Цели:
- Обучающая: отработать умения и навыки в определении падежей имён существительных, отработка орфографической зоркости;
- Развивающая: умения анализировать, устанавливать единые и общие признаки, делать выводы, развивать умения применять знания на практике, анализировать свою работу;
- Воспитательная: чувство взаимопомощи (работа в паре), сотрудничества, воспитание чувства ответственности за зимних птиц.
Тип урока: выработка и закрепление умений и навыков.
Оборудование: рабочие листы, лист с кроссвордом, общая таблица “Падежи имён существительных”, компьютеры с тестом, презентация к уроку, карточка для ученика.
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель:
Спросили Лежебокина:
– А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.
– Сегодня на уроке мы попробуем доказать и объяснить Лежебокину “Зачем надо знать падежи?” (Проблема урока). Эпиграфом нашего урока станет пословица: “Кто грамоте горазд – тому не пропасть”
– Объясните её смысл. (Слайд 1, см. Приложение)
2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи
(Работа в паре.)
– Сообща с соседом по парте решите кроссворд и
найдите “спрятанное слово”. Проверьте себя на
слайде (Слайды 2–4)
– Теперь вы можете определить тему нашего урока?
Какие падежи мы изучили? Чему будем учиться?
– Запишите число в тетрадях.
3. Словарно-орфографическая работа
(Слайд 4)
– Какое слово “лишнее”? Почему?
– К какой части речи относятся все слова? (К
существительным.)
– На какие две группы можно разбить слова по
правилу? (Слайд 3)
– Каким правилом можно объединить слова:
поползень, снежинки, снегири? (Безударная
гласная в корне, проверяемая ударением.)
Объясните написание гласных в этих словах.
– А эти слова необходимо запомнить, т. к.
написание безударных гласных нельзя проверить. (Слайд
4)
– Запишите слова, определите род. Поднимите руку,
кто определил род у всех слов?
– Назовите слово, у которого определить род
нельзя. Почему? А остальные слова, какого рода? (Мужского).
4. “Теоретическая дуэль”
– Вызываю на поединок двух теоретиков, остальные дети – секунданты. Вопросы:
- Как определить падеж имени существительного? Примеры.
- Как узнать имя существительное? Примеры.
- Как отличить существительное в именительном падеже от существительного в винительном падеже? Примеры.
- Назови постоянные и непостоянные признаки существительного. Примеры.
- Изменение существительных по падежам – это словоизменение или словообразование? Почему?
– Оцените “дуэлянтов”. Как отвечали ребята?
5. Задание
(Слайд 5)
– Незнайка выучил правило и даже составил
схему.
– Проверьте, всё ли на ней правильно?
– Проверим каждый домик по порядку (коллективная
работа). Проверим: (Слайд 6)
6. Физкультминутка
7. Практическая работа
(Слайд 7). Приложение 1
А) Класс: – помогите придумать Незнайке словосочетания по образцу.
Б) Индивидуально: – карточка ученику (слабому). Приложение 2
В) Работа за компьютерами: ученики выполняют тест. Приложение 3
– Проверка. Кто написал существительные в винительном падеже? В родительном падеже? Читайте с вопросами. Помогло ли вам знание падежей составить словосочетания?
Г) – Ребята, учителю информатики принесли заметку для газеты, но компьютер сломался и всё перепутал. Поможем восстановить текст для школьной газеты. (Слайд 8)
– Прочитайте задания на рабочих листах, есть ли
вопросы.
– Проверка с комментированием.
– Помогло ли вам знание падежей, как?
– Проверьте себя. (Слайд 9)
– О ком текст? Какая основная мысль текста?
Почему необходимо помогать птицам зимой? Каких
зимующих птиц вы знаете? Как мы можем им помочь
пережить суровую зиму?
Д) – Выберите пословицу для заметки. Объясните свой выбор.
– Что бы вы ответили Лежебокину на вопрос: “Зачем надо знать падежи?”
8. Домашнее задание
(На выбор). (Слайд 10)
- – Предлагаю написать заметку “Как помочь птицам пережить зиму” для школьной газеты. Лучшие работы опубликуют.
- Запиши существительные синица, дятел, снегирь в падежных формах (И. п., В. п., Р. п.)
9. Итог урока
– Чему учились?
– Когда вам пригодятся эти навыки?
10. Рефлексия
На доске таблички:
– Я понял тему
– Я понял и могу объяснить другому ученику
– У меня есть вопросы по теме
Учащиеся приклеивают полоску под табличками.