Цель: обобщение знаний о связи умножения и деления.
Вид урока: комбинированный урок.
Образовательные задачи: продолжать формировать умения учащихся решать задачи и выражения изученных видов, сравнивать выражения, находить периметр прямоугольника, учить анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания.
Развивающие задачи:
– развитие интеллекта (памяти, грамотной речи, воображения, внимания);
– развитие воли (изживать лень, задания посильной сложности);
– развитие эмоции (положительной).
Воспитательные задачи:
– формирование активной жизненной позиции;
– воспитание коллективных отношений.
Ход урока
I. Организационный момент.
Готовность к уроку.
Эмоциональный настрой.
II. Устные упражнения.
1. Математический диктант (записать только ответы).
– На тарелке было 13 пирожков. Когда взяли несколько пирожков, там осталось 8 пирожков. Сколько пирожков взяли с тарелки?
– На сколько 20 больше 15?
– Уменьшаемое 45, вычитаемое 40. Найдите разность.
– Назовите ответы. (5; 5; 5.)
– Найдите сумму чисел.
– Что заметили? (Слагаемые одинаковые.)
– Замените сложение умножением.
5 * 3 = 15
– Прочитайте.
– Как еще можно прочитать?
(По 5 взять 3 раза, 5 увеличить в 3 раза, первый мн. 5, второй мн. 3, произведение ровно 15.)
– Установите связь между произведением и множителями?
– Обведите в кружочек делимое.
– Какой можно сделать вывод?
Вывод: Если произведение разделить на один из множителей, то получится другой множитель.
III. Сообщение темы урока.
– Кто догадался, над чем мы сегодня будем работать?
– Мы не просто будем умножать и делить, но и продолжим решать задачи на умножение и деление. Но прежде поработаем вот с этими выражениями.
– Проверьте верность равенств и неравенств:
4 * 6 = 6 * 4
2 * 8 = 8 * 2
10 * 4 + 10 > 10 * 5
(Вспоминают переместительное свойство умножения.)
IV. Снятие напряжения.
– Максимальным взмахом головы в воздухе написать цифры 1, 2, 3, 4, 5.
V. Постановка проблемы.
По рисунку составьте задачу на умножение. Запишите. Составьте обратные задачи. (Работа в парах.)
– Сколько задач составили?
– Какие знания применили?
(Если разделить произведение на один из множителей, то получим другой множитель.)
VI. Физминутка.
VII. Закрепление изученного.
1. Сравнить геометрические фигуры. Классификация геометрических фигур.
– На какие группы можно разделить? (Делят по размеру, форме, цвету.)
– Чем отличается квадрат от прямоугольника?
2. Решение задачи.
– Составьте задачу по краткой записи.
а – 8 см
b – 4 см
Рпр. – ? см. – Найдите разными способами.
Вывод:
1) 8 * 2 + 4 * 2 = 24 см
2) 8 + 8 + 4 + 4 = 24 см
3) (8 + 4) * 2 = 24 см – самый рациональный способ.
VIII. Физминутка (массаж пальцев).
IX. Самостоятельная работа. (Детям даются тесты.)
Тест
1. На 3 страницы альбома Петя наклеил по 6 марок. Сколько марок на этих страницах?
Выбери верное решение.
а) 6 + 3 = 9
б) 6 – 3 = 3
в) 6 * 3 = 18
г) 6 : 3 = 2
2. В данных выражениях обведи в кружок делитель.
а) 36 : 4 = 9
6) 15 + 36 = 51
в) 4 * 8 = 32
г) 81 : 9 = 9
3. Допиши правило.
От перемены мест множителей произведение ............ .
– Проверим себя и поставим оценку.
1. в) 6 * 3 = 18| – 2 балла
2. а) 36 : 4 = 9 | – 2 балла
г) 81 : 9 = 9 |
3. Не изменяется – 1 балл
X. Работа по вариантам.
– В заключение урока, решим уравнение (с. 67, № 7).
1-й вариант. Решить уравнение, где неизвестно уменьшаемое.
2-й вариант. Решить уравнение, где неизвестно вычитаемое.
XI. Итог урока.
– Какие задания не вызывали затруднения и вы выполнили их с удовольствием?