Структура и план урока
Мобилизирующий этап | Краткое вступительное слово учителя |
Организационный этап | Назначение учащихся для индивидуальной и групповой работы. |
Разминка | Фронтальная работа с остальными учениками (1 группа). |
Историческая справка | Сообщения учащихся, подготовленных дома. |
Отчет учеников 2 группы | Ученики представляют решение задачи и алгоритм её решения. |
Релаксационная пауза | Физкультминутка под музыку. |
Ответы учащихся | Ученики представляют результаты индивидуального задания. |
Отчет учеников 3 группы | Ученики объясняют решение задачи, выполняют демонстрацию опыта. |
Подведение итогов. | Выполнение тестового задания. |
Цели:
- Продолжить формирование понятия энергия, формирование умений применять закон сохранения механической энергии (ЗСМЭ) при решении задач, выявить степень усвоения учащимися ЗСМЭ.
- Способствовать развитию самостоятельности учеников; умений анализировать факты, делать выводы.
- Ознакомить учащихся с историческим материалом.
Ход урока
Актуализация опорных знаний
Отчет 1-й группы.
Учитель: Изучив ЗСМЭ, мы вправе обратиться к природе со словами: “Госпожа Природа! Некоторые хитрости мы открыли вместе с учениками. Вас нельзя перехитрить и обмануть, но Вас можно познать и понять, чтобы жить с Вами в мире и согласии”. И так:
- Как читается ЗСМЭ?
- Что происходит с полной механической энергией, если в системе действуют силы трения?
- Какие превращения энергии могут происходить в изолированной системе?
- В чем заключается идея вечного двигателя?
- Давайте посмотрим несостоятельность некоторых проектов:
А) сообщение “ Чудо не есть чудо” (задача-парадокс) (Приложение 1)
Б) сообщение “ Вечный двигатель” (Приложение 2)
- Есть ли польза от “PERPETUUM MOBILE”?
Вывод: Закон сохранения энергии запрещает существование вечного двигателя.
Отчет 2-й группы.
Задание: решить и составить алгоритм решения задачи.
Условие задачи: хоккейная шайба массой 160 г, летящая со скоростью 20 м/с, влетает в ворота и ударяется в сетку, которая прогнулась на 6,4 см. Какова максимальная сила, с которой шайба подействовала на сетку? (Считать, что сила упругости сетки изменяется в зависимости от её прогиба по закону Гука).
ДАНО: 0 = 20 м/с
m = 160 г
х = 6,4 см
_________
F – ?2) СИ = 0,16 кг
= 0,064 м3) ВЫПОЛНЕНИЕ РИСУНКА. I Состояние: 0;Ek
II состояние: F, Ep
4) ЗСМЭ: Ek=Ep
k=
5) F =kx; F =
6) Вычисления самостоятельно.
Алгоритм (представлен на листочках)
ДАНО СИ РИСУНОК
Ek, EpЗСМЭ Дополнит. уравнение Решение уравнения
Релаксационная пауза
(Звенит будильник.)
Звучит песня в исполнении В. Леонтьева
“Гиподинамия”, ученики выполняют физические
упражнения.
Учитель: Как мы пополняем энергию, которую потратили на выполнение физических упражнений?
Отчет по индивидуальному заданию
Задание: Сколько надо съесть каши “Геркулес”, чтобы восстановить энергию, затраченную при подъеме на 9 этаж?
100 г – 320 ккал; 1ккал – 4190 Дж
(информация с упаковки кашиРабота, совершенная при подъеме на 9 этаж: А = mgh
А = 70 • 9,8 • 20 Дж
А = 13720 ДжОтвет: Потребуется съесть 1 грамм каши.
Отчет 3-й группы.
Задание: Пренебрегая силой трения, найдите минимальную высоту, с которой должен начать движение велосипедист, чтобы выполнить цирковой номер “мертвая петля” радиусом R (предлагаются подсказки по мере необходимости)
Подсказки:
- учтите, что в верхней точке “мертвой петли” механическая энергия велосипедиста складывается из кинетической и потенциальной.
- для нахождения минимальной скорости велосипедиста напишите уравнение его движения в верхней точке “мертвой петли”
- учтите, что в верхней точке по условию задачи (поскольку речь идет о минимальной высоте) сила реакции опоры равна нулю.
ДАНО: R
_____
H – ?РЕШЕНИЕ: ЗСМЭ: mgh=+mg2R (1) II закон Ньютона:
+=
OY: N+mg=
N=0; mg=; mgR= (2)
Подставим (2) в (1):
mgh = mg2R+;
h=R
Демонстрация: движение шарика по “мертвой петле” (прибор изготовлен учениками)
Подведение итогов
Закон сохранения энергии выполняет в природе роль своеобразного “главного бухгалтера” Вселенной. Он в каждом явлении строго учитывает приход энергии и следит за тем, чтобы расход точно соответствовал приходу. Если баланс не сходится, то он сразу подает тревожный сигнал. Такой сигнал физики принимают как признаки того, что обнаружилось какое-то новое, не известное ранее явление.
Так было, например, с открытием ряда новых элементарных частиц в ядерной физике.
Закон сохранения энергии часто позволяет найти новые, простые пути решения многих механических задач.
Тест “Верю – не верю”
(Ответы на вопросы: “да”, “нет” или “+”, “–”)
1 вариант | 2 вариант |
Потенциальная энергия мяча в конце
падения максимальна. Чем больше скорость тела, тем больше его кинетическая энергия. При подъеме стрелы кинетическая энергия увеличивается, а потенциальная энергия уменьшается. Перед выстрелом потенциальная энергия пружины в детском пистолете максимальна. Полная механическая энергия замкнутой системы не изменяется. |
Потенциальная энергия пружины тем
больше, чем меньше ее деформация. Чем выше тело поднято над Землей, тем больше его потенциальная энергия. Мяч бросили вверх. В верхней точке у него будет максимальная кинетическая энергия. У падающего камня кинетическая энергия увеличивается, а потенциальная энергия уменьшается. Если в системе действует сила трения, то полная энергия уменьшается. |
Рефлексия
Проанализируйте движение своих мыслей, чувств, ощущений, которые у вас возникли в течение урока. (Словами или рисунком.)
Литература:
- Перельман Д.И. “Занимательная физика”
- Ланина И.Я. “Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики”
- Дерябин В.М. “Законы сохранения в механике”.