Проектно-исследовательская деятельность учащихся в современной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


В современную эпоху быстрого обновления знаний важное место в формировании творческих способностей учащихся занимает исследовательский метод обучения. Исследовательская деятельность учащихся - образовательная технология, использующая в качестве главного средства достижения образовательных задач учебное исследование. Исследовательская деятельность предполагает выполнение учащимися учебных исследовательских задач с заранее неизвестным решением, направленных на создание представлений об объекте или явлении окружающего мира, под руководством специалиста - руководителя исследовательской работы. Исследовательская и проектная деятельность учащихся - процесс совместной работы учащегося, педагога-руководителя и всего педагогического коллектива в целом. Целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

В процессе исследовательской деятельности реализуются те этапы, которые характерные для исследований в научной сфере: постановка проблемы, изучение теории, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения. Основная особенность исследования в образовательном процессе - то, что оно является учебным. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе.

Исследовательский проект учащегося - проект по выполнению им исследовательской работы, который разрабатывается совместно с руководителем в соответствии с определенными этапами. При проектировании исследовательской деятельности в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. При этом развитие исследовательской деятельности учащихся нормируется выработанными научным сообществом традициями с учетом специфики учебного исследования. Главной целью исследовательского проекта учащегося является получение представлений о том или ином явлении.

Другой важной целью исследований школьников является развитие их способности занимать исследовательскую позицию по отношению к окружающим явлениям, навыков аналитического мышления. Это достигается наилучшим образом тогда, когда учащимся создаются условия для самостоятельной постановки задач исследования, выбора объекта, попыток анализа, выдвижения версий (гипотез) развития исследуемого явления. При этом учащийся действует в соответствии с своими интересами и предпочтениями, занимает творческую, авторскую позицию при выполнении исследования, т. е. самостоятельно ставит цели своей деятельности. Из этого следует, что на каждом этапе исследований нужно дать учащемуся определенную свободу в работе, иногда даже в ущерб методике, иначе исследование может постепенно превратиться в обычную последовательность стандартных учебных этапов.

Среди форм организации исследовательского обучения можно выделить следующие главные:

  1. Проблемное ведение уроков базисного компонента учебного плана общеобразовательной школы по традиционным предметам.
  2. Курсы в рамках школьного компонента – элективные курсы предпрофильного и профильного обучения в области различных естественных и гуманитарных наук, которые строятся на основе выполнения исследовательских проектов. 
  3. Конференция и конкурс - формы презентации исследовательской деятельности.
  4. Научное общество учащихся.

Результаты исследовательского обучения разделяются на две части. 
Первая – формальная – соответствие результата (исследовательской работы) критериям и требованиям, принятым в исследовательском обучении (сюда входит структура работы, оформление, качество аналитической части и др.). Методика оценки качества результата в этом случае достаточно проста и ограничивается установлением соответствия представленного продукта установленным требованиям. Главная сложность состоит в том, что эксперту необходимо помнить, что он оценивает не объективную значимость представленной работы, а ее субъективное значение для учащегося, для его развития. Поэтому на каждом этапе оценки необходимо вникать в личностные мотивы учащегося и его самооценку.
Вторая показывает, какие способности и характеристики личности были развиты в процессе реализации исследовательского обучения. Такими характеристиками могут быть: способность видеть и выделять проблему, способность к рефлексивному мышлению, уровень познавательной мотивации, наличие и выраженность авторской позиции.

Творческая деятельность учащегося начинается с начальной школы. В 5-7 классах учащиеся начинают работать с научно-популярными изданиями, учебной литературой, решают конкретные проблемы, проводят небольшие исследования, результаты которых оформляются в виде творческих работ. Краткие сообщения по ним школьники делают на уроках. В старших классах активизируется становление сферы исследовательских интересов учеников, их работы отличаются большей самостоятельностью и носят личностно-ориентированный характер. Исследовательская работа имеет долгосрочный характер и завершается представлением и защитой докладов и рефератов на научно-практической конференции, выставлением проектов на конкурсах. 

Основной формой научно-исследовательской деятельности старшеклассников является проект. Проектно-исследовательская деятельность школьника развивает его самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении целей, формирует навыки планомерной, технологичной деятельности и способности к самоорганизации, самоконтролю и самокоррекции.

Исследовательские проекты - довольно сложный вид деятельности как для школьников, так и для тех, кто руководит ими. Главная цель учителя – подготовка учеников к творческой деятельности, учащиеся выступают в роли исследователей, самостоятельно добывающих знания, использующих разнообразные источники и материалы. Большую подготовительную работу проводит учитель в начале учебного года. Важно выявить желающих заняться исследовательской работой. Основные мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в вуз; и другие.

На занятиях учителя раскрывают алгоритм научного способа познания, дают отличие учебного исследования от научной работы, а также творческой работы в форме реферата. Успех деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. Научно-исследовательская работа позволяет учителю открыть способности ученика к тому или иному предмету, а иногда к нескольким. Весь процесс организации проектно-исследовательской деятельности можно разбить на следующие этапы:

  • I этап — выбор проектно-исследовательской темы.
  • II этап — анализ выбранной темы (актуальность темы, научный замысел, цели и задачи исследования; подбор и работа с источниками знаний; оформление работы, методы исследования и т. д.; решение логических задач).
  • III этап — индивидуальные консультации по выбираемой теме (можно идти параллельно со вторым).
  • IV этап — оформление исследовательской и проектной частей работы,
  • V этап — защита работы на научно-практической конференции города и лицея, представление на конкурсах и выставках

В заключении хочется еще раз подчеркнуть важность и необходимость проведения проектно-исследовательской работы со школьниками. Результаты такого «научного» сотрудничества учителя и ученика следующие:

  • усвоение алгоритма проектного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  • значительно расширяется кругозор лицеистов в предметных областях;
  • вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
  • формирует социальный опыт в труде и общении;
  • способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.

Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В лицее одним из таких способов является организация проектно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.