Тьюторский проект
Профессиональный мир становится все более подвижным: профессии видоизменяются, умирают, рождаются. Это задает принципиально новые требования к профессиональной мобильности выпускников школы: им необходимо умение ориентироваться в непостоянном мире профессий, быть готовыми кардинально менять свою профессию несколько раз в жизни. Успешность каждого человека в такой ситуации во многом зависит от того, насколько у него сформирована культура построения и реализации личной образовательной программы, от умения сознательно работать со своим будущим. В настоящее время с этой проблемой современный школьник может не справиться. Ему нужен наставник, мудрый руководитель, опекун (тьютор). Такая роль возможна для тех, кто постоянно находится рядом с учеником. Это учитель – предметник, который сопровождает ученика в его образовательной деятельности и способствует успешности дальнейшего образования. Особую роль учитель – тьютор может сыграть в становлении личности ученика, развить его способности, обучить здоровому образу жизни, передав ему богатый жизненный опыт.
Обучение здоровому образу жизни через самонаблюдение
Здоровье – это состояние организма и психики человека, определяемого совокупностью физических и духовных качеств и свойств, которые являются основой долголетия и необходимым условием для осуществления творческих планов, высокопроизводительного труда, создания семьи, рождения и воспитания детей.
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья. Понятие “здоровый образ жизни” однозначно пока ещё не определено. Представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, Б. С. Ерасов, О. А. Мильштейн, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом. В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р. Дитлс, И. О. Мартынюк, Л. С. Кобелянская и др.) Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья
Факторы, влияющие на здоровье
(Казин Э.М., Блинова Н.Г., Литвинова В.А. Основы индивидуального здоровья человека. М:, Владос. 2000 ).
I. Факторы, укрепляющие здоровье
- Генетические (15-20%) – Здоровая наследственность. Отсутствие морфофункциональных предпосылок возникновения заболевания.
- Состояние окружающей среды (20-25%) – Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания
- Медицинское обеспечение (10-15%) – Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь.
- Условия и образ жизни (50-55%) – Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность, социальный образ жизни.
II. Факторы, ухудшающие здоровье
- Генетические (15-20%) – Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.
- Состояние окружающей среды (20-25%) – Вредные условия быта и производства, неблагоприятные климатические и природные условия, нарушение экологической обстановки.
- Медицинское обеспечение (10-15%) – Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики, некачественное медицинское обслуживание.
- Условия и образ жизни (50-55%) – Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия.
Схема стабильности гомеостаза, способствующая укреплению здоровья человека
Биология. 8 класс.
Профильное обучение – 4 часа
История развития знаний о строении и функциях организма человека
Практическая работа “Факторы,
укрепляющие здоровье.
Дневник самонаблюдений”.
Цель:
Усовершенствование телосложения, развитие гибкости и ловкости, предотвращение сутулости, сохранение здоровья и продление жизни.Советы тьютора
Руководство к действию |
|
Совет № 1. | Для того чтобы быть здоровым, необходимо изучить свой организм, выявив все его недостатки и достоинства. |
Совет № 2. | Регулярно заполняй дневник самонаблюдений. |
Совет № 3. | Собери электронную библиотечку “За здоровый образ жизни” |
Совет № 4. | При наличии неблагоприятных результатов, посоветуйся со своим тьютором о возможностях корректировки, составь план своей деятельности в рамках укрепления здоровья. |
Одним из важнейших факторов здоровья являются условия и образ жизни человека, включающие в себя адекватную двигательную активность. Ни для кого не секрет, что гиподинамия приводят к нарушениям как психосоматического здоровья, так и анатомического строения, что способствует развитию заболеваний, уменьшению срока жизни, ранней смерти.
Ученики школ и лицеев много времени проводят за учебой в школе и дома, и мало времени посвящают спорту. Мало кто из подростков делает зарядку по утрам, очень много тех, кто не ходят на физкультуру, предпочтут компьютер занятию спортом. Возможно, они не догадываются о последствиях такого образа жизни, а возможно считают, что все это ерунда. Физические движения оказывают положительное влияние на организм и вызывают изменения со стороны всех органов и систем, повышая их функциональные возможности. У занимающихся физкультурой людей заметно укрепляется сердечно – сосудистая система. Сердце работает экономно, сокращения его становиться мощными и редкими. Физические упражнения оказывают большое влияние на формирование аппарата дыхания. Физические нагрузки увеличивают жизненную емкость легких с 3-5 литров у нетренированных до 7 и более литров у спортсменов. А чем больше потребляется с вдыхаемым воздухом кислорода, тем выше физическая работоспособность человека, лучше состояние его здоровья. Под действием физических упражнений развиваются основные физиологические свойства мышечного волокна: возбудимость, сократимость и растяжимость. Эти свойства обеспечивают совершенствование таких физических качеств человека, как, сила, быстрота, выносливость, а также улучшает координацию движений. Уменьшение двигательной активности, прежде всего, вызывает снижение энергозатрат, замедление распада и образования богатых энергией фосфорных соединений, снижение фосфорилирования в скелетных мышцах. Это сопровождается снижением газообмена и уменьшением легочной вентиляции и общей работоспособности. Масса и объем мышц снижается, размеры сердца уменьшается, в них наблюдаются выраженные дистрофические изменения.
Задания тьютора
Задание №1. | Внимательно прочитай лист самодиагностики. Выяви непонятные для Тебя положения. На очном занятии задай свои вопросы. |
Задание №2. | Выполни необходимые измерения. Будь точен. |
Задание №3. | Зафиксируй полученные данные в дневник самонаблюдений. |
Задание №4. | Проводи самодиагностику не реже 1 раза в три месяца. Сравнивай результаты |
Задание №5. | При наличии неблагоприятных результатов, посоветуйся со своим тьютором о возможностях корректировки, составь план своей деятельности в рамках укрепления здоровья. |
Самодиагностика
Первая группа показателей | Ваш тьютор | ||||
1. Рост –
станьте спиной вплотную к стене, касаясь её
пятками, ягодицами, межлопаточной областью спины
и затылком; голову держите прямо. Положите на голову линейку ;сделайте отметку. Измерьте расстояние от пола до отметки. Запишите свой рост в таблицу показателей и сравните его с стандартом. Нормальный рост мальчиков и девочек (по Documenta Geigy, 1975; Schmidt, 1984).
|
Изучать свой организм крайне интересно, а наблюдать за изменениями в нем еще интереснее! | ||||
2. Вес –
ежемесячно взвешивайтесь на весах в медкабинете. 1-й способ: оптимальный вес по формуле Брока Показатель роста – 100 2-й способ: масса тела (кг):рост (дм) 4.3-3.3 – норма; 5.3- 4.4 – избыточный; 3.1-2.8 – недостаточный. 3-й способ: справочные таблицы:
|
Для Вас только способ №3, все остальное для взрослых людей. | ||||
3. Экскурсия грудной
клетки. Измеряется сантиметровой
лентой. Поднимите локти и наложите на грудную клетку так, чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди над молочной железой (четвёртое ребро, ключица). Концы ленты соединяются около груди. |
Будьте аккуратнее при измерениях! | ||||
4. Пропорциональность
верхнего сегмента. П.В.С. равна ширине плеч делённой на ширину таза и умноженной на 100. Средний показатель – 80-90 %. 5. Пропорциональность грудного сегмента. П.Г.С. равна окружности грудной клетки в спокойном состоянии делённой на окружность талии и умноженной на 100. Средние показатели – 100-120 %. 6. Пропорциональность брюшного сегмента. П.Б.С. равна окружности тазобедренного пояса делённой на окружность талии и умноженной на 100. Окружность тазобедренного пояса измеряется по уровню тазобедренных суставов. Средние показатели – 110-120 %. |
Не ошибитесь в расчетах! | ||||
7. Состояние стоп. На гладкую поверхность положите лист бумаги и станьте на него так, чтобы носки и пятки стоп были параллельны, а расстояние между стопами соответствовало ширине ладони. Обведите карандашом контуры стоп и пометьте каждый цифрой 1. Не сходя с листа, немного приподнимите правую ногу и, стоя на левой ноге, обведите её контур и пометьте цифрой 2. Затем поступите аналогично с правой ногой. Если они совпадают, то состояние стоп в пределах нормы. При уменьшении 2 контура – состояние стоп отличное, при увеличении – плохое. |
Если Тебя не устраивают полученные результаты, посоветуйся с ортопедом. | ||||
8. Осанка. Осанка равна ширина плеч: величина дуги спины и умножить на 100 Средние показатели – 100–110 %. |
Это очень важно! | ||||
Вторая группа показателей. | Ваш тьютор. | ||||
1. Сила – исходное положение – упор стоя о стол или подоконник. Проделайте максимальное кол-во отжиманий, туловище держите прямо. Средний показатель 12–15 раз. | Если результат Вас не удовлетворил, поделайте комплекс утренней зарядки. | ||||
2. Быстрота – исходное положение – стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Быстро присядьте и встаньте, вытянув руки вперёд. Средний показатель – 4-6 раз за 6 сек. | Не помешает и бег трусцой. | ||||
3. Ловкость – Возьмите два теннисных мячика и подбрасывайте их один за другим вначале левой, а затем правой рукой. Средний показатель – Левая рука – 40 сек., а правая – 50 сек. | А это нужно делать ежедневно! | ||||
4. Гибкость – исходное положение – руки за спину, соедините кисти. Соединение кистей, сцепив согнутые пальцы в “ замок ” – 5 баллов, свободное касание кистей – 4 балла, касание кончиками пальцев – 3 балла, отсутствие касания пальцами – 2 балла. | Нужен тренажерный зал! | ||||
5. Внутритканевое
дыхание: а) после вдоха задержать дыхание и не дышать (длительность задержки определить по секундомеру); б) 10 раз сесть и встать со стула; после вдоха задержать дыхание и определить длительность задержки; в) сделать 10 глубоких вдохов, задержать дыхание на вдохе и определить длительность задержки. НОРМА – после нагрузки задержка дыхания уменьшается на 20-50%. После 3-его показателя задержка дыхания длиннее исходной. |
Дышите правильно! Есть разные системы дыхания, выбери ту, что для Тебя комфортнее. |
Дневник самонаблюдений
Первая группа показателей для
самоконтроля.
Телосложение
Триместры | Рост | Вес | Окружность грудной клетки | Осанка | Пропорциональность | Состояние, итог | Общие выводы | ||
верхнего сегмента | грудного сегмента | брюшного сегмента | |||||||
1 | |||||||||
2 | |||||||||
3 | |||||||||
4 | |||||||||
Средний результат за год | |||||||||
Общие выводы | |||||||||
Рекомендации |
Вторая группа показателей.
Физическая подготовленность
Триместры | Сила | Быстрота | Ловкость | Гибкость | Выносливость | Внутритканевое дыхание |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
Общие выводы: | ||||||
Рекомендации: |
Информационные ресурсы
- Движения под музыку в системе организации здорового образа жизни дошкольников в детском садуhttp://planetadisser.com/see/dis_99318.html
- Изуткин Д. А. Формирование здорового образа жизни. – Советское здравоохранение, 1984, № 11, с. 8-11.Шухатович В. Р. 3.Здоровый образ жизни// Энциклопедия социологии. – Мн.: Книжный Дом, 2003.
- http://litzona.com.ua/2008/02/09/zdorovyjj_obraz_zhizni_naturopatija_monotrofnoe_i_obychnoe_syroedenie_ortotrofija.html