Многие психологи, работая в школе, сталкивались с проблемой сплочения классного коллектива в средней школе. Для разрешения этой проблемы мы использовали это занятие, которое является модификацией большой игры «Репортер - 1», разработанной М.Р. Битяновой, направлено на сплочение классного коллектива, и предназначено для учащихся 5–7 классов. Основной нашей задачей было поместить детей в не привычные для них условия, обратить их внимания друг на друга, научить замечать друг в друге положительные качества, необходимым условием для нас было создание общего для всего класса продукта (выпуск газеты о классе, с рассказами учащихся друг о друге).
Цели занятия:
- сплочение классного коллектива;
- развитие внутригрупповых отношений.
Задачи:
- развитие навыков активного слушания;
- расширение знаний детей друг о друге;
- развитие навыков сотрудничества;
- развитие умения видеть положительные черты в каждом члене коллектива.
Оборудование:
- бейджи с визитками (по числу участников);
- фломастеры;
- клей, ножницы;
- 2 листа ватмана;
- карандаши, ручки;
- памятка участника конференции (по числу участников);
- бланк рассказа о герое (по числу участников);
- цветная бумага.
Ход занятия.
1. Разминка.
Цель разминки разогреть группу и настроить на работу, для этого можно использовать любые упражнения, мы использовали следующие:
«Построиться по…..» детям предлагается не разговаривая друг с другом построиться по росту, цвету волос (от самых светлых до темных), дате рождения и т. д.
«Атомы – молекулы» участники хаотично передвигаются по комнате, как только ведущий говорит молекулы и число, участники должны объединится в группы по столько человек, какое число названо.
2. Знакомство.
Ведущий. Здравствуйте, уважаемые участники конференции! Рассаживайтесь, пожалуйста! Мы рады приветствовать вас на конференции журналистов «Я — репортер». Вы все — известные журналисты, представляющие солидные газеты и журналы разных стран мира. Тема нашей сегодняшней встречи: «Профессионально важные качества личности журналиста». У нас будут как теоретическая, так и практическая части, где каждый сможет проявить себя. Итогом конференции станет газета, созданная вами. Чтобы мы могли свободно общаться друг с другом, нам следует познакомиться.
Сейчас каждый из вас получит визитку, на которой вы крупными буквами напишете имя, издание, которое представляете, и страну, из которой приехали.
Участники игры получают визитки, на которых пишут свое собственное имя или псевдоним, воображаемое печатное издание и страну.
3. Деление на группы.
Для того, чтобы наша сегодняшняя работа была более продуктивна, мы делим вас на две команды. (зачитывается список, мы заранее составили списки двух команд, посоветовавшись с классным руководителем, на можно использовать любой другой способ деления на группы) Придумайте название своей команде, и выберите капитана. (расходятся по кабинетам)
4. Работа в группе.
Ведущий. Добрый день! Давайте познакомимся с вами поближе, для этого вы сейчас вытяните по одной части фигуры и объединитесь в пары. А теперь вам дается возможность продемонстрировать свое журналистское мастерство. Вы возьмете интервью у своего партнера, а затем представите его, а он - вас. Вам всем выдадут памятки о том, как правильно брать интервью.
Раздаются «Памятки участникам конференции "Я — репортер"» (см. Приложение 1). Участники берут друг у друга интервью, затем рассказывают друг о друге.
Ведущий. Замечательно, теперь мы друг друга знаем. Действительно, сегодня собрались самые-самые. У нас сегодня представлены такие страны, как... и такие жанры, как... (перечисляет страны и жанры). Перейдем к теме сегодняшней конференции. Давайте напомним друг другу, какие важные качества должны быть у журналиста? Что отличает его от людей других профессий?
Ведущий фиксирует на доске те качества, которые называют дети, так, чтобы всем было видно. Это могут быть такие качества, как интеллект, чувство юмора, изобретательность, коммуникабельность, обаяние и т. д.
Ведущий. А теперь напишите у себя на листочке качества из общего списка, которые присущи вам лично. (Дети составляют списки у себя на листочках?) А сейчас допишите те качества, которыми вы не обладаете, но очень хотели бы их в себе развить. Сегодня вы можете попытаться сделать это (т. е. развить какие-либо качества), так как у нас будут проводиться специальные мастер - классы. И у каждого из вас будет задание: вам необходимо наблюдать за вашим партнером в течение всей игры, а в конце — написать о нем статью. Так что будьте внимательны — наблюдайте и помните, что за вами тоже наблюдают.
Для того, чтобы определить за кем вы будете наблюдать, мы проведем жеребьевку. (дети вытягивают бумажки с фамилиями)
1) Мастер – класс «Я начинаю разговор».
Ведущий. Первый наш мастер-класс называется «Я начинаю разговор...». Каждый журналист в своей работе встречается с огромным количеством людей. И от того, как он начнет разговор, подчас зависит успех всего дела. Сейчас вам предстоит попробовать начать разговор с незнакомыми и очень разными людьми. Рассчитайтесь, пожалуйста, на первый-второй. Первые номера — шаг вперед, повернитесь лицом ко вторым номерам... Отлично. У нас получилось два круга. Теперь по моей команде вы поприветствуете человека, который окажется перед вами. Причем делать это нужно, внимательно слушая мои инструкции. По команде «Стоп. Внешний круг — шаг вправо» — внешний круг делает шаг вправо, а внутренний — остается на месте. И разговор продолжается, но уже с другим человеком. Итак, начнем... Поприветствуйте друг друга, как будто вы только что познакомились, но встреча с этим человеком имеет для вас очень большое значение. (Участники здороваются.) Далее вам нужно поприветствовать друг друга следующим образом:
- как старые друзья... шаг вправо;
- как будто вы испытываете друг к другу брезгливое чувство... шаг
вправо; - как будто вы очень обижены на этого человека... шаг вправо;
- как будто вы сильно обидели этого человека, и хотели бы, чтобы
он вас простил... шаг вправо; - как с большим начальником... шаг вправо;
- как дипломаты на приеме... шаг вправо;
- как с человеком, с которым вам предстоит длительное совместное
путешествие... шаг вправо.
