Урок русского языка "Общее понятие об имени существительном" (2-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели:

  • учить различать предмет и слово как часть речи;
  • формировать у учащихся понимание того, что слово способно назвать все в окружающем мире,
  • способствовать развитию любознательности, мышления, устной и письменной речи.

I. Организационный момент

Психологический настрой на урок.

"СОТВОРИ СОЛНЦЕ СЕБЕ".

В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой).

Рефлексия:

В зависимости от того, с каким настроением начинаете урок, изобразите на листке бумаги солнышко или тучку.

II. Чистописание

1. Упражнения на подготовку руки к письму

Зарядка для пальчиков

  • "Красим забор"
  • "Музыканты"
  • "Кольцо"

2. Определение буквы

У. Сейчас вам предстоит самостоятельно определить букву, которую мы будем писать на чистописании.

Учащимся предлагается рисунок

Д. Мы будем писать на уроке заглавную букву Б

У. Дайте ей характеристику

Д. Она обозначает согласный, непарный звонкий звук, может быть твердым или мягким.

У. .Какой части не хватает этой букве на рисунке?

Д. Части 1

У. Составьте эту букву из элементов

У. Какие ещё буквы можно составить, используя элемент

Д. Г, П, Т.

У. Запишите эти буквы на строке.

III. Актуализация знаний и постановка целей урока

У. Прочитайте слова, написанные на доске и попробуйте сформулировать задания к ним.

Д. Нужно определить орфограмму, вставить буквы в окошки, найти лишнее слово.

На доске:

Зв и/ерек, ч а/и совой, пч е/и ла, б и/е рёза, м и/я сной

Д. Лишнее слово береза, так как оно словарное, а во всех остальных словах проверяемая безударная гласная.

Пал_то, мал_чик, л_дина, бан_тик.

Д. Лишнее слово бантик, так в нем не нужно писать мягкий знак, в остальных словах смягчающий мягкий знак.

Гри б/п, дрозд /т, кни ж/ка, бро в/фь, сапо г/к

Д.Лишнее слово книжка, в нем парная согласная находится в корне, в остальных словах в конце слова.

Щёч_ка, хищ_ник, солов_и, яич_ница.

Д. Лишнее слово соловьи, орфограмма - разделительный мягкий знак, в остальных словах сочетания чк, чн, нщ .

У, Назовите лишние слова из каждой строки.

Д Корова, бантик, книжка, соловьи

У. Что называют эти слова?

Д. Предметы, все, что окружает нас.

У. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Д. Мы сегодня будем говорить о словах, которые называют предметы.

Составляем опорную схему

У. Давайте сначала определим, что нам уже известно о этих словах.

У. Разделите лишнее слова на две группы.

Д. Можно разделить: в первую группу слова, которые отвечают на вопрос кто?, а в другую на вопрос что?

У. Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто?

Д. Одушевленные

У. Кто относится к одушевленным предметам?

Д. Люди и животные.

У. Как называются слова, которые отвечают на вопрос что?

Д. Неодушевленные

IV. Словарная работа.

На доске иллюстрации десяти предметов:

воробей, пальто, морковь, собака, Москва, ученик, заяц, коньки, петух, завод.

У. Какие это слова?

Д. Словарные слова.

У. Запишите слова в следующем порядке:

  • Маленькая птичка с серо-чёрным оперением - воробей
  • Верхняя одежда - пальто
  • Домашнее животное - собака
  • Название города - Москва
  • Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду - коньки
  • Тот, кто учится в школе или обучается какой-нибудь профессии - ученик

У. Разделите слова на две группы.

Д. На одушевленные и неодушевленные

На собственные и нарицательные

(дополняем опорную схему)

У. Давайте объединим все наши знания.

Д. Эти слова обозначают предметы, если отвечают на вопрос кто? - они одушевленные, если на вопрос что? - неодушевленные, могут быть собственными и нарицательными.

У. Кто знает, как называются такие слова?

Дети высказывают свои предположения.

У. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? - имена существительные. С помощью этих имен существительных люди дают названия предметам, которые существуют вокруг них: стол, человек, дом, кошка.

Физкультминутка.

На физкультминутке будут звучать слова, отвечающие на вопросы кто или что? Услышав слово, отвечающее на вопрос кто?, вы приседаете и вытягиваете руки вперед. Если услышите слово, отвечающее на вопрос что, встаете на цыпочки и поднимаете руки над головой.

Избушка, журавль, солнце, медведь, ягода, сорока, небо, тетрадь, бабушка, воздух, жаворонок.

VI. Работа по теме урока.

У. Давайте прочитаем теоретический материал в учебнике и проверим, правильно ли мы сделали выводы.

Работа по учебнику

Упр. 1 стр.3

У. Что вы узнали?

Д. Что слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, обозначающие обозначающие предметы - называются именем существительным

У. А чем является имя существительное?

Д. Частью речи.

Упр. 2 стр. 4

У. Как мы называем имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?

У. К какому слову можно подобрать проверочное слово?

Д. Пчела

У. Почему к остальным словам нельзя подобрать проверочных слов?

Д. Слова с непроверяемыми написаниями

У. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос кто?

Собака, корова, лев, заяц, пчела

У. Как мы называем такие слова?

Д Одушевленные

У. К какой части речи относятся эти слова?

Д.К имени существительному

У. Что обозначают слова?

Д. Предметы

Упр. 3 стр. 4 (работа с деформированным текстом)

У. Прочитайте текст и определите сколько в нем предложений.

Д. В этом тексте 4 предложения

У. Из какой сказки эти строки?

Д. Гуси- лебеди

У. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

  • Найти существительные, подписать над ними букву с.
  • Подчеркнуть грамматическую основу предложений.

VI. Домашнее задание

Рассказать дома, все, что узнали об имени существительном, попробовать восстановить опорную схему

Учебник стр5. упр 5

Прочитайте задание

Что необходимо выполнить в этом задании?

VII. Итоги урока

1. Обобщение

  • Что вы узнали сегодня на уроке?
  • Что было трудным?
  • Кто доволен своей работой на уроке?
  • Кто мог бы работать лучше?

Закончите высказывания

Слова, которые отвечают на вопрос кто? называются ::::::::..

Слова, которые, отвечают на вопрос что? называются :::::::..

Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет называется::::.

2. Рефлексия

Завершите урок также, как вы его начинали, изобразив на рисунке солнышко или облачко.

-У кого рисунки совпали?

- У кого тучка превратилась в солнышко?

- Объясните причины.

- У кого солнышко превратилось в тучку?

- Объясните причины.

- Желаю вам на следующем уроке закрепить знания и отработать всё, что вызывает трудности.