Урок географии в 8-м классе "Природные комплексы Северного Кавказа"

Разделы: География


Форма проведения: Имитационно - ролевая игра: использование территории как места массового туризма.

Цели урока:

  1. Формирование у учащихся
    • умения составлять описание природы географического объекта
    • географической культуры, интереса к географическим знаниям
    • экологического мышления
  2. Развитие интеллектуально-познавательных умений через проблемное изложение учебного материала.

Задачи урока:

  1. Познакомить с разнообразием ПК Северного Кавказа, Прикубанской равнины и высокогорного Дагестана.
  2. На их примере показать влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
  3. Создать образ Кавказа через применение средств ИКТ.

Средства обучения: Физическая карта России, атласы, контурные карты, слайды с видами ПК Кавказа, индивидуальные карточки, учебники, интерактивная доска, компьютер, глобус, атласы, контурные карты, презентация в среде POWER POINT, фотоколлекции учителя и учащихся.

Методы: проблемное изложение с применением ИКТ, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, коллективная.

Ход урока

I. Организационный момент:

а) Презентация «Удивительный Кавказ» (по стихотворению М.Ю. Лермонтова)

Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой…
Прекрасен ты, суровый край свободы
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым, синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся как тени,
Как над головой огромных привидений
Колеблемые перья, - и луна
По синим сводам странствует одна.

б) На прошлом уроке мы познакомились с природой Северного Кавказа. Сегодня на основании ваших знаний постараемся составить рекламный проспект для территории Северного Кавказа. Как вы думаете, с чего нужно начать? Да, именно со сбора информации. А информацию эту сейчас вы добудете из ваших же знаний.

II. Актуализация знаний (коллективное выявление причинно-следственных связей)

а) В чем причина разнообразия ПТК Северного Кавказа?

  • сложная история геологического развития;
  • сложная циркуляция воздушных масс;
  • неравномерное выпадение осадков.

б) индивидуальные задания:

  • тестирование – 4ученика пишут «досье» на природу этого региона (тесты в приложении);
  • чтение дневника несостоявшегося похода – ученик на интерактивной доске постарается исправить ошибки в дневнике туристов.

Путешествие по Кавказу.

На огромном перешейке между Балтийским и Азовскими морями расположились горы большого Кавказа. Северный Кавказ – самая южная часть России, здесь проходит граница с Казахстаном и Турцией. Северный Кавказ – это область, расположенная на границе субтропического и экваториального климата. Кавказ – молодые горы, образованные в байкальскую складчатость. Горы Машук и Бештау - потухшие вулканы, самые высокие точки Кавказа. Наиболее высокая часть всей горной системы – центральный Кавказ. Здесь находится трехглавый Эльбрус – лакколит Казбек – действующий вулкан. Сложная история геологического развития региона – причина богатств недр Кавказа различными полезными ископаемыми. Основным источником влаги для Северного Кавказа является Каспийское море. Поэтому восточные склоны отличаются большим количеством осадков. На западе региона часты засухи и суховеи. Наиболее крупные реки – Кубань, Терек, Ока, Егорлык, Дон. Богатство Прикубанской низменности – плодородные почвы. Отчетливо выражается высотная поясность.

2 ученика займутся расшифровкой – объяснение определений и терминов:

  • Лакколиты – (несостоявшиеся вулканы).
  • Фен – (теплый ветер, нисходящий с гор в долины в теплое время года).
  • Бора – (холодный ветер, спускающийся с вершины гор на низины в холодное время года).
  • Плавни – (заболоченные участки земли, покрытые камышом).
  • Горные ледники – (ледник, образованный на вершине гор).
  • Молодые горы – (пикообразные, с острыми вершинами).
  • Сход лавин – (движение снега, грязи при резком потеплении, обильном снегопаде, землетрясении).
  • Горная река – (река, берущая начало в горах).
  • Высотная поясность – (чередование ПЗ в горах).

Номенклатура: работа на интерактивной доске (проверка домашней работы)

  • примечательные места Кавказа;
  • природные уникумы;
  • природные святыни;
  • субъекты Кавказа.

III. Экскурсия в музей забытых вещей

В Северном Кавказе очень разнообразный климат, что привело к образованию многочисленных природно-территориальных комплексов. Так ли это на самом деле? Я предлагаю Вам отправиться в путешествие в разные уголки этого красивейшего места России.

Но, прежде чем отправиться в природные комплексы, давайте зайдем в музей забытых вещей. Здесь собраны вещи мастеров здешних мест. Отгадайте по этим экспонатам, чем занимались эти люди. Постарайтесь найти связь между предметом, занятием, причиной занятия

деревянная резная шкатулка резьба по дереву
каменная статуэтка резьба по камню
серебряный браслет изготовление металлических изделий
коврик ковроткачество
вышитое полотенце вышивание
минеральные воды «Нарзан», «Ессентуки» лечебная вода
вино виноделие
сухофрукты, грецкий орех, халва садоводство
чай выращивание
рис выращивание
подсолнечное масло выращивание

IV. Заочное путешествие в ПТК:

Вывод: богаты эти края. Люди умело используют природные ресурсы. Нужно узнать, почему эти вещи оказались в музее. С этой целью мы отправимся в природные комплексы. Нашими гидами будут … (сообщения учащихся)

а) Прикубанская равнина (Сафеева Лена)
б) Кавказские минеральные воды (Маликов Ильгиз)
в) Высокогорный Дагестан (Галиахметов Эдуард)

V. Составление картосхемы рекламного буклета: (карточка-план)

Для нас, живущих в другой ПЗ, все это интересно. Я думаю, ваши рекламные проспекты пригодятся многим людям.

Приступаем к составлению рекламного проспекта. Перед вами лежат карточки-планы, которые помогут при работе. Начните составление вашего рекламного проспекта с названия.

1 группа – Прикубанская равнина;
2 группа – Кавказские минеральные воды;
3 группа – Высокогорный Дагестан

VI. Презентация рекламного проспекта

VII. Итог урока

VIII. Домашнее задание:

Вы только приоткрыли завесу, скрывающую удивительный мир Кавказа, поэтому дома ещё больше узнаете через пар. 31. и

а) оформите рекламный проспект по своим сообщениям;
б) подготовите сообщение по произведениям поэтов, писателей, художников о Кавказе;
в) разработаете маршрут путешествия (по выбору).

Приложение.