Ведущий. Замечательно. Спасибо. Вы отлично поработали. Прошу пройти сюда для обсуждения. (Все садятся в круг.) Чему был посвящен наш первый мастер-класс? Легко ли вам было друг с другом общаться? Какие качества помогали вам находить общий язык? Какими качествами обладал человек, с которым вам было приятно общаться? Вспомните, как вел и проявлял себя ваш Герой — человек, за которым вы наблюдаете. Запишите свои наблюдения па листочек.
2) Мастер – класс «Необычная ситуация».
Ведущий. Дальше я приглашаю вас всех в следующий мастер-класс. Он называется «Необычная ситуация». Каждый журналист в своей работе попадает в разные необычные ситуации, где он должен показать себя с лучшей стороны, проявить свои профессиональные качества. Вам предлагается следующее.
- Упражнения «Скала».
Участники встают в плотную шеренгу, создавая «скалу», на которой торчат выступы, образованные из выставленных рук и ног участников. Задача водящего – пройти вдоль этой «скалы», не упав в «пропасть», т. е. не поставив ногу а пределы линии, образованной ступнями остальных участников.
- Упражнение «Превращение кобры».
Группа становится в ряд посередине комнаты. Каждый кладет руки на плечи впереди стоящего.
Ведущий. Игра основывается на старой бразильской легенде. Положение, в котором вы сейчас стоите, называется «Стеклянная кобра». Оно символизирует народ. Стеклянная кобра разобьется на много мелких кусков, но отдельные ее части снова соберутся вместе. И когда отдельные фрагменты, слабые сами по себе, объединятся, они станут мощными и сильными, ибо в результате трудного процесса совместного роста превратятся в опасную кобру из стали.
Участники закрывают глаза и с помощью рук исследуют стоящего впереди игрока, пытаясь запомнить свои ощущения.
Затем каждый отнимает руки и с закрытыми глазами покидает круг. В течение 1 минуты «осколки» стеклянной кобры бродят по комнате (держа руки на уровне плеч).
По сигналу, не открывая глаз, группа пытается воссоздать ряд в первоначальном виде. Ограничений по времени нет. Как и в бразильской легенде, процесс появления стальной кобры может длиться достаточно долгое время.
- Упражнение «Передать текст».
Данное упражнение похоже на детскую игру крокодил, участники делятся на две команды, каждой команде дается пословица. Задача команд объяснить без помощи слов объяснить свою пословицу другой команде.
Ведущий. Все прошли испытание? Легко ли было включиться в «необычную ситуацию»? Что мешало вам расслабиться? Что помогало? Что вы чувствовали, когда поднимали других? Теперь запишите наблюдения за своим Героем.
3) Мастер – класс «Подводная лодка».
Ведущий. А теперь мы переходим к нашему третьему мастер - классу, который называется «Подводная лодка». Представьте себе, что мы отправились в путешествие на подводной лодке, чтобы сделать репортаж о подводном мире, но вдруг внезапно лодка начинает тонуть. Дверь люка заклинило, она открывается каждые три минуты и ровно на тот промежуток времени, за которое может выйти только один человек, вам необходимо договориться кто пойдет первым.
Участники По-очереди выходят из подводной лодки.
Когда все успешно завершилось, происходит обсуждение. Не забывайте, что каждый участник должен обязательно что-то записать о своем Герое.
4) Мастер – класс «Спасибо тебе за…»
Ведущий. Мы переходим к нашему последнему мастер - классу — «Спасибо тебе за...». Сейчас каждый из вас, сидя в нашем кругу, скажет своему соседу-коллеге несколько теплых слов. И пусть они будут о том, как вам с ним сегодня работалось. Ведь профессиональный журналист должен уметь быть благодарным и подмечать в человеке хорошие стороны его души. Кто хочет начать?...
По кругу все говорят своему соседу справа или слева несколько слов. Остальные внимательно слушают и затем делают запись о своем Герое.
5. Выпуск газеты «Я - репортер».
Ведущий. А теперь хочу вас поздравить с тем, что наши мастер-классы подошли к концу. И, как завершение нашей конференции, мы сейчас выпустим газету, посвященную нам самим. Мы обобщим информацию, которую получили друг о друге, и сделаем спецвыпуск «Я — репортер».
Каждый участник получает лист цветной бумаги, на котором пишет очерк о своем Герое (см. Приложение 2). Ведущие помогают ребятам заполнять «Рассказы», вырезать, приклеивать на общий ватман. Каждая группа готовит свою половину газеты.
6. Объединение.
Две команды объединяются в одном помещении, половинки газет склеиваются в одну, мы украсили газету ладошками, которые каждый из участников вырезал из цветной бумаги.
Ведущий. У нас получилась газета, в которой вы действительно показали все свое мастерство. Поздравляем вас с окончанием конференции. Надеемся, что сегодня каждый что-то почерпнул для себя и чему-то научился...
Газета вешается на самое видное место в классе, происходит обсуждение.
Список литературы.
- Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Азарова Т. В., Барчук О. И., Беглова Т. В., Битянова М. Р., Королева Е. Г., Пяткова О. М.; под общей ред. Битяновой М. Р. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
- Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры. Пер. с нем. – М.: Генезис, 2006. – 336 с.
- Грецов А. Г. Тренинг общения для подростков. – СПб.: Питер, 2005. – 160 с.