Сегодняшний российский выпускник школы должен быть конкурентоспособен на рынке труда, то есть обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения. Поэтому навыки кооперации необходимо осваивать в школе. Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно – урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые. Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в общей цели). Работа учащихся в группе над одним заданием, над одним проектом, объединенных одной идеей, оказывается намного продуктивнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.
Групповые технологии предполагают:
- взаимное обогащение учащихся в группе;
- организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
- распределение начальных действий и операций;
- коммуникацию и общение, благодаря которым планируются условия деятельности и выбор способов действия;
- обмен способами действия;
- рефлексию.
Кооперация в обучении позволяет не только лучше усвоить материал и дольше его помнить, она обеспечивает:
- Более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса:
- повышает уровень осмысления материала (работы отличаются большей логичностью, обоснованностью, их положения глубже и серьёзнее аргументированы);
- растет число нестандартных решений (члены группы выдвигают новые идеи, предлагают неожиданные варианты решений задач);
- осуществляется перенос знаний и умений (то, что дети сегодня могут сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно).
- Формирование более доброжелательной обстановки в классе.
- Повышение самооценки и коммуникативной компетентности школьников.
Принципиальными положения обучения в группах являются:
- самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность;
- умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности;
- владение культурой общения (умение спокойно выслушать партнера, аргументировано высказать свою точку зрения, помогать партнерам, ориентируясь на общий результат);
- умение распределить роли для выполнения общего задания, осознавая ответственность за совместный результат и за успехи каждого партнера.
Этапы разработки и проведения урока.
1. Подготовительный этап.
- выбор темы
- определение проблемы
- постановка цели и задач
- формирование групп
2. Выполнение учебного задания.
- распределение ролей
- объяснение содержания и цели работы
- правила работы в группе (свободный обмен мнениями, уважение к мнению каждого участника, терпимость к критике).
3. Презентация результатов, общий вывод, рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы и своего участия в ней.
В ходе рефлексии члены группы:
- вспоминают выполняемые группой действия;
- определяют, что в следующий раз надо сделать так же, а что изменить;
- принимают план совершенствования работы группы и её членов.
Литература
- Дендебер С.В., Ключникова О. В. Современные технологии в преподавании химии.– М.: 5 за знания, 2008.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.– М.: Народное образование, 1998.
Цель
урока. Проработать с учащимися ключевые моменты изученной темы и подготовить их к контрольной работе.Задачи.
Обучающие. Систематизировать и обобщить знания особенностей строения атомов неметаллов, свойств простых веществ, а также их соединений; закрепить: а) понимание зависимости свойств от типа кристаллической решетки, вида химической связи, строения атома, степени окисления элемента, б) знания учащимися качественных реакций на ионы;
Развивающие. Совершенствовать навыки составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде, электронного баланса ОВР, проведения и наблюдения химического эксперимента;
Воспитывающие. Добиваться четкого и аккуратного выполнения заданий, продолжить формирование у учащихся умений работать самостоятельно.
Наглядность, оборудование, реактивы.
Периодическая система химических элементов, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, ряд электроотрицательности, презентация “Обобщение и систематизация знаний по теме “Неметаллы””. У каждой группы лоток с реактивами: штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель, сульфат аммония, хлорид бария, гидроксид кальция, фенолфталеин, фильтровальная бумага, соляная кислота, карбонат натрия.
ТСО. Компьютер, проектор, экран
Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.
Форма работы. Групповая.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Учитель. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме “ Неметаллы”. Главная наша задача проработать ключевые моменты изученной темы и подготовиться к контрольной работе. Вам предоставляется ещё одна возможность систематизировать, обобщить и закрепить те знания, которые вы получили при изучении этого раздела химии элементов. Сегодняшний урок будет состязательным, и подготовиться к нему вы должны были, основательно повторив темы “Сера”, “Азот” и “Углерод”, потому что именно по этим темам вы и должны будете продемонстрировать свои знания. А какая тема достанется каждой из команд, решит жеребьёвка, и не простая, а химическая. Для этого вашему вниманию предлагается три “немых” видеофрагмента. Вы должны определить о соединении какого из трёх элементов идёт речь и прокомментировать увиденное. В этом вам поможет не случай, а скорость, знания и ваш тренированный ум.
Внимание на экран! (демонстрируются видеофрагменты тушение свечей, образование бурого газа, обугливание сахарозы). Дети определяют о соединении какого элемента идет речь. По результатам жеребьёвки командам присваивается название соответствующего элемента. На стол ставятся опознавательные пирамиды, выполненные с сохранением стиля и символики соответствующих ячеек периодической системы элементов
N, S,C.Учитель. Итак, жеребьёвка завершена, темы команд определены и в соответствии с темами вам предстоит выполнить первое задание.
