По садам и по бульварам
Плещет юности волна.
Над любимым нашим краем —
Краснодарская весна
И. Бараева
Цели:
- Сформировать у учащихся представление о погоде и климате Краснодарского края и своей местности.
- Выявить особенности климата Краснодарского края, закономерности формирования и распределения основных его элементов, метеоэлементов своей местности.
- Развитие умения самостоятельно добывать знания, пользуясь различными источниками информации.
- Воспитание чувства толерантности, умения работать в группах.
- Рассмотреть примеры погодных аномалий.
- Систематизировать и расширить представления школьников о влиянии климата на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность человека, выявить проблемы адаптации к климатическим условиям.
Оборудование: физическая карта Краснодарского края, учебник «География Краснодарского края» (Терская И.А.), рабочая тетрадь (Автор Петренко И.Г.), атлас Краснодарского края и республики Адыгея, карточки задания для организации учебно-исследовательской деятельности, иллюстрации, характеризующие хозяйственную деятельность человека в своей местности, мультимедиа, компьютер.
ХОД УРОКА
Слайд 1 (Презентация)
Сообщение темы и цели урока.
Слайд 2, 3.
I. Повторение пройденного материала.
Фронтальный опрос (работа с атласом и физической картой Краснодарского края)
– Какая впадина отделяет Русскую равнину от Кавказа?
- Назовите наиболее крупные формы рельефа.
- Какая взаимосвязь прослеживается между тектоническими структурами и формами рельефа, сформировавшимися на этих структурах? Объясните на примере Краснодарского края.
- Назовите высшую точку России, Краснодарского края.
- Расскажите о формах рельефа своей местности.
- Как влияют рельеф и строение недр земли на жизнь людей?
- Как человек изменяет облик поверхности Земли?
- Какие формы рельефа называют антропогенными?
- Какие изменения рельефа человеком осуществляются в вашей местности?
- А влияет ли рельеф на формирование климата?
Работа с мультимедийным учебником.
Раздел- «Северный Кавказ. Рельеф.», практикум.
II. Работа над новым материалом.
Изучение темы целесообразно начать с повторения определений погоды и климата.
1. Беседа.
– Назовите основные элементы погоды.
Ребята с помощью учителя называют основные элементы погоды (температура, облачность, осадки, ветер) и дают описание погоды.
- В пределах каких климатических поясов располагается территория России?
- В пределах каких климатических поясов располагается территория Краснодарского края?
– Какие факторы определяют климат нашего края?
Вывод. Территория края находится в пределах двух климатических поясов: умеренного и субтропического.
Слайд 4.
Факторы, определяющие климат края:
- Географическое положение.
- Влияние воздушных масс.
- Близость морей.
- Рельеф.
- Подстилающая поверхность.
2. Работа с мультимедийным учебником.
Раздел – «Северный Кавказ. Климат.», практикум.
Какое влияние оказывают климатообразующие факторы на формирование климата края?
- Географическая широта определяет количество солнечной радиации, поступающей на поверхность земли и температуру воздуха.
- Влияние воздушных масс определяют циркуляцию атмосферы и годовой ход основных характеристик климата. Климат края формируется под влиянием различных воздушных масс. (Прочитать в учебнике характеристику воздушных масс, влияющих на климат края, стр. 23.)
- Черное и Азовское моря влияют на климат прибрежных зон, выступая как аккумуляторы тепла и влаги. Зимой они нагревают проходящие над ними воздушные массы, а летом, несколько охлаждают их. Моря способствуют повышению влажности воздуха.
- Равнинный рельеф на севере края способствует беспрепятственному прохождению арктических и умеренных воздушных масс. Кавказские горы на юге края задерживают холодные воздушные массы с севера и теплые с юга, задерживают влагу, приносимую с Атлантики.
- В горах ярко выражена высотная климатическая зональность.
3. Работа с графиками и схемами. Слайд 5.
Перед вами график годового хода высоты стояния Солнца над горизонтом, температуры воздуха и осадков в Краснодаре.
Используя данные графика, дайте ответы на вопросы:
- Какова температура воздуха в Краснодаре в январе?
- Какова температура воздуха в июле?
- В какое время года выпадает наибольшее количество осадков?
- В какое время года выпадает наименьшее количество осадков?
- В каком месяце отмечается самое высокое положение Солнца над горизонтом?
Слайд 6.
Что показывает этот график и как он называется?
Какую информацию о климате города Краснодара вы можете из него получить?
Слайд 7.
4. Учебно-исследовательская работа по изучению климата края (с использованием климатической карты Краснодарского края и учебника географии Краснодарского края)
Работа по группам. Каждая группа характеризует одну из основных климатических характеристик, пользуясь картами атласа Краснодарского края, атласа «Физическая география России» для 8 класса, материалами учебника, и объясняет закономерности их формирования и распределения по территории края.
Учитель выступает в роли консультанта.
Карточка-задание для 1 группы.
Заполните таблицу (учащиеся заполняют самостоятельно).
Краснодарский край. Климатические показатели
Название климатического пояса | Господствующие воздушные массы | Средняя температура января | Средняя температура июля | Средняя годовая температура | Среднегодовое количество осадков |
Умеренный | УВ | –1° -3° | +21 +23° | +8° + 10 | от 400 мм на западе до 800 мм в предгорьях |
- Определить по карте максимальную и минимальную температуру на территории края (+42, +43 С, -40 С).
- Почему в зимнее время в крае часты потепления? (Это связано с проникновением теплых воздушных масс с юга).
- Сделайте общий вывод о температурном режиме в крае.
- Сделайте общий вывод о климате умеренного пояса на территории Краснодарского края.
Вывод: Температура воздуха зависит от поступающей солнечной радиации и характера поверхности. На распределение температур в крае оказывают влияние также Кавказские горы. По термическим условиям территорию Краснодарского края можно разделить на три основные части – северную равнинную, горную и южную приморскую. На равнине более или менее выражен зональный рост температуры с севера на юг, особенно заметный в холодное полугодие.
Закономерности распределения осадков на территории края обусловлены циркуляционными процессами. Почти все осадки связаны с западными влагонесущими массами, поэтому количество осадков убывает к северо-востоку. Однако минимальное количество осадков отмечается на Тамани и в Анапе. Близость водной поверхности и исключительно плоский рельеф ослабляют местные процессы развития конвекции и осадкообразование.
Карточка-задание для 2 группы.
Краснодарский край. Климатические показатели
Название климатического пояса | Господствующие воздушные массы | Средняя температура января | Средняя температура июля | Средняя годовая температура | Среднегодовое количество осадков |
Субтропический | УВ ТВ |
+3° +5° | +23° +24° | + 12° + 13" | от 400 мм на юго-западе до 1200 мм на юго-востоке |
- Определите самое мокрое и самое сухое место в Краснодарском крае (г. Ачишхо – 3200 мм, Таманский полуостров и Анапский район – 350-400 мм).
- Прочитайте в учебнике о характере снежного покрова в крае (стр.23).
- Сделайте общий вывод о количестве и распределении осадков в крае.
- Сделайте общий вывод о климате черноморского побережья Краснодарского края.
ВЫВОД. На черноморском побережье, где выражен отепляющий эффект моря, температура воздуха в январе повсеместно положительная и растет с северо-запада на юго-восток по мере увеличения высоты горного барьера. В зимний период термические условия наименее стабильны, оттепели часто чередуются с похолоданиями. В горах температура уменьшается с высотой.
В горах при вынужденном подъеме воздушных масс по склонам количество осадков возрастает. В Краснодарском крае находится самое влажное место России – г. Ачишхо и исток р. Белой, где количество осадков составляет 3200-4000 мм. В равнинной части края снежный покров неустойчив, в горах наоборот - наблюдается устойчивый снежный покров с максимальной толщиной 480 см.
Карточка-задание для 3 группы: Опасные метеорологические явления
- Прочитайте по учебнику &6 ( стр. 26-29).
- Заполните таблицу
Погодные аномалии | Причины возникновения | Районы распространения |
- Подготовьте краткий рассказ об опасных природных явлениях.
Карточка-задание для 4 группы.
В ваш населенный пункт приезжает на экскурсию группа учащихся из Мурманска в период с 1 по 10 июля. Составьте для них описание погодных условий в вашей местности, характерных для данного времени года, подтвердите конкретной информацией (температура, количество осадков и т. д.). Посоветуйте путешественникам, как одеться и что взять с собой в поездку.
Карточка-задание для 5группы.
В ваш населенный пункт приезжает на экскурсию группа учащихся из Волгограда в период с 1 по 10 января. Составьте для них описание погодных условий в вашей местности, характерных для данного времени года, подтвердите конкретной информацией (температура, количество осадков и т. д.). Посоветуйте путешественникам, как одеться и что взять с собой в поездку.
Выступление 1-5 групп с сообщением результатов учебно-исследовательской работы. После каждого выступления рефлексия (Учитель задает вопросы по содержанию сообщения с целью выявления понимания предложенной информации).
Проблемный вопрос: Почему в Краснодарском крае, площадь которого значительно меньше Ростовской области, климат более разноообразен?
III. Закрепление нового материала, проверка качества усвоения темы.
- Перечислите факторы, определяющие особенности климата края.
- Чем объясняется наличие в нашем крае двух климатических поясов?
- Каковы средние температуры летом и зимой в степной и в субтропической частях края?
- Объясните, почему количество осадков в крае увеличивается к югу и уменьшается к востоку?
- Какие опасные природные явления случаются в крае?
- Какое влияние оказывает климат на здоровье человека?
- Каков климат нашего населенного пункта? Как используются в нашей местности агроклиматические ресурсы?
- Каково влияние климатических условий в Краснодарском крае на хозяйственную деятельность людей? (Целесообразно вспомнить ранее изученный материал об агроклиматических ресурсах из курса географии России.)
- По данным медицинских исследований, организм человека не может приспособиться к климатическим условиям Антарктики. Легко ли адаптируется человек к климатическим условиям вашей местности?
- Можно ли утверждать, что климат края благоприятен для жизни и хозяйственной деятельности людей?
- Приведите примеры влияния климатических условий на хозяйственную деятельность населения вашей местности.
IV. Домашнее задание
§ 5, 6.
Найти интересные факты, характеризующие особенности Черного и Азовского морей.
V. Итог.
Выставление оценок.
- Ребята, понравился ли вам урок?
- Что хотели бы в дальнейшем использовать на уроках?
- Что бы хотели изменить?
Спасибо за урок.