Форма проведения: Имитационно - ролевая игра: использование территории как места массового туризма.
Цели урока:
- Формирование у учащихся
- умения составлять описание природы географического объекта
- географической культуры, интереса к географическим знаниям
- экологического мышления
- Развитие интеллектуально-познавательных умений через проблемное изложение учебного материала.
Задачи урока:
- Познакомить с разнообразием ПК Северного Кавказа, Прикубанской равнины и высокогорного Дагестана.
- На их примере показать влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
- Создать образ Кавказа через применение средств ИКТ.
Средства обучения: Физическая карта России, атласы, контурные карты, слайды с видами ПК Кавказа, индивидуальные карточки, учебники, интерактивная доска, компьютер, глобус, атласы, контурные карты, презентация в среде POWER POINT, фотоколлекции учителя и учащихся.
Методы: проблемное изложение с применением ИКТ, частично-поисковый.
Формы работы: индивидуальная, коллективная.
Ход урока
I. Организационный момент:
а) Презентация «Удивительный Кавказ» (по стихотворению М.Ю. Лермонтова)
Приветствую тебя, Кавказ седой!
Твоим горам я путник не чужой…
Прекрасен ты, суровый край свободы
И вы, престолы вечные природы,
Когда, как дым, синея, облака
Под вечер к вам летят издалека,
Над вами вьются, шепчутся как тени,
Как над головой огромных привидений
Колеблемые перья, - и луна
По синим сводам странствует одна.
б) На прошлом уроке мы познакомились с природой Северного Кавказа. Сегодня на основании ваших знаний постараемся составить рекламный проспект для территории Северного Кавказа. Как вы думаете, с чего нужно начать? Да, именно со сбора информации. А информацию эту сейчас вы добудете из ваших же знаний.
II. Актуализация знаний (коллективное выявление причинно-следственных связей)
а) В чем причина разнообразия ПТК Северного Кавказа?
- сложная история геологического развития;
- сложная циркуляция воздушных масс;
- неравномерное выпадение осадков.
б) индивидуальные задания:
- тестирование – 4ученика пишут «досье» на природу этого региона (тесты в приложении);
- чтение дневника несостоявшегося похода – ученик на интерактивной доске постарается исправить ошибки в дневнике туристов.
Путешествие по Кавказу.
На огромном перешейке между Балтийским и Азовскими морями расположились горы большого Кавказа. Северный Кавказ – самая южная часть России, здесь проходит граница с Казахстаном и Турцией. Северный Кавказ – это область, расположенная на границе субтропического и экваториального климата. Кавказ – молодые горы, образованные в байкальскую складчатость. Горы Машук и Бештау - потухшие вулканы, самые высокие точки Кавказа. Наиболее высокая часть всей горной системы – центральный Кавказ. Здесь находится трехглавый Эльбрус – лакколит Казбек – действующий вулкан. Сложная история геологического развития региона – причина богатств недр Кавказа различными полезными ископаемыми. Основным источником влаги для Северного Кавказа является Каспийское море. Поэтому восточные склоны отличаются большим количеством осадков. На западе региона часты засухи и суховеи. Наиболее крупные реки – Кубань, Терек, Ока, Егорлык, Дон. Богатство Прикубанской низменности – плодородные почвы. Отчетливо выражается высотная поясность.
2 ученика займутся расшифровкой – объяснение определений и терминов:
- Лакколиты – (несостоявшиеся вулканы).
- Фен – (теплый ветер, нисходящий с гор в долины в теплое время года).
- Бора – (холодный ветер, спускающийся с вершины гор на низины в холодное время года).
- Плавни – (заболоченные участки земли, покрытые камышом).
- Горные ледники – (ледник, образованный на вершине гор).
- Молодые горы – (пикообразные, с острыми вершинами).
- Сход лавин – (движение снега, грязи при резком потеплении, обильном снегопаде, землетрясении).
- Горная река – (река, берущая начало в горах).
- Высотная поясность – (чередование ПЗ в горах).
Номенклатура: работа на интерактивной доске (проверка домашней работы)
- примечательные места Кавказа;
- природные уникумы;
- природные святыни;
- субъекты Кавказа.
III. Экскурсия в музей забытых вещей
В Северном Кавказе очень разнообразный климат, что привело к образованию многочисленных природно-территориальных комплексов. Так ли это на самом деле? Я предлагаю Вам отправиться в путешествие в разные уголки этого красивейшего места России.
Но, прежде чем отправиться в природные комплексы, давайте зайдем в музей забытых вещей. Здесь собраны вещи мастеров здешних мест. Отгадайте по этим экспонатам, чем занимались эти люди. Постарайтесь найти связь между предметом, занятием, причиной занятия
деревянная резная шкатулка | резьба по дереву |
каменная статуэтка | резьба по камню |
серебряный браслет | изготовление металлических изделий |
коврик | ковроткачество |
вышитое полотенце | вышивание |
минеральные воды «Нарзан», «Ессентуки» | лечебная вода |
вино | виноделие |
сухофрукты, грецкий орех, халва | садоводство |
чай | выращивание |
рис | выращивание |
подсолнечное масло | выращивание |
IV. Заочное путешествие в ПТК:
Вывод: богаты эти края. Люди умело используют природные ресурсы. Нужно узнать, почему эти вещи оказались в музее. С этой целью мы отправимся в природные комплексы. Нашими гидами будут … (сообщения учащихся)
а) Прикубанская равнина (Сафеева Лена)
б) Кавказские минеральные воды (Маликов Ильгиз)
в) Высокогорный Дагестан (Галиахметов Эдуард)
V. Составление картосхемы рекламного буклета: (карточка-план)
Для нас, живущих в другой ПЗ, все это интересно. Я думаю, ваши рекламные проспекты пригодятся многим людям.
Приступаем к составлению рекламного проспекта. Перед вами лежат карточки-планы, которые помогут при работе. Начните составление вашего рекламного проспекта с названия.
1 группа – Прикубанская равнина;
2 группа – Кавказские минеральные воды;
3 группа – Высокогорный Дагестан
VI. Презентация рекламного проспекта
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание:
Вы только приоткрыли завесу, скрывающую удивительный мир Кавказа, поэтому дома ещё больше узнаете через пар. 31. и
а) оформите рекламный проспект по своим сообщениям;
б) подготовите сообщение по произведениям поэтов, писателей, художников о Кавказе;
в) разработаете маршрут путешествия (по выбору).