Цель: Закрепление умения определять время глаголов.
Задачи:
- Закрепить знания учащихся о глаголе;
- Проверить умение определять время глаголов;
- Развивать умение анализировать свою деятельность.
Ход урока
I. Организационный момент
Интересная часть речи
В русском языке живёт.
Кто что делает, расскажет:
Чертит, пишет иль поёт,
Вышивает или пашет,
Или забивает гол,
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам … (глагол)
– Что вы знаете о глаголе?
Д.: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета, его состояние и чувства, отвечает на вопросы: что делать? что сделать?
Глагол может быть совершенного и несовершенного вида. Глагол совершенного вида отвечает на вопрос: что сделать? Глагол несовершенного вида отвечает на вопрос: что делать?
Глаголы изменяются
- по лицам в форме настоящего и будущего времени,
- по числам,
- по родам только в форме прошедшего времени.
Глагол изменяется по временам. Может стоять в форме настоящего, прошедшего, будущего времени.
II. Словарная работа.
Чтобы узнать какое слово мы будем разбирать, надо разгадать ребус.
Рисовать.
- ударение падает на третий слог.
- орфограмма «непроверяемая безударная гласная о»
- ри-со-вать
- характеристика звуков –
- однокоренные слова – рисунок, рисованный, рисовальщица.
- синонимы – зарисовывать, набрасывать, чертить
- предложение.
- найти грамматическую основу предложения. Мороз рисует.
III. Актуализация знаний.
На слайде слова
Рисует, будет рисовать, нарисовал, рисовал, нарисует
– Задайте вопрос к каждому слову.
– Что вы можете сказать об этих глаголах.
Слова можно распределить на три группы:
настоящее время | прошедшее время | будущее время |
рисует | рисовал | будет рисовать |
нарисовал | нарисует |
– Что ещё можно сказать?
Слова можно распределить на две группы:
настоящее вр. | прошедшее вр. | будущее вр. | |
Несов. Вид | рисует | рисовал | будет рисовать |
Соверш. Вид | нарисовал | нарисует |
Над какой темой мы сегодня будем работать?
Тема: Изменение глаголов по временам.
Задачи урока:
- Закрепить знания о глаголе;
- Закрепить умение определять время глаголов;
- Развивать умение анализировать свою деятельность.
IV. Работа над темой урока.
– Учебник стр. 9, упражнение 1.
Запись в тетрадях.
Слышать – слышу, слышал, буду слышать.
Крикнуть – крикнул, крикну.
Вывод: глаголы совершенного вида отвечают на вопросы Что сделал? Что сделает? – прошедшее и будущее время, глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос Что делает? Что делал? Что будет делать? – настоящее, прошедшее и будущее время.
V. Физминутка.
По классу развешаны слова: бегал, читаю, нарисую, думаю, рисовал, прочитал.
Ученики должны найти слова, признаки которых называет учитель.
Например:
- прочитать слова прошедшего времени.
- прочитать слова будущего времени.
- прочитать слова настоящего времени.
VI. Работа в группах.
Три группы получают задание на карточках. Приложение 1
Проверка
Первая группа:
Согреется – что сделает? Будущее время, совершенный вид.
Не застудишь – что сделаешь? Будущее время, совершенный вид.
Вторая группа:
Не три – что делай? настоящее время ,несовершенный вид.
Не почувствуешь – что сделаешь? будущее время, совершенный вид.
Третья группа:
Замёрз – что сделал? Прошедшее время, совершенный вид.
Согреть – что сделать? будущее время, совершенный вид.
Вывод
– Что обозначают глаголы настоящего времени? (глаголы настоящего времени обозначают действие, которое происходит в момент речи и отвечают на вопрос что делает(ют)?
– Что обозначают глаголы прошедшего времени?(глаголы прошедшего времени обозначают действие, которое произошло до момента речи и отвечают на вопросы что делал? Что сделал?)
– Что обозначают глаголы будущего времени? (глаголы будущего времени обозначают действие, которое произойдет после момента речи, отвечают на вопросы что сделает? Что будет делать?)
VII. Анализ индивидуальной деятельности на уроке.
У.: Молодцы, ребята! Вы хорошо справились с заданиями. А теперь я прошу вас взять лист с самоанализом вашей деятельности. Поставьте знак «+» в тех графах каждого столбца, где, по вашему мнению, вы задание выполнили верно, без затруднений.
Знак «?», если испытывали затруднение.
Дети анализируют свою деятельность.
VIII. Итог урока.
Справились ли мы с поставленными задачами вначале урока?
IX. Домашнее задание.
С. 10, упр.3.
Приложения: презентация к уроку; слова для физминутки.