Цели:
- учить различать предмет и слово как часть речи;
- формировать у учащихся понимание того, что слово способно назвать все в окружающем мире,
- способствовать развитию любознательности, мышления, устной и письменной речи.
I. Организационный момент
Психологический настрой на урок.
"СОТВОРИ СОЛНЦЕ СЕБЕ".
В природе есть солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличивается. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как солнце. Оно несёт тепло всем-всем. (Руки в стороны перед собой).
Рефлексия:
В зависимости от того, с каким настроением начинаете урок, изобразите на листке бумаги солнышко или тучку.
II. Чистописание
1. Упражнения на подготовку руки к письму
Зарядка для пальчиков
- "Красим забор"
- "Музыканты"
- "Кольцо"
2. Определение буквы
У. Сейчас вам предстоит самостоятельно определить букву, которую мы будем писать на чистописании.
Учащимся предлагается рисунок
Д. Мы будем писать на уроке заглавную букву Б
У. Дайте ей характеристику
Д. Она обозначает согласный, непарный звонкий звук, может быть твердым или мягким.
У. .Какой части не хватает этой букве на рисунке?
Д. Части 1
У. Составьте эту букву из элементов
У. Какие ещё буквы можно составить, используя элемент
Д. Г, П, Т.
У. Запишите эти буквы на строке.
III. Актуализация знаний и постановка целей урока
У. Прочитайте слова, написанные на доске и попробуйте сформулировать задания к ним.
Д. Нужно определить орфограмму, вставить буквы в окошки, найти лишнее слово.
На доске:
Зв и/ерек, ч а/и совой, пч е/и ла, б и/е рёза, м и/я сной
Д. Лишнее слово береза, так как оно словарное, а во всех остальных словах проверяемая безударная гласная.
Пал_то, мал_чик, л_дина, бан_тик.
Д. Лишнее слово бантик, так в нем не нужно писать мягкий знак, в остальных словах смягчающий мягкий знак.
Гри б/п, дрозд /т, кни ж/ка, бро в/фь, сапо г/к
Д.Лишнее слово книжка, в нем парная согласная находится в корне, в остальных словах в конце слова.
Щёч_ка, хищ_ник, солов_и, яич_ница.
Д. Лишнее слово соловьи, орфограмма - разделительный мягкий знак, в остальных словах сочетания чк, чн, нщ .
У, Назовите лишние слова из каждой строки.
Д Корова, бантик, книжка, соловьи
У. Что называют эти слова?
Д. Предметы, все, что окружает нас.
У. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Д. Мы сегодня будем говорить о словах, которые называют предметы.
Составляем опорную схему
У. Давайте сначала определим, что нам уже известно о этих словах.
У. Разделите лишнее слова на две группы.
Д. Можно разделить: в первую группу слова, которые отвечают на вопрос кто?, а в другую на вопрос что?
У. Как называются слова, которые отвечают на вопрос кто?
Д. Одушевленные
У. Кто относится к одушевленным предметам?
Д. Люди и животные.
У. Как называются слова, которые отвечают на вопрос что?
Д. Неодушевленные
IV. Словарная работа.
На доске иллюстрации десяти предметов:
воробей, пальто, морковь, собака, Москва, ученик, заяц, коньки, петух, завод.
У. Какие это слова?
Д. Словарные слова.
У. Запишите слова в следующем порядке:
- Маленькая птичка с серо-чёрным оперением - воробей
- Верхняя одежда - пальто
- Домашнее животное - собака
- Название города - Москва
- Узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду - коньки
- Тот, кто учится в школе или обучается какой-нибудь профессии - ученик
У. Разделите слова на две группы.
Д. На одушевленные и неодушевленные
На собственные и нарицательные
(дополняем опорную схему)
У. Давайте объединим все наши знания.
Д. Эти слова обозначают предметы, если отвечают на вопрос кто? - они одушевленные, если на вопрос что? - неодушевленные, могут быть собственными и нарицательными.
У. Кто знает, как называются такие слова?
Дети высказывают свои предположения.
У. Слова, которые обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что? - имена существительные. С помощью этих имен существительных люди дают названия предметам, которые существуют вокруг них: стол, человек, дом, кошка.
Физкультминутка.
На физкультминутке будут звучать слова, отвечающие на вопросы кто или что? Услышав слово, отвечающее на вопрос кто?, вы приседаете и вытягиваете руки вперед. Если услышите слово, отвечающее на вопрос что, встаете на цыпочки и поднимаете руки над головой.
Избушка, журавль, солнце, медведь, ягода, сорока, небо, тетрадь, бабушка, воздух, жаворонок.
VI. Работа по теме урока.
У. Давайте прочитаем теоретический материал в учебнике и проверим, правильно ли мы сделали выводы.
Работа по учебнику
Упр. 1 стр.3
У. Что вы узнали?
Д. Что слова, отвечающие на вопросы кто? и что?, обозначающие обозначающие предметы - называются именем существительным
У. А чем является имя существительное?
Д. Частью речи.
Упр. 2 стр. 4
У. Как мы называем имена существительные, которые отвечают на вопрос кто?
У. К какому слову можно подобрать проверочное слово?
Д. Пчела
У. Почему к остальным словам нельзя подобрать проверочных слов?
Д. Слова с непроверяемыми написаниями
У. Выпишите слова, которые отвечают на вопрос кто?
Собака, корова, лев, заяц, пчела
У. Как мы называем такие слова?
Д Одушевленные
У. К какой части речи относятся эти слова?
Д.К имени существительному
У. Что обозначают слова?
Д. Предметы
Упр. 3 стр. 4 (работа с деформированным текстом)
У. Прочитайте текст и определите сколько в нем предложений.
Д. В этом тексте 4 предложения
У. Из какой сказки эти строки?
Д. Гуси- лебеди
У. Запишите предложения, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.
- Найти существительные, подписать над ними букву с.
- Подчеркнуть грамматическую основу предложений.
VI. Домашнее задание
Рассказать дома, все, что узнали об имени существительном, попробовать восстановить опорную схему
Учебник стр5. упр 5
Прочитайте задание
Что необходимо выполнить в этом задании?
VII. Итоги урока
1. Обобщение
- Что вы узнали сегодня на уроке?
- Что было трудным?
- Кто доволен своей работой на уроке?
- Кто мог бы работать лучше?
Закончите высказывания
Слова, которые отвечают на вопрос кто? называются ::::::::..
Слова, которые, отвечают на вопрос что? называются :::::::..
Часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что? и обозначает предмет называется::::.
2. Рефлексия
Завершите урок также, как вы его начинали, изобразив на рисунке солнышко или облачко.
-У кого рисунки совпали?
- У кого тучка превратилась в солнышко?
- Объясните причины.
- У кого солнышко превратилось в тучку?
- Объясните причины.
- Желаю вам на следующем уроке закрепить знания и отработать всё, что вызывает трудности.