Природа дает каждому задатки особого рода, если они не развиваются, наступает госпитализация, т.е. "замораживание" задатков - таков механизм гибели любой одаренности: без развития она становится пустоцветом.
Задача учителя в практической работе с детьми не только вооружение его знаниями, умениями, навыками, учитывая возрастные особенности, закономерностей педагогического развития ребенка, а также выявление и развитие их одаренности с помощью современных программ, которые выходят за рамки обычного школьного обучения.
Современной педагогике уделяется большое значение вопросам одаренности детей.
В работах таких отечественных исследователей, как Н.С.Лейтес, В.Юркевич, И.Ю.Кулагиной, Р.С.Немова и другие, занимающихся проблемой развития одаренности, затрагиваются вопросы, касающиеся способов ранней диагностики детской одаренности, структуры понятия "одаренность", а также общих направлений развития всех типов одаренности в семье и в школе. Вместе с тем, многие проблемы детской одаренности по-прежнему остаются открытыми.
В нашей стране хорошо известны такие формы обучения одаренных детей, как специальные классы, специализированные школы. Эти формы применялись на протяжении десятилетий, хорошо себя зарекомендовали и должны быть сохранены.
Но такие формы обучения эффективны в густонаселенных местах, т.е. в городах. В сельской местности, где большинство школ малокомплектные надо искать другие формы развития одаренности детей
В обычных школах нет специальных программ для занятий с одаренными детьми. Имеющиеся развивающие программы в школе ориентированы в основном на стимулирование общих способностей.
Младший школьный возраст - начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника - учебную мотивацию. Учебная деятельность становится ведущей. Большие изменения приходят в познавательной сфере. Память приобретает ярко выраженный характер. Также идет интенсивное формирование приемов запоминания. Все больше проявляется способность младшего школьника сосредотачивать свое внимание на мало интересных вещах, восприятие становится более произвольным. Процесс усвоения системы понятий, системы научных знаний требует от младшего школьника активного применения мыслительных операций сравнения, обобщения, синтеза на протяжении всего периода учебы развивается теоретическое мышление. От результативности учебной деятельности в первые годы школьной жизни зависит интеллектуальное развитие ребенка. А в специальные классы и специализированные школы набирают детей в основном с пятого класса. Таким образом, дети младшего школьного возраста вынуждены обучаться в тех классах, в которые они попадут по месту жительства. В такие классы набираются дети разной степени подготовленности, с разными интеллектуальными способностями. Поэтому в обычных школах остро стоит проблема развития одаренности детей.
Таким образом, существует необходимость развития интеллектуальной одаренности и одаренности в целом, в условиях обычной школы.
Интеллектуальная одаренность, по мнению М.А.Холодной, - это состояние индивидуальных психологических ресурсов (в первую очередь умственных ресурсов).
Для определения интеллектуальной одаренности наиболее эффективным является трехкольцевая модель одаренности Дж. Рензулли, которая включает в себя три компонента: интеллект, увлеченность или мотивация и креативность. По мнению психологов Н.С.Лейтеса, М.А.Холодной и многих других, ни один их выше перечисленных компонентов, каждый сам по себе, не могут быть индикаторами интеллектуальной одаренности. Поэтому, при выявлении интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста, детям можно предложить такие методики:
1. Диагностика интеллекта с помощью теста Гудинаф - Харриса "Нарисуй человека"
Детям предложить нарисовать человека ("мужчину", "дяденьку"). Им выдать белый лист бумаги и карандаш. Дети рисуют "мужчину" в полный рост. Тест позволяет довольно точно определить уровень умственного развития, причем в достаточной степени, независимо от уровня усвоенных знаний и умений, в том числе и навыков рисования.
Для объективности исследования можно провести тест "Матрица Равена". Учащимся дают серию из десяти постепенно усложняющихся задач одинакового типа: на поиск закономерностей и расположение деталей на матрице отводится 10 минут.
2. Диагностика креативности по методике Торренса: "Вырази свои идеи с помощью рисунков"
- "Создание рисунка" - Берут цветную бумагу. Приклеивают фигуру на листе в любом месте, дорисовывают ее карандашам или фломастером так, чтобы получилась задуманная картинка. Каждый должен постараться придумать такую картину, которую не придумал бы никто другой. Оценивается оригинальность.
- "Повторяющиеся линии" - учащиеся должны пары прямых линий, используя их как основную часть своей картинки, добавить другие линии так, чтобы получились законченные изображения. Можно рисовать между линиями, над линиями - везде, где захотят. Оценивается скорость, гибкость мышления.
3. Оценка школьной мотивации:
Для оценки школьной мотивации детям можно предложить известную всем анкету из 10 вопросов.
Для развития интеллектуальной одаренности младших школьников важно развивать такие познавательные сферы как мышление, память и воображение. Мышление и воображение составляют логическую ступень познания. Память во взаимосвязи с другими познавательными процессами обеспечивает целостность и развитие личности, направляет практическую деятельность человека. Поэтому развитие мышления, воображения, памяти приводит к развитию интеллектуальных способностей человека. Для развития этих познавательных сфер можно пользоваться книгой Е.И.Рогова "Психология познания", где автор в увлекательной форме рассказывает о процессах познания, методах их исследования и приемах развития внимании, ощущении, восприятии, памяти, мышлении, воображении.
Таким образом, при определенных условиях со стороны родителей, школы и государства всем здоровым малышам, которые, по мнению Н.С.Лейтеса, являются интеллектуально одаренными в силу действия возрастного фактора, можно помочь стать умными взрослыми людьми. На уровне школы необходимым условием является наличие у учителей навыков распознавания одаренности своих учеников, создание для них условий в плане учебы и отношений со сверстниками.
Список использованной литературы:
- Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. -М, Прогресс., 1965.
- Гильбух Ю.З. Умственно одаренный ребенок. Психология, диагностика, педагогика. - Киев: НИИ психологии., 1992.
- Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. - М., 2000.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения.- М., 1990.
- Рогов Е.И. Психология познания.- М., Владос.: 1998.
- Одаренные дети. /Под ред. Г.В.Бурменской, В.М. Слуцкого. - М.,1991.
- Одаренный ребенок. /Под ред. О.М.Дьяченко. И.Штерн В. Умственная одаренность. - СПб.: Питер. 2001.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследования -Москва - Томск.: 1997.