Цели:
- Познакомить с новой классификацией животных и их групповыми признаками;
- Познакомить с понятием «зоология»; профессиями ветеринар и зоолог.
- Расширять кругозор, развивать мышление.
- Воспитывать заботливое отношение к животным.
Оборудование: Тестовые задания, иллюстрации групп и видов животных, карточки для самостоятельной работы «Зачеркни лишнее», схемы «Классификация животных».
ИКТ слайды «Группы животных».
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно всё вокруг,
Прекрасно всё во мне.
Наш мир красив, удивителен и разнообразен и в этом мы убедимся на сегодняшнем уроке.
2. Актуализация знаний.
А) Но сначала проведём тест и проверим наши знания по теме «Растения».
Тест.
Как называется наука о растениях?
А) ботаника
Б) зоология
В) астрономия
Что растения получают из почвы?
А) Перегной, песок, глину.
Б) Остатки растений и животных.
В) Воздух, воду, соли.
Выбери правильный ответ.
Хвойные растения это –
А) Сосна, ель, яблоня, пихта.
Б) Лиственница, кедр, папоротник.
В) Ель, сосна, можжевельник.
Б) Повторение о группах животных.
Рассмотрите иллюстрации. Что заметили?
Животные разделены на группы (дикие и домашние).
Что послужило основанием для деления? (среда обитания).
3. Изучение нового материала.
1. Постановка учебной задачи.
Тема урока «Разнообразие животных».
Познакомимся с новой классификацией животных на основе особенностей строения тела животных.
2. Беседа о профессиях связанных с животными, зоологией.
Рассмотрите иллюстрацию. Кого узнали? Как назвать, одним словом?
Как называется наука о животных?
Поможет вам узнать это слово АНАГРАММА. Прочитайте её.
Зоо+логика – ка = я (зоология).
Как называется профессия людей, занимающихся изучением жизни животных, особенностями видов животных? (зоолог)
К кому вы можете обратиться, если ваше животное заболеет? (ветеринар)
3. Знакомство с группами животных и их признаками
Учёные зоологи делят царство животных на большое число групп.
Мы сегодня будем работать с позвоночными и беспозвоночными животными.
При работе будем использовать карточку – помощницу. Вы - мои помощники.
Подготовленные учащиеся делают сообщения, каждый о своей группе.
(Черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери.)
Учитель дополняет и демонстрирует слайды «Разнообразие животных» (Приложение №1)
После просмотра каждой группы слайдов учащиеся выделяют отличительные признаки группы животных и записывают их в карточку- опору.
Классификация животных по особенностям строения тела. | |
Беспозвоночные. | |
Признаки группы. | |
1. Черви. (Дождевой червь, пиявки.) |
|
2. Моллюски. (Улитки, слизни, осьминоги, кальмары, каракатицы.) |
Мягкое тело обычно защищено ……………… |
3. Иглокожие. (Морские звёзды, морские ежи, морские лилии, морские огурцы.) |
Имеются ……………….. |
4. Ракообразные. (Раки, крабы, креветки, мокрицы.) |
|
5.Паукообразные. (Скорпионы, пауки, клещи, сенокосцы.) |
Ног……………. |
6. Насекомые. (Жуки, бабочки, стрекозы, пчёлы, мухи.) |
Ног …………… |
Физминутка.
Утром бабочка проснулась |
|
Позвоночные. | |
Признаки группы. | |
1.Рыбы. (Щука, карась, окунь, камбала.) |
Живут в ………… Чешуя. Передвигаются при помощи …………….. Дышат ……………… |
2. Земноводные. (Лягушки, жабы, тритоны.) |
Кожа ………………………., нежная. Часть жизни на суше, часть в ………….. |
3.Пресмыкающиеся. (Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.) |
Тело покрыто …………………….. или панцирем. |
4.Птицы. | Тело покрыто ………… |
5. Звери (млекопитающие). | Шерсть. Детёнышей кормят …………………. |
Какие группы животных у нас получились?
Как паукообразных отличить от насекомых?
Чем отличаются земноводные от пресмыкающихся?
4. Закрепление изученного.
А) Вернёмся к нашей иллюстрации.
Выполним задание №1. Вам нужно пронумеровать рисунки.
Выбираем цифру в соответствии с группой рисунков, обозначаем. Проверка.
Б) «Зачеркни лишнее». Объясни своё решение.
5. Знакомство с Красной книгой Ямала.
А) Сообщение учителя о Красной книге Ямала.
Мы убедились, что мир разнообразен, красив, прекрасен!
Но, к сожалению, хозяйственная деятельность человека вредит жизни животных.
Многие виды животных сократили свою численность, некоторые стали редкими, а некоторые совсем исчезли.
Учёные исследуют и записывают данные. Проводят природоохранные мероприятия.
Редкие виды заносят в Красную книгу.
Почему она называется Красная?
Хочу сегодня вас познакомить с Красной книгой Ямала.
Демонстрация с комментариями.
Б) Выступления подготовленных учащихся.
Знакомство с редкими и исчезающими животными Ямала.
6. Итог.
Какие группы животных вы узнали?
Демонстрация слайдов «Прекрасно все вокруг. Береги этот мир».
Прекрасно всё на небе,
Прекрасно на земле,
Прекрасно всё вокруг,
Прекрасно всё во мне.