А.Л. Барто "Снегирь" (4-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  1. Продолжить знакомство со стихами А.Л.Барто.
  2. Вспомнить жизнь и творчество А.Л.Барто.
  3. Развитие речи, навыков выразительного чтения. Оборудование: проектор, выставка книг.

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд №1, приложение)

2. Речевая разминка. (слайд №2, приложение)

Шесть мышат в шалаше шуршат. (Прочитать «глазами», прочитать быстро, с ?, с !). Выделить каждое слово при чтении.

- Почитать выразительно.

Мышонку шепчет мышка:
- Ты все шуршишь, не спишь?
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише!

(Какой звук помогает услышать шуршание мышонка?)

- Как называется этот прием? АЛЛИТЕРАЦИЯ

3. Тема урока. (слайд №3, приложение)

- Тема нашего урока: «Поэзия доброты», в конце урока вы постарайтесь объяснить почему так назвали?

- Мы сегодня продолжим знакомиться со стихами А.Л. Барто.

4. Жизнь и творчество А.Л. Барто.

- Что вы знаете об этой поэтессе?

(Родилась а Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище, некоторые стихи были написаны вместе с мужем «Девочка чумазая», «Девочкам ёвушка»).

- Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом которой стали слова: «Я дарила детям радость, а они возвращали мне молодость. Даже в 75 лет!» Это известная детская поэтесса, чьи стихи в нашей стране знают все. Спросите у любого ребенка любит ли он стихи А.Барто и он ответит: «Да!». Ее стихи