Цель:
Обобщить и систематизировать знания учащихся о составе, строении и свойствах классов неорганических соединений.Задачи:
- продолжать развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами, проверить глубину и осознанность научных знаний, умение их применять;
- развивать логическое мышление, навыки сравнительного анализа, расширять кругозор и развивать познавательный интерес к предмету, совершенствовать навыки проведения экспериментальной работы;
- воспитывать коммуникабельность, чувство товарищества.
Тип урока:
Обобщающий.Оборудование:
Компьютер, мультимедиапроектор, экран; таблица химических элементов Д.И. Менделеева; таблица растворимости веществ; карточки для индивидуальной работы и для работы в группах; химические реактивы: раствор серной кислоты, раствор гидроксида натрия и вода.
Ожидаемый результат:
Учащиеся:
- Знают состав, строение, свойства, получение веществ;
- Умеют устанавливать причинно - следственные связи между строением, свойствами и применением классов неорганических соединений;
- Умеют доказывать химические свойства, записывать уравнения реакций;
- Умеют работать самостоятельно и в коллективе, оценивать свои знания и коллектива;
- Умеют применять знания на практике.
Ход урока
1. Организационный момент (до урока ребята делятся на группы)
Здравствуйте, ребята. Садитесь. (Слайд 1). "Химия - это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области", - сказал Максим Горький.
Ребята, посмотрите, как прекрасен наш мир. (Слайд 2)
А есть другой, невидимый мир. А о чем же я веду речь? Вот сейчас мы это узнаем. У вас на столах в папках лежат задания, найдите первое задание, выполните его, пожалуйста. Работайте всей группой. (Работа в группах).
Задание 1. Приложение 1
Назовите вещества, которые получаются при горении разных веществ в кислороде? (Оксиды.)
Вещество, которое легко разлагается на углекислый газ и воду, относятся к классу: (кислот)?
К какому классу относится вещество, которое окрашивает фенолфталеин в малиновый цвет? (Основания.)
К какому классу относятся твердые кристаллические вещества, иногда окрашенные в различные цвета. И лишь одно из них имеет соленый вкус? (Соли.)
Итак, какие у вас получились ответы? (ответы детей: оксиды, кислоты, соли, основания) Что же объединяет их? (ответ: всё это неорганические соединения. (Слайд 3).
Сегодня на уроке я приглашаю вас в мир неорганических соединений.
Он необычен и тоже прекрасен. Но так ли он нам неизвестен? Что вы о нем знаете, что вы знаете о неорганических соединениях? (ответы детей).
Какую цель мы можем поставить сегодня на уроке? (ответы детей).
Повторить, обобщить и систематизировать знания о солях, оксидах, основаниях, кислотах.
2. Обобщение знаний.
В окружающем мире эти вещества незаметны для нас, но так ли это? Ответить на этот вопрос поможет следующее задание - 2
Задание 2. (Слайд 4). Приложение 1
Составьте формулы названных в тексте соединений, и вы узнаете, где эти вещества встречаются в природе.
- В земной коре - литосфере - находятся оксид алюминия: (глина), оксид кремния (IV): (песок), оксид железа (III): (содержится в красном железняке).
- Водная оболочка - гидросфера - это оксид водорода: В воздухе есть оксид углерода (IV): (углекислый газ).
- В результате хозяйственной деятельности человека образуются вещества, загрязняющие атмосферу: оксид углерода (II): (угарный газ), оксид серы (IV): (сернистый газ), оксид азота (II): и оксид азота (IV):
(проверка с помощью экрана)
К какому классу относятся эти вещества? (ответы детей: оксиды)
Оксиды в окружающем мире мы увидели. А как распознать кислоту? Итак, задание 3.
Задание 3. Приложение 1
Перед вами три пробирки, в которых находятся вода, раствор серной кислоты и раствор гидроксида натрия. Перед тем как выполнить это задание вспомним технику безопасности при работе с кислотами и щелочами. (Памятка на столах перед детьми)
Меры безопасности при работе с кислотами и щелочами.
