План-конспект урока практикума "Основные приемы создания и формирования диаграмм"

Разделы: Информатика


Цели урока:

Обучающая: Овладеть правилам построения диаграмм, освоить способы построения и форматирования разных типов диаграмм.

Развивающая: Развивать творческое воображение визуализации данных.

Воспитательная: Воспитание информационной культуры.

Материальное и дидактическое обеспечение урока:

Оборудование: ПК, ГМД, принтер, "мышь".

Программное обеспечение: MS Office 2003.

Учебные пособия: практические задания.

Методы проведения: словесный, наглядно-демонстрационный, практический.

Межпредметные связи: Программное обеспечение ЭВМ, Обработка информации на ЭВМ

ХОД УРОКА

1. Организационная часть:

Проверка посещаемости и готовности к уроку.

2. Вводный инструктаж:

2.1 Сообщение темы и цели урока.

2.2. Опрос по теме предыдущего урока.

Прежде чем приступить к изучению нового материала вспомним ряд вопросов, которые пригодятся нам при выполнении поставленной задачи, посредством решения кроссворда.

1. Несколько выделенных ячеек образуют:

2. Из них состоит рабочая книга.

3. Информация (не программное обеспечение) на компьютере, с которой работает пользователь.

4. Строка в верхней части окна приложения или рабочей книги.

5. Процедура изменения данных.

6. Из пересечения строки и столбца образуется:

7. Последовательность окон, которая помогает пользователю в выполнении последовательности шагов называется:

8. Производит все вычисления в электронных таблицах.

9. Контейнер для одного или нескольких рабочих листов.

Инструктаж по технике безопасности.

Итак, мы успешно решили кроссворд, а это значит, что пройденный материал усвоен и можно приступать к сегодняшнему практическому занятию. Но перед этим повторим правила и инструкции по технике безопасности в учебных мастерских по организации рабочего места оператора ЭВМ.

Перечислите требования техники безопасности перед началом работы?

Перечислите требования техники безопасности во время работы?

Перечислите требования техники безопасности по окончании работы?

Инструктирование по новому материалу:

Переходим непосредственно к практическому занятию. Графическое представление данных с помощью диаграмм мы с вами освоили, используя программу MS Word, но чаще всего отражают данные с помощью диаграмм используя программу MS Excel, т.к. с помощью диаграмм наиболее полно можно представить именно числовые данные, которые зачастую являются результатом выполнения расчетов. На первом этапе сегодняшнего занятия мы будем строить диаграмму по исходным данным, и, освоив алгоритм построения и форматирования диаграммы - на втором этапе каждый из вас построит индивидуальную диаграмму в соответствии со своими расчетами в проекте "Сам себе диетолог" по каждому расчетному дню и каждому элементу питательной ценности.

Диаграммы бывают внедренные и на отдельном листе. Диаграммы создаются с помощью мастера диаграмм, пошагово (4 шага). В каждом шаге Мастера диаграмм определяются элементы диаграммы. Для построения элементарной диаграммы создаем таблицу с данными (вывожу таблицу первого листа электронной таблицы на доску):

Ведомость успеваемости по основным общеобразовательным предметам.
ФИО Математика История Русский Язык Химия Физика
Дербичев О.Е 5 4 4 3 3
Ткачева Е.А. 4 3 2 3 4
Валиев Э.М 3 5 3 3 3
Вахитов А.С. 4 4 4 4 4
Полуянова О.Г. 5 3 5 3 3
Ткачук Э.А. 2 3 4 3 3

Открываем практикумы и выполняем практическое задание № 11 по этапам. Выполняем первый этап.

Первый этап:

Выделяем данные таблицы.

Вставка - Диаграмма. Открывается окно Мастера диаграмм.

1 шаг: выбираем тип диаграммы - стандартные или нестандартные

Программа предлагает множество различных типов диаграмм. Экспериментально можно выбрать такой тип, который представит данные таблицы проще и понятнее и создать на его основе диаграмму. Очень важным является тот факт, что диаграммы связаны с данными таблицы, по этому, любое изменение в таблице сразу же отразится на внешнем виде диаграммы

2 шаг: выбираем источник данных (строки или столбцы)

Выбираем ряды данных в столбцах или строках. Ряд данных - линии, полосы, сектора и прочие элементы, с помощью которых отображаются значения на диаграмме. Диаграмма может включать до 255 рядов (кроме круговой). Если на диаграмме представлено несколько рядов данных, они отличаются по цвету, толщине и другим параметрам. Ряды данных связаны с ячейками таблицы (как правило, ряд данных соответствует определенной строке данных в таблице. Чтобы посмотреть какой ряд данных связан с тем или иным столбцом в шаге 2 Мастера диаграмм открываем ярлычок Ряд и выделяя элементы ряда видим как меняются адреса ячеек в параметрах Имя и Значение).

3 шаг: добавляем заголовки, легенду и подписи данных

Вводим заголовки диаграммы и осей, выбираем подписи данных - значения, добавим основные линии сетки, разместим легенду внизу.

Легенда - прямоугольная область, содержащая определение рядов данных.

Сетка - направляющие линии, которые начинаются от делений на оси и пересекают область диаграммы .Линии сетки улучшают восприятие и оценку отображаемых данных.

4 шаг: выбираем, где создать диаграмму: на имеющемся или отдельном листе

Выбираем: на имеющемся листе и нажимаем кнопку ГОТОВО для получения готовой диаграммы.