Каждая команда получает инструктивно– технологическую карту с заданиями (Приложение 1). Задания проецируются на экран
Задание №1
Составьте электронную схему (электронную и графическую формулу), спрогнозируйте возможные степени окисления вашего химического элемента. Охарактеризуйте окислительно-восстановительные возможности простых веществ – неметаллов.
(5 баллов)
После озвучивания заданий к доске выходят по одному представителю команд для их выполнения. Тем временем остальные ребята выполняют эти же задания письменно в рабочих тетрадях. При проверке ответов у доски они могут исправлять ошибки товарища в пользу своей команды. Учитываются и замечания команды – соперницы.
Учитель. Из ваших ответов следует, что неметаллы сочетают в себе свойства и окислителей, и восстановителей. Подтвердите эти их способности уравнениями реакций с электронным балансом. Это и есть второе задание.
Задание №2
Подтвердите окислительно – восстановительные возможности простых веществ – неметаллов уравнениями реакций с электронным балансом: неметалл – окислитель (1 уравнение) и неметалл – восстановитель (1 уравнение)
(6 баллов)
Представители команд выполняют задание у доски. Все вместе обсуждают результат.
Учитель. Из прогнозов С.О. мы видим, что они могут быть высшими, низшими и иметь промежуточное значение. Следующее задание связано с окислительно-восстановительными возможностями соединений в этих степенях окисления. Команда “С” продемонстрирует свойства соединения с промежуточной степенью окисления “ своего героя”, команда “
S” – высшей, “N” – низшей. Для этого вы должны записать уравнения реакций в соответствии с предложенной схемой (с электронным балансом)Задание №3
Осуществите цепочку превращений и на основании электронных балансов сделайте вывод об окислительно – восстановительных возможностях вещества
“S” S-2 <— S+6 —> S+4
“N” N+2 <— N-3 —> N0
“C”
С-2 <— С+2 —> С+4 (7 баллов)Учитель. Химический элемент существует в трёх формах.
- Каких? (свободные атомы, простые вещества, сложные вещества)
- Какие из них мы уже рассмотрели? (свободные атомы, простые вещества)
- Какую осталось вспомнить? (сложные вещества)
- В состав каких сложных веществ входят неметаллы? (оксиды, гидроксиды, соли)
Стало быть в вашем четвёртом задании вы должны охарактеризовать свойства оксидов, кислот и солей на примере:
SO3 – команда “S”;HNO
3 – команда “N” (типичные свойства кислот);CaCO
3 – команда “C”.Задание №4
Напишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства … на примере …. Одно из уравнений реакций рассмотрите в свете ТЭД.
(5 баллов)
Учитель. Рассмотрев свойства классов неорганических веществ нам осталось установить связь между ними. Для этого следует осуществить цепочку превращений, которая доказывает наличие этой связи.
Задание №5
Докажите наличие генетической связи между классами неорганических соединений, осуществив цепочку превращений:
C —> CH4 —> CO2 —> CaCO3 —> Ca (HCO3)2
S —> H2S —> SO2 —> SO3 —> H2SO4
N H4Cl —> NH3 —> NO —> NO2 —> HNO3
Одно из уравнений рассмотрите в свете ТЭД.
(4 баллов)
Учитель. А теперь ответьте на такой вопрос: как не потеряться в океане химических веществ?
Как в нужный момент найти необходимое? В этом нам помогут…(качественные реакции на ионы).
Итак, последнее командное задание – экспериментальное.
Задание №6
Выбрав необходимые реактивы, проведите качественную реакцию на:
сульфат – ион (команда “S”)
карбонат – ион (команда “C”)
ион – аммония (команда “N”)
Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод.
(6 баллов)
Учитель. Это было последнее командное задание и теперь каждому из вас предоставляется возможность внести личный вклад, в общую копилку баллов команды ответив на вопросы тест – экспресса. Ответы на вопросы теста впишите в таблички (Приложение 2).
Задание №7
Тест – экспресс (читает учитель):
- Разновидности простого вещества образованного одним и тем же элементом.
- Электронная формула атома.
- Количество электронов на внешнем энергетическом уровне.
- Формула летучего водородного соединения.
- Формула высшего оксида.
- Масса 0,5 моль простого вещества.
- Объём 2 моль газообразного оксида.
- Степень окисления элемента в гидроксиде, соответствующем высшему оксиду.
- Где больше атомов в 1л газообразного оксида или в 1л водородного соединения?
- Чего больше по массе в высшем оксиде элемента или кислорода?
Учитель. Проверьте результат. Оцените работу (самоконтроль)
Критерии оценок:
Заканчивается урок подведением итогов экспертной группой в соответствии с инструкцией (Приложение 3), итоги заносятся в таблицу результатов (Приложение 4) и вручением дипломов (Приложение 5).
К разработке урока прилагается презентация “Обобщающий урок по теме “Неметаллы” (Приложение 6) и конспект урока (Приложение 7).