Орнаментальные узоры

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • образовательные: создание условий по формированию исследовательских умений учащихся, способствующих развитию творческих способностей и логического мышления;
  • воспитательные:продолжить воспитание в потребности труда, воспитание внимательности;
  • развивающие: развивать воображение и творческую фантазию обучающихся.

Ведущий 1: Вышивальщиц можно увидеть на картинах известных художников. Вот «Крестьянская девушка за вышиванием» - картина кисти А.Г. Венецианова

Ведущий 2:   Вышивка древнее кружевоплетения. Поэтому в кружевах рисунки нередко похожи на те, которые используются в вышивках. Узоры старинных вышивок как бы символические: по народному поверью, вышивка должна была не только украшать одежду, скатерти, полотенца, но и оберегать от всякого зла.

Ведущий 1: Живя среди природы, человек научился видеть в ней множество интересных, причудливых форм, цветовых оттенков, подметил явления, которые стал обозначать обобщенными условными знаками. Поэтому в народных вышивках можно увидеть знак Солнца (например, в виде ромба). Украшение, состоящее из ряда ритмических упорядочных элементов, получило название орнамент.

Ведущий 2:   А почему орнамент геометрический?      

Ведущий 1: Это же крестьянская вышивка. В старину крестьяне одежду шили чаще всего из домотканого холста, а на нем четко выделялись продольные и поперечные нити. Сама ткань служила канвой для вышивки. Вот как на полотенце моей прабабушки: крестом вышиты гроздья винограда – ягоды красные, а листья чёрные.

Ведущий 2:   Такие цветы характерны для славянской вышивки.

Ведущий 1: Но русская народная вышивка бывает и одноцветной; цвет ниток может даже совпадать с цветом ткани: белое на белом, кремовое на кремовом.

Ведущий 2:   Такую вышивку не разглядишь!

Ведущий 1: Ещё как разглядишь! Взять хотя бы крестецкую строчку: это же действительно белоснежное чудо. В книге «Русское народное прикладное искусство» об этой вышивке так написано: «Выдернет мастерица нитки из ткани, а из оставшихся нитей сделает крупную сетку, на сетке выполнит геометрический орнамент из ромбов, розеток, звёздочек. Нити в вышивке лягут плотно, аккуратно, и весь узор получится симметричным, спокойным, уравновешенным… Выполняют крестецкую строчку белыми нитками на белом или очень светлом цветном фоне. Поэтому всё изделие кажется особенно чистым, строгим и торжественным».

Ведущий 2:   Своё название крестецкая строчка получила от посёлка Крестец, что на Валдае.

Ведущий 1: А про цветную вышивку ты что - нибудь знаешь?

Ведущий 2:   Конечно. Например, в цветной калужской перевитии сочетается много ярких цветов. А главный центр такой вышивки – Таруса, красивый и уютный городок на берегу Оки, недалеко от Москвы.

Ведущий 1: Да, природа в Тарусе действительно живописная. Не случайно этот городок любили художники и писатели.

Ведущий 2:   А какими нитками вышивали в старину? Льняными?

Ведущий 1: В XVIII – XIX веках вышивали и льняными, и шёлковыми, и шерстяными. Даже металлическими, хотя и редко. Вышивку дополняли бисером, жемчугом. Теперь же чаще вышивают шелком или мулине. И рисунки стали более разнообразными.

Ведущий 2:   А сама ты вышивать умеешь?

Ведущий 1: Умею: и гладью, и крестом, и стебельчатым швом, и тамбурным …

Ведущий 2:   А теперь проведём игру, приглашаются желающие.

Задание 1: Составить свой вариант изображения орнамента птицы. У кого получится быстрее и красивее, тот и получит приз.

Ведущий 1: Задание 2: А теперь необходимо отгадать загадку, из полученного ответа мы должны составить как можно больше слов, но буквы можно использовать лишь один раз.

Начертили мы узор,
Чтобы радовал он взор.
Ритм, контраст в него вложили,
Про симметрию не забыли,
И узор зовётся нами
Ну, конечно же… (орнамент).

Ведущий 2: Задание 3: Кстати и загадки мы приготовили с тем условием, что касаются они труда, ремёсел или деревенского быта.

Конь стальной,
хвост льняной (иголка).

Ведущий 1: Моя загадка потруднее: «Два стоят, два лежат, пятый ходит, шестой водит, седьмой песенки поёт».

Ведущий 2:   Что-то мудрено!

Ведущий 1: (если обучающие затрудняются ответить, то ответ произносит ведущий) Ничего мудрёного – это дверь: косяки стоят, притолока и порог лежат, сама дверь (ее полотно) ходит, ручка её водит…

Ведущий 2:   А что же песенки поёт?

Ведущий 1: А то, что скрипит, давая возможность двигаться двери в одну и в другую сторону.

Ведущий 2:   А теперь моя загадка:

На пальце одном,
ведёрко вверх дном (наперсток).

Ведущий 1: Инструмент бывалый, не большой, не малый.

У него полно забот:
он и режет, и стрижет (ножницы).

Ведущий 2:   А я буду загадывать последней, потому что после этого мы пойдём пить чай. Загадка моя:

«В небо дыра, в землю дыра,
посередине огонь да вода» (самовар)

Ведущий 1: Этими словами можно закончить наши посиделки: «Испокон веку славилась Русская земля своими мастерами – одарёнными людьми, создававшими яркое самобытное искусство. Руки мастера… Они творят красоту и пишут историю народа. Художественные промыслы – одна из наиболее ярких форм народного искусства, непреходящая ценность духовной культуры народа».