложения. Мороз рисует.

III. Актуализация знаний.

На слайде слова

Рисует, будет рисовать, нарисовал, рисовал, нарисует

Задайте вопрос к каждому слову.

– Что вы можете сказать об этих глаголах.

Слова можно распределить на три группы:

настоящее время прошедшее время будущее время
рисует рисовал будет рисовать
  нарисовал нарисует

– Что ещё можно сказать?

Слова можно распределить на две группы:

  настоящее вр. прошедшее вр. будущее вр.
Несов. Вид рисует рисовал будет рисовать
Соверш. Вид   нарисовал нарисует

Над какой темой мы сегодня будем работать?

Тема: Изменение глаголов по временам.

Задачи урока:

  1. Закрепить знания о глаголе;
  2. Закрепить умение определять время глаголов;
  3. Развивать умение анализировать свою деятельность.

IV. Работа над темой урока.

Учебник стр. 9, упражнение 1.

Запись в тетрадях.

Слышать – слышу, слышал, буду слышать.

Крикнуть – крикнул, крикну.

Вывод: глаголы совершенного вида отвечают на вопросы Что сделал? Что сделает? – прошедшее и будущее время, глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос Что делает? Что делал? Что будет делать? – настоящее, прошедшее и будущее время.

V. Физминутка.

По классу развешаны слова: бегал, читаю, нарисую, думаю, рисовал, прочитал.

Ученики должны найти слова, признаки которых называет учитель.

Например:

  1. прочитать слова прошедшего времени.
  2. прочитать слова будущего времени.
  3. прочитать слова настоящего времени.

VI. Работа в группах.  

Три группы получают задание на карточках. Приложение 1 

Проверка

Первая группа:

Согреется – что сделает? Будущее время, совершенный вид.
Не застудишь – что сделаешь? Будущее время, совершенный вид.

Вторая группа:

Не три – что делай? настоящее время ,несовершенный вид.
Не почувствуешь – что сделаешь? будущее время, совершенный вид.

Третья группа:

Замёрз – что сделал? Прошедшее время, совершенный вид.
Согреть – что сделать? будущее время, совершенный вид.

Вывод

– Что обозначают глаголы настоящего времени? (глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи и отвечают на вопрос что делает(ют)?

– Что обозначают глаголы прошедшего времени?(глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое произошло до момента речи и отвечают на вопросы что делал? Что сделал?)

Что обозначают глаголы будущего времени? (глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи, отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать?)

VII. Анализ индивидуальной деятельности на уроке.

У.: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. А теперь я прошу вас взять лист с самоанализом вашей деятельности. Поставьте знак «+» в тех графах каждого столбца, где, по вашему мнению, вы задание выполнили верно, без затруднений.

Знак «?», если испытывали затруднение.

Приложение 4 

Дети анализируют свою деятельность.

VIII. Итог урока.

Справились ли мы с поставленными задачами вначале урока?

IX. Домашнее задание.

С. 10, упр.3.

Приложения: презентация к уроку; слова для физминутки.