Конспект урока русского языка. Программа "Школа-2100" "Падежи имен существительных. Именительный, родительный, винительный падежи" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Обучающая: отработать умения и навыки в определении падежей имён существительных, отработка орфографической зоркости;
  • Развивающая: умения анализировать, устанавливать единые и общие признаки, делать выводы, развивать умения применять знания на практике, анализировать свою работу;
  • Воспитательная: чувство взаимопомощи (работа в паре), сотрудничества, воспитание чувства ответственности за зимних птиц.

Тип урока: выработка и закрепление умений и навыков.

Оборудование: рабочие листы, лист с кроссвордом, общая таблица “Падежи имён существительных”, компьютеры с тестом, презентация к уроку, карточка для ученика.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель:

Спросили Лежебокина:
– А ну-ка расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
Их за два года выучить
Лишь ты один не смог.

– Сегодня на уроке мы попробуем доказать и объяснить Лежебокину “Зачем надо знать падежи?” (Проблема урока). Эпиграфом нашего урока станет пословица: “Кто грамоте горазд – тому не пропасть”

– Объясните её смысл. (Слайд 1, см. Приложение)

2. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи

(Работа в паре.)

– Сообща с соседом по парте решите кроссворд и найдите “спрятанное слово”. Проверьте себя на слайде (Слайды 2–4)
– Теперь вы можете определить тему нашего урока? Какие падежи мы изучили? Чему будем учиться?
– Запишите число в тетрадях.

3. Словарно-орфографическая работа

(Слайд 4)

– Какое слово “лишнее”? Почему?
– К какой части речи относятся все слова? (К существительным.)
– На какие две группы можно разбить слова по правилу? (Слайд 3)
– Каким правилом можно объединить слова: поползень, снежинки, снегири? (Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.) Объясните написание гласных в этих словах.
– А эти слова необходимо запомнить, т. к. написание безударных гласных нельзя проверить. (Слайд 4)
– Запишите слова, определите род. Поднимите руку, кто определил род у всех слов?
– Назовите слово, у которого определить род нельзя. Почему? А остальные слова, какого рода? (Мужского).

4. “Теоретическая дуэль”

– Вызываю на поединок двух теоретиков, остальные дети – секунданты. Вопросы:

  • Как определить падеж имени существительного? Примеры.
  • Как узнать имя существительное? Примеры.
  • Как отличить существительное в именительном падеже от существительного в винительном падеже? Примеры.
  • Назови постоянные и непостоянные признаки существительного. Примеры.
  • Изменение существительных по падежам – это словоизменение или словообразование? Почему?

– Оцените “дуэлянтов”. Как отвечали ребята?

5. Задание

(Слайд 5)

– Незнайка выучил правило и даже составил схему.
– Проверьте, всё ли на ней правильно?
– Проверим каждый домик по порядку (коллективная работа). Проверим: (Слайд 6)

6. Физкультминутка

7. Практическая работа

(Слайд 7). Приложение 1

А) Класс: – помогите придумать Незнайке словосочетания по образцу.
Б) Индивидуально: – карточка ученику (слабому). Приложение 2
В) Работа за компьютерами: ученики выполняют тест. Приложение 3

Проверка. Кто написал существительные в винительном падеже? В родительном падеже? Читайте с вопросами. Помогло ли вам знание падежей составить словосочетания?

Г) – Ребята, учителю информатики принесли заметку для газеты, но компьютер сломался и всё перепутал. Поможем восстановить текст для школьной газеты. (Слайд 8)

– Прочитайте задания на рабочих листах, есть ли вопросы.
– Проверка с комментированием.
– Помогло ли вам знание падежей, как?
– Проверьте себя. (Слайд 9)
– О ком текст? Какая основная мысль текста? Почему необходимо помогать птицам зимой? Каких зимующих птиц вы знаете? Как мы можем им помочь пережить суровую зиму?

Д) – Выберите пословицу для заметки. Объясните свой выбор.

– Что бы вы ответили Лежебокину на вопрос: “Зачем надо знать падежи?”

8. Домашнее задание

(На выбор). (Слайд 10)

  • – Предлагаю написать заметку “Как помочь птицам пережить зиму” для школьной газеты. Лучшие работы опубликуют.
  • Запиши существительные синица, дятел, снегирь в падежных формах (И. п., В. п., Р. п.)

9. Итог урока

– Чему учились?
– Когда вам пригодятся эти навыки?

10. Рефлексия

На доске таблички:

– Я понял тему
– Я понял и могу объяснить другому ученику
– У меня есть вопросы по теме

Учащиеся приклеивают полоску под табличками.