Особую осторожность следует соблюдать при работе с кислотами и щелочами.
Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку в ладонь). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.
При наливании реактивов не наклоняться над сосудом во избежание попадания брызг или частиц на лицо или одежду.
При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.
После употребления реактива банку и склянку закрыть пробкой и поставить на место.
6. При разбавлении концентрированных растворов кислот необходимо приливать тонкой струйкой в воду, а не наоборот.
(читают, в это время готовится видеоролик)
А сейчас внимание на экран, посмотрите, какое вещество поможет в
работе. (Демонстрация видеоролика).
Используя только раствор фенолфталеина, распознайте, где находится кислота. (В каждый стакан капнуть несколько капель фенолфталеина, в растворе щёлочи будет малиновое окрашивание, этот раствор разлить в два стакана, добавить в них жидкости из двух первых стаканов. При приливании раствора кислоты окраска исчезает, при приливании воды остаётся).
В какой пробирке кислота? Почему? (ответы детей: при приливании кислоты в раствор щёлочи окраска изменяется) А что вы еще знаете о щёлочи? К какому классу она относится? (ответы детей: к основаниям) Какие вы знаете основания? (ответы детей: нерастворимые, растворимые, малорастворимые)
(Слайд 5). Чтобы более подробно вспомнить эти вещества предлагаю следующее задание - 4. Используйте при выполнении задания таблицу растворимости кислот, солей и оснований, которая есть у вас в учебнике и в той папке, которая лежит на столе.
Задание 4. Приложение 1
Разместите в этих кругах по две формулы оснований.
Подберите формулы для заполнения области пересечения кругов. Ответ поясните.
Итак, какие формулы вы записали в области пересечения кругов? Почему вы записали эти формулы? (ответы детей: малорастворимые основания)
Ребята, вы хорошо поработали, предлагаю химическую разминку.(Слайд 6). Я показываю формулу: если она соответствует соли, то встаете, если нет, то хлопайте в ладоши два раза.
Разминка
Na2SO4, MgО, NН3, АICI3, NaН, CaSiO3, SO3, K2CO3, О2.
На протяжении всего урока вы работали в группах, а вот сейчвас придется поработать самостоятельно. Я предлагаю вам задания разного уровня сложности. Каждый может выбрать задание по своим силам: задание: А - самое сложное, В - попроще, а самое простое - С.
Задание 5. Приложение 1
А.1. Пропало вещество, вместо него появилось неизвестное с наименованием С. Назовите пропавшее вещество (письменно).
Р2О5+Н2О->А;
СаО + Н2О->B;
А+В->С
Ответ:
A= H3PO4,
B=Ca(OH)2,
С=Са3(РО4)2.
В.2. Определить вещество А. Написать правильно уравнение реакции, если нужно уравняйте химическую реакцию.
Н2 + А = Сu + H2O;
CI2 + A = HCI;
Ca + A = 2 CaO.
Ответ: СuO, H2, O2
С.3. Исправить ошибки допущенные в расстановке коэффициентов:
ZnS + O2 = 4ZnO + SO2;
2Fe2O3 + H2 = 2Fe + 3H2O;
4AI + 2O2 = 2AI2O3
А вот как вы поработали сегодня на уроке, мы сейчас узнаем. (Слайд 7).
На листочке выберите наиболее подходящий для вас вариант ответа и отметьте его:
- В мире неорганических соединений для меня есть неразгаданные тайны.
- Мир неорганических соединений мною в основном изучен и освоен.
- Я могу быть проводником в мире неорганических соединений.
Листочки оставьте на столах. Спасибо вам за урок! А на память о нем примите вот эти сердечки (Приложение 2) и помните: (Слайд 8) Химия - это область чудес, в ней скрыто счастье человечества, величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области и может быть именно вами.
До свидания.