Скопируйте полученную диаграмму всей рабочей книгой в Портфель студента.

 

Второй этап:

Созданная диаграмма не отличается изысканным оформлением и индивидуальностью. По этому необходимо отформатировать диаграмму, т.е. придать ей более профессиональный вид.

Если не подходит тип диаграммы: левой клавишей мыши выбираем область построения диаграммы и нажимаем на кнопку панели инструментов Мастер диаграмм. Выбираем другой тип диаграммы.

Если не нравится фон диаграммы - сделаем двойной щелчок мышью на области построения диаграммы и изменим фон.

Если не подходят цвета рядов данных: выполняем двойной щелчок мышью на объекте диаграммы и открываем окно: ФОРМАТ:(того элемента, на который указывал курсор.)

Если нужно выделить какой то один элемент диаграммы делаем на его отображении два последовательных щелчка мышью (элемент выделяется скобками сверху и снизу), затем двойным щелчком левой клавиши мыши открываем окно форматирования этого элемента данных.

Скопируйте диаграммы в Портфель студента.

Показ приемов работы.

Третий этап:

Диаграмма стала значительно более профессиональной. Но бывают случаи, когда нужно добавить или наоборот, удалить отображение данных на диаграмме. Для этого добавим в исходные данные столбец Физическая культура с произвольными данными и произведем добавление данных этого столбца в построенную диаграмму. Для этого:

Добавление данных в диаграмму:

1 способ: Выделите диаграмму и в основном меню программы выберите: ДИАГРАММА - ДОБАВИТЬ ДАННЫЕ. Укажите диапазон данных, которые нужно добавить. И ОК!

2 способ: Скопируйте данные рабочего листа, выделите диаграмму и вставьте в нее эти данные. Для этого щелкните в пределах области диаграммы п.к.м. и из появившегося контекстного меню выберите команду вставить, либо в гл.меню выберите команду : Правка - Вставить, либо щелчком по кнопке. Вставить на панели инструментов Стандартная, либо нажмите комбинацию клавиш CTRL+V. После подстановки новых данных программа автоматически выполнит форматирование

Удаление ряда данных:

1. Выделяем ряд данных (вокруг появляются черные маркеры) и нажимаем клавишу DEL. Или Правка - Очистить - Прогрессия. Чтобы вернуть ряд данных на место - Правка - Отменить Очистку

Скопируем созданные диаграммы в Портфель студента.

Четвертый этап:

Если для представления данных мы выбрали не обычную гистограмму, а объемный вариант, то имеются дополнительные возможности форматирования рядов данных объемных диаграмм. В объемных диаграммах можно применить различные формы столбцов объемной гистограммы или задать расстояние от одного ряда данных до другого. Для этого:

1. Выделите ряд данных объемной диаграммы

2. Формат - Выделенный ряд

3. В появившемся окне Формат ряда данных откройте вкладку Фигура и выберите нужной вам формы столбцы.

4. Измените другие параметры этой вкладки. В ярлычке Параметры измените перечень значений, просмотрите результат в имеющемся окне.

Скопируем отформатированную диаграмму в Портфель студента.

Рациональные приемы работы.

Пятый этап:

Вспомним материал прошлого урока и добавим графические объекты в диаграмму, придадим ей индивидуальность, используя рисунки, возможности цветового оформления диаграммы. Для этого отформатируем элементы диаграммы. Форматирование любого элемента диаграммы осуществляется двойным щелчком левой клавишей мыши по элементу диаграммы - области построения или ряду данных. Изменим таким образом вид построенной диаграммы. Например, изменим фон диаграммы и оформление данных ряда.

Отформатируйте ваши диаграммы и скопируйте в портфель студента.

Критерии оценки.

Итак, мы с вами создали каждый свою диаграмму. Давайте вспомним этапы построения профессиональной диаграммы.

Открывается файл электронной доски: приложение 1.

Давайте определим критерии оценки построенной диаграммы. Диаграмма должна удовлетворять следующим требованиям:

Вывести требования на экран.

Должна отображать все необходимые данные таблицы.

Выбранный тип диаграммы должен интуитивно понятно отображать данные.

Размер диаграммы должен удовлетворять условию читаемости.

Легенда призвана улучшать читабельность диаграммы.

Диаграмма не должна быть перегружена графическими объектами.

Цветовой фон построенной диаграммы должен быть спокойным.

Текущий инструктаж, самостоятельная работа.

Теперь мы с вами имеем гораздо более четкое представление о диаграммах, их видах, способах форматирования и можем приступить к созданию диаграмм в своих проектах. Открываем файл проекта и создаем диаграммы, отображающие результаты наших расчетов по одному и трем расчетным дням. Созданные диаграммы сохраните в портфеле студента, в своей папке под именем: ПРОЕКТ_ФАМ,.

Целевой обход № 1

Выбор типа диаграммы

Целевой обход № 2

Выбор данных для построения диаграммы

Целевой обход № 3

Форматирование области построения.

Целевой обход № 4

Добавление графических объектов на диаграмму.

Как в спорах рождается истина, так в обмене опытом всегда можно найти рациональное зерно. Желающим похвалиться своим трудом предлагаю вывести свои диаграммы на доску для обмена опытом.

Оценка выполненных работ.

4. Заключительный инструктаж.

Подведение итого занятия и выставление оценок.

Анализ допущенных ошибок.

Выдача домашнего задания.

Уборка рабочего места.