Образовательные технологиии в обучении химии

Разделы: Химия


Сегодняшний российский выпускник школы должен быть конкурентоспособен на рынке труда, то есть обладать коммуникационной компетентностью, убеждать словом, грамотно отстаивать свою точку зрения. Поэтому навыки кооперации необходимо осваивать в школе. Современный уровень школьного образования характеризуется тем, что в рамках классно – урочной системы широко применяются различные формы организации коллективной познавательной деятельности, как фронтальные, так и внутриклассные групповые. Собственно групповыми технологиями в практике называют лишь групповую работу (на принципах дифференциации) и межгрупповую работу (каждая группа имеет свое задание в общей цели). Работа учащихся в группе над одним заданием, над одним проектом, объединенных одной идеей, оказывается намного продуктивнее объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов.

Групповые технологии предполагают:

  • взаимное обогащение учащихся в группе;
  • организацию совместных действий, ведущую к активизации учебно-познавательных процессов;
  • распределение начальных действий и операций;
  • коммуникацию и общение, благодаря которым планируются условия деятельности и выбор способов действия;
  • обмен способами действия;
  • рефлексию.

Кооперация в обучении позволяет не только лучше усвоить материал и дольше его помнить, она обеспечивает:

  1. Более высокий уровень результативности и продуктивности учебного процесса:
    • повышает уровень осмысления материала (работы отличаются большей логичностью, обоснованностью, их положения глубже и серьёзнее аргументированы);
    • растет число нестандартных решений (члены группы выдвигают новые идеи, предлагают неожиданные варианты решений задач);
    • осуществляется перенос знаний и умений (то, что дети сегодня могут сделать только вместе, завтра они в состоянии сделать самостоятельно).
  2. Формирование более доброжелательной обстановки в классе.
  3. Повышение самооценки и коммуникативной компетентности школьников.

Принципиальными положения обучения в группах являются:

  • самостоятельная индивидуальная или совместная деятельность;
  • умение пользоваться исследовательскими, проблемными, поисковыми методами, методами совместной творческой деятельности;
  • владение культурой общения (умение спокойно выслушать партнера, аргументировано высказать свою точку зрения, помогать партнерам, ориентируясь на общий результат);
  • умение распределить роли для выполнения общего задания, осознавая ответственность за совместный результат и за успехи каждого партнера.

Этапы разработки и проведения урока.

1. Подготовительный этап.

  • выбор темы
  • определение проблемы
  • постановка цели и задач
  • формирование групп

2. Выполнение учебного задания.

  • распределение ролей
  • объяснение содержания и цели работы
  • правила работы в группе (свободный обмен мнениями, уважение к мнению каждого участника, терпимость к критике).

3. Презентация результатов, общий вывод, рефлексивное осмысление каждым участником проделанной работы и своего участия в ней.

В ходе рефлексии члены группы:

  • вспоминают выполняемые группой действия;
  • определяют, что в следующий раз надо сделать так же, а что изменить;
  • принимают план совершенствования работы группы и её членов.

Литература

  1. Дендебер С.В., Ключникова О. В. Современные технологии в преподавании химии.– М.: 5 за знания, 2008.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.– М.: Народное образование, 1998.

Цель урока. Проработать с учащимися ключевые моменты изученной темы и подготовить их к контрольной работе.

Задачи.

Обучающие. Систематизировать и обобщить знания особенностей строения атомов неметаллов, свойств простых веществ, а также их соединений; закрепить: а) понимание зависимости свойств от типа кристаллической решетки, вида химической связи, строения атома, степени окисления элемента, б) знания учащимися качественных реакций на ионы;

Развивающие. Совершенствовать навыки составления уравнений реакций в молекулярном и ионном виде, электронного баланса ОВР, проведения и наблюдения химического эксперимента;

Воспитывающие. Добиваться четкого и аккуратного выполнения заданий, продолжить формирование у учащихся умений работать самостоятельно.

Наглядность, оборудование, реактивы.

Периодическая система химических элементов, таблица растворимости, электрохимический ряд напряжений металлов, ряд электроотрицательности, презентация “Обобщение и систематизация знаний по теме “Неметаллы””. У каждой группы лоток с реактивами: штатив для пробирок, пробирки, спиртовка, спички, пробиркодержатель, сульфат аммония, хлорид бария, гидроксид кальция, фенолфталеин, фильтровальная бумага, соляная кислота, карбонат натрия.

ТСО. Компьютер, проектор, экран

Тип урока. Обобщение и систематизация знаний.

Форма работы. Групповая.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Учитель. Сегодня мы проводим обобщающий урок по теме “ Неметаллы”. Главная наша задача проработать ключевые моменты изученной темы и подготовиться к контрольной работе. Вам предоставляется ещё одна возможность систематизировать, обобщить и закрепить те знания, которые вы получили при изучении этого раздела химии элементов. Сегодняшний урок будет состязательным, и подготовиться к нему вы должны были, основательно повторив темы “Сера”, “Азот” и “Углерод”, потому что именно по этим темам вы и должны будете продемонстрировать свои знания. А какая тема достанется каждой из команд, решит жеребьёвка, и не простая, а химическая. Для этого вашему вниманию предлагается три “немых” видеофрагмента. Вы должны определить о соединении какого из трёх элементов идёт речь и прокомментировать увиденное. В этом вам поможет не случай, а скорость, знания и ваш тренированный ум.

Внимание на экран! (демонстрируются видеофрагменты тушение свечей, образование бурого газа, обугливание сахарозы). Дети определяют о соединении какого элемента идет речь. По результатам жеребьёвки командам присваивается название соответствующего элемента. На стол ставятся опознавательные пирамиды, выполненные с сохранением стиля и символики соответствующих ячеек периодической системы элементов N, S,C.

Учитель. Итак, жеребьёвка завершена, темы команд определены и в соответствии с темами вам предстоит выполнить первое задание.

Каждая команда получает инструктивно– технологическую карту с заданиями (Приложение 1). Задания проецируются на экран

Задание №1

Составьте электронную схему (электронную и графическую формулу), спрогнозируйте возможные степени окисления вашего химического элемента. Охарактеризуйте окислительно-восстановительные возможности простых веществ – неметаллов.

(5 баллов)

 

После озвучивания заданий к доске выходят по одному представителю команд для их выполнения. Тем временем остальные ребята выполняют эти же задания письменно в рабочих тетрадях. При проверке ответов у доски они могут исправлять ошибки товарища в пользу своей команды. Учитываются и замечания команды – соперницы.

Учитель. Из ваших ответов следует, что неметаллы сочетают в себе свойства и окислителей, и восстановителей. Подтвердите эти их способности уравнениями реакций с электронным балансом. Это и есть второе задание.

Задание №2

Подтвердите окислительно – восстановительные возможности простых веществ – неметаллов уравнениями реакций с электронным балансом: неметалл – окислитель (1 уравнение) и неметалл – восстановитель (1 уравнение)

(6 баллов)

Представители команд выполняют задание у доски. Все вместе обсуждают результат.

Учитель. Из прогнозов С.О. мы видим, что они могут быть высшими, низшими и иметь промежуточное значение. Следующее задание связано с окислительно-восстановительными возможностями соединений в этих степенях окисления. Команда “С” продемонстрирует свойства соединения с промежуточной степенью окисления “ своего героя”, команда “S” – высшей, “N” – низшей. Для этого вы должны записать уравнения реакций в соответствии с предложенной схемой (с электронным балансом)

Задание №3

Осуществите цепочку превращений и на основании электронных балансов сделайте вывод об окислительно – восстановительных возможностях вещества

“S” S-2 <— S+6 —> S+4

“N” N+2 <— N-3 —> N0

“C” С-2 <— С+2 —> С+4

(7 баллов)

Учитель. Химический элемент существует в трёх формах.

  1. Каких? (свободные атомы, простые вещества, сложные вещества)
  2. Какие из них мы уже рассмотрели? (свободные атомы, простые вещества)
  3. Какую осталось вспомнить? (сложные вещества)
  4. В состав каких сложных веществ входят неметаллы? (оксиды, гидроксиды, соли)

Стало быть в вашем четвёртом задании вы должны охарактеризовать свойства оксидов, кислот и солей на примере:

SO3 – команда “S”;

HNO3 – команда “N” (типичные свойства кислот);

CaCO3 – команда “C”.

Задание №4

Напишите уравнения реакций, характеризующие химические свойства … на примере …. Одно из уравнений реакций рассмотрите в свете ТЭД.

(5 баллов)

Учитель. Рассмотрев свойства классов неорганических веществ нам осталось установить связь между ними. Для этого следует осуществить цепочку превращений, которая доказывает наличие этой связи.

Задание №5

Докажите наличие генетической связи между классами неорганических соединений, осуществив цепочку превращений:

C —> CH4 —> CO2 —> CaCO3 —> Ca (HCO3)2

S —> H2S —> SO2 —> SO3 —> H2SO4

N H4Cl —> NH3 —> NO —> NO2 —> HNO3

Одно из уравнений рассмотрите в свете ТЭД.

(4 баллов)

Учитель. А теперь ответьте на такой вопрос: как не потеряться в океане химических веществ?

Как в нужный момент найти необходимое? В этом нам помогут…(качественные реакции на ионы).

Итак, последнее командное задание – экспериментальное.

Задание №6

Выбрав необходимые реактивы, проведите качественную реакцию на:

сульфат – ион (команда “S”)
карбонат – ион (команда “C”)
ион – аммония (команда “N”)

Запишите уравнение реакции в молекулярном и ионном виде. Сделайте вывод.

(6 баллов)

Учитель. Это было последнее командное задание и теперь каждому из вас предоставляется возможность внести личный вклад, в общую копилку баллов команды ответив на вопросы тест – экспресса. Ответы на вопросы теста впишите в таблички (Приложение 2).

Задание №7

Тест – экспресс (читает учитель):

  1. Разновидности простого вещества образованного одним и тем же элементом.
  2. Электронная формула атома.
  3. Количество электронов на внешнем энергетическом уровне.
  4. Формула летучего водородного соединения.
  5. Формула высшего оксида.
  6. Масса 0,5 моль простого вещества.
  7. Объём 2 моль газообразного оксида.
  8. Степень окисления элемента в гидроксиде, соответствующем высшему оксиду.
  9. Где больше атомов в 1л газообразного оксида или в 1л водородного соединения?
  10. Чего больше по массе в высшем оксиде элемента или кислорода?

Учитель. Проверьте результат. Оцените работу (самоконтроль)

Критерии оценок:

Заканчивается урок подведением итогов экспертной группой в соответствии с инструкцией (Приложение 3), итоги заносятся в таблицу результатов (Приложение 4) и вручением дипломов (Приложение 5).

К разработке урока прилагается презентация “Обобщающий урок по теме “Неметаллы” (Приложение 6) и конспект урока (Приложение 7).