Цели и задачи:
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать: структуру окна Excel; назначение табличного процессора, его команд и режимов; вводить и редактировать данные в ячейках; иметь понятие о типах данных и использовать их при решении задач, выполнять копирование, перемещение, удаление и добавление ячеек, строк и столбцов;
Учащиеся должны уметь: применять свои знания на практике, уметь вставлять, удалять, перемещать, копировать и перетаскивать содержимое ячеек, изменять высоту строк и ширину столбцов; менять ориентацию текста
Основные навыки: работа с мышью, работа с клавиатурой компьютера, выделение групп ячеек, перемещение по рабочему листу, выделение, копирование, перемещение и заполнение групп ячеек, работа с мастером функций, задание и изменение форматов данных.
Основные понятия: рабочая книга, листы, заголовки строк и столбцов, ячейка, данные, формулы, основное меню, контекстное меню, адреса ячеек и групп ячеек, размер ячеек, мастер функций, форматы данных.
Эпиграф: “Ум хорошо, а Excel – лучше!”
Ход урока
1. Мотивация деятельности.
План занятия, цель:
Назначение электронных таблиц: если вычислений, много, а времени мало, доверьтесь электронным таблицам!
Мир статистики, финансов,
Бухгалтерии, балансов
Полон формул, данных, дат!
Жить средь них не каждый рад.
Ведь держать все их в уме не под силу голове!
А понадобится вдруг упорядочить значенья
Или срочно подыскать оптимальное решенье?...
Привести в систему строго цифр и данных вереницы
Вам помогут, безусловно, электронные таблицы.
2. Демонстрация возможности табличного процессора.
Общие сведения. Приложение 4
Задача 1. Приложение 1
Задача 2. Приложение 2
3. Ведение новых понятий.
Историческая справка по разработке электронных таблиц и их современные возможности.
Идея создания электронных таблиц принадлежит Дэниелу Бриклину.
Свою идею он обсудил с внештатным инженером-программистом Робертом Френкстоном. Тот заинтересовался идеей и в конце 1978 года начал писать программу, а уже к весне следующего года закончил ее. Свое детище Френкстон и Бриклин назвали Визикалк (VisiCalc - Visible Calculator). "Визикалк" создавал на экране персонального компьютера столбцы чисел, которые мгновенно изменялись, если изменялась какая-либо позиция этой электронной таблицы.
Продавать свою программу Бриклин и Фрэнкстон начали осенью 1979 г.
Изначально программа была написана для машины "Эпл-2", и по существу именно она сыграла главную роль в огромном успехе этого компьютера. "Визикалк" - первый пакет программного обеспечения, который уже сам по себе оправдывал приобретение микрокомпьютерной системы. "Визикалк" оставался "бестселлером" целый год, что естественно привело к десятку программ-подобий, творцы которых стремились нажить капитал на столь прибыльном деле.
Современные ЭТ предоставляют следующие возможности:
1) редактирование содержимого ячеек ЭТ: чисел, текста и формул, изменение размеров ячеек,
2) редактирование электронной таблицы: удаление, вставка, перемещение и копирование строк и столбцов, изменение размеров ЭТ,
3) перерасчет данных ЭТ при изменении одного из чисел или формулы,
4) сортировка данных ЭТ по строкам или столбцам,
5) быстрый поиск и замена данных ЭТ,
6) фильтрация данных по условию,
7) интерпретация данных ЭТ в графической форме.
4. Объяснение нового материала.
Демонстрация презентации (учащиеся фиксируют основные определения в тетрадях).
Ссылка – адрес ячейки в формуле.
В среде табличного процессора существует несколько видов ссылок, различающихся по форме записи адреса ячейки:
- относительные,
- абсолютные,
- смешанные.
- При изменениях данных формула пересчитываются автоматически.
Название | Запись | При копировании | Технология ввода |
Относительная | C3 | Меняется в соответствии с новым положение ячейки | Щелкнуть в ячейке |
Абсолютная | $C$3 | Не изменяется | Щелкнуть в ячейке, нажимать клавишу F4 до преобразования адреса к нужному виду |
Смешанная | C$3 | Не изменяется номер строки | |
$C3 | Не изменяется номер столбца |
Этапы решения задач с помощью ЭТ:
- создание бланка документа;
- ввод исходных данных;
- ввод способа получения производной информации (формулы);
- обработка данных.
Типы данных:
Категория:
- Все
- Особый
- Числовой
- Процентный
- Денежный
- Дата
- Время
- Научный
- Дробный
- Логический
- Текстовый
- Практическая работа
1. Ввод числа (автозаполнение), текста (изменение направления), формулы.
2. Создание бланка документа (изменение размера строки. Столбца, обрамление, объединение ячеек).
Индивидуальные задания:
1. Подготовить лист со следующим содержанием:
А | В | С | … | М | |
1 | Месяц | Январь | Февраль | Декабрь | |
2 |
2. Оформить на листе данные об океанах на земном шаре. В ячейках с числовыми значениями пробел вручную не ставить.
А | В | С | D | |
1 | СВЕДЕНИЯ ОБ ОКЕАНАХ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ. | |||
2 | Название | Площадь, тыс. кв. м. | Наибольшая глубина, м. | |
3 | Тихий | 178 684 | 11 022 | |
4 | Атлантический | 91 655 | 8 742 | |
5 | Индийский | 76 174 | 7 729 | |
6 | Сев. Ледовитый | 14 756 | 5 527 | |
7 |
5. Обобщение, корректировка знаний: (работа с кроссвордом). Приложение 6
По горизонтали:
1. Минимальный элементом электронной таблицы.
2. Объект электронной таблицы, предназначенный для представления данных в графическом виде.
4. Специальное средство для создания формулы.
5. С этого знака начинается формула.
6. Группа смежных ячеек, образующая прямоугольную область.
8. Область, обозначенная целыми числами.
По вертикали:
3. Область, обозначенная буквами латинского алфавита.
7. Операция, используемая для автоматического заполнения числовыми и текстовыми данными.
6. Контроль знаний. Приложение 5
Заполнение листа тестирования.
Итог урока.
7. Итог урока.
8. Домашнее задание.