Урок по информатике "Численные расчеты на ПК. Электронные таблицы Excel

Разделы: Информатика


Цели и задачи:

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать: структуру окна Excel; назначение табличного процессора, его команд и режимов; вводить и редактировать данные в ячейках; иметь понятие о типах данных и использовать их при решении задач, выполнять копирование, перемещение, удаление и добавление ячеек, строк и столбцов;

Учащиеся должны уметь: применять свои знания на практике, уметь вставлять, удалять, перемещать, копировать и перетаскивать содержимое ячеек, изменять высоту строк и ширину столбцов; менять ориентацию текста

Основные навыки: работа с мышью, работа с клавиатурой компьютера, выделение групп ячеек, перемещение по рабочему листу, выделение, копирование, перемещение и заполнение групп ячеек, работа с мастером функций, задание и изменение форматов данных.

Основные понятия: рабочая книга, листы, заголовки строк и столбцов, ячейка, данные, формулы, основное меню, контекстное меню, адреса ячеек и групп ячеек, размер ячеек, мастер функций, форматы данных.

Эпиграф: “Ум хорошо, а Excel – лучше!”

Ход урока

1. Мотивация деятельности.

План занятия, цель:

Назначение электронных таблиц: если вычислений, много, а времени мало, доверьтесь электронным таблицам!

Мир статистики, финансов,
Бухгалтерии, балансов
Полон формул, данных, дат!
Жить средь них не каждый рад.
Ведь держать все их в уме не под силу голове!
А понадобится вдруг упорядочить значенья
Или срочно подыскать оптимальное решенье?...
Привести в систему строго цифр и данных вереницы
Вам помогут, безусловно, электронные таблицы.

2. Демонстрация возможности табличного процессора.

Общие сведения. Приложение 4

Задача 1. Приложение 1

Задача 2. Приложение 2

3. Ведение новых понятий.

Историческая справка по разработке электронных таблиц и их современные возможности.

Идея создания электронных таблиц принадлежит Дэниелу Бриклину.

Свою идею он обсудил с внештатным инженером-программистом Робертом Френкстоном. Тот заинтересовался идеей и в конце 1978 года начал писать программу, а уже к весне следующего года закончил ее. Свое детище Френкстон и Бриклин назвали Визикалк (VisiCalc - Visible Calculator). "Визикалк" создавал на экране персонального компьютера столбцы чисел, которые мгновенно изменялись, если изменялась какая-либо позиция этой электронной таблицы.

Продавать свою программу Бриклин и Фрэнкстон начали осенью 1979 г.

Изначально программа была написана для машины "Эпл-2", и по существу именно она сыграла главную роль в огромном успехе этого компьютера. "Визикалк" - первый пакет программного обеспечения, который уже сам по себе оправдывал приобретение микрокомпьютерной системы. "Визикалк" оставался "бестселлером" целый год, что естественно привело к десятку программ-подобий, творцы которых стремились нажить капитал на столь прибыльном деле.

Современные ЭТ предоставляют следующие возможности:

1) редактирование содержимого ячеек ЭТ: чисел, текста и формул, изменение размеров ячеек,

2) редактирование электронной таблицы: удаление, вставка, перемещение и копирование строк и столбцов, изменение размеров ЭТ,

3) перерасчет данных ЭТ при изменении одного из чисел или формулы,

4) сортировка данных ЭТ по строкам или столбцам,

5) быстрый поиск и замена данных ЭТ,

6) фильтрация данных по условию,

7) интерпретация данных ЭТ в графической форме.

4. Объяснение нового материала.

Демонстрация презентации (учащиеся фиксируют основные определения в тетрадях).

  • Рабочее окно Excel.
  • Структура программы – двумерный массив, состоящий из столбцов и строк.
  • Столбцы нумеруются буквами (A, B, C, D, E, …).
  • Строки нумеруются цифрами (1, 2, 3, 4, 5, …).
  • Ячейка – минимальный элемент таблицы, имеющий адрес.
  • В ячейках могут храниться данные и формулы.
  • Формула начинается знаком равенства.
  • В ячейке отображается результат вычисления формулы.
  • В строке формул можно увидеть формулу текущей ячейки.

Ссылка – адрес ячейки в формуле.

В среде табличного процессора существует несколько видов ссылок, различающихся по форме записи адреса ячейки:

  • относительные,
  • абсолютные,
  • смешанные.
  • При изменениях данных формула пересчитываются автоматически.
Название Запись При копировании Технология ввода
Относительная C3 Меняется в соответствии с новым положение ячейки Щелкнуть в ячейке
Абсолютная $C$3 Не изменяется Щелкнуть в ячейке, нажимать клавишу F4 до преобразования адреса к нужному виду
Смешанная C$3 Не изменяется номер строки  
  $C3 Не изменяется номер столбца  

Этапы решения задач с помощью ЭТ:

  • создание бланка документа;
  • ввод исходных данных;
  • ввод способа получения производной информации (формулы);
  • обработка данных.

Типы данных:

Категория:

  • Все
  • Особый
  • Числовой
  • Процентный
  • Денежный
  • Дата
  • Время
  • Научный
  • Дробный
  • Логический
  • Текстовый
  • Практическая работа

1. Ввод числа (автозаполнение), текста (изменение направления), формулы.

2. Создание бланка документа (изменение размера строки. Столбца, обрамление, объединение ячеек).

Индивидуальные задания:

1. Подготовить лист со следующим содержанием:

  А В С М
1 Месяц Январь Февраль   Декабрь
2          

2. Оформить на листе данные об океанах на земном шаре. В ячейках с числовыми значениями пробел вручную не ставить.

  А В С D
1 СВЕДЕНИЯ ОБ ОКЕАНАХ НА ЗЕМНОМ ШАРЕ.   
2 Название Площадь, тыс. кв. м. Наибольшая глубина, м.  
3 Тихий 178 684 11 022  
4 Атлантический 91 655 8 742  
5 Индийский 76 174 7 729  
6 Сев. Ледовитый 14 756 5 527  
7        

5. Обобщение, корректировка знаний: (работа с кроссвордом). Приложение 6

По горизонтали:

1. Минимальный элементом электронной таблицы.

2. Объект электронной таблицы, предназначенный для представления данных в графическом виде.

4. Специальное средство для создания формулы.

5. С этого знака начинается формула.

6. Группа смежных ячеек, образующая прямоугольную область.

8. Область, обозначенная целыми числами.

По вертикали:

3. Область, обозначенная буквами латинского алфавита.

7. Операция, используемая для автоматического заполнения числовыми и текстовыми данными.

6. Контроль знаний. Приложение 5

Заполнение листа тестирования.

Итог урока.

7. Итог урока.

8. Домашнее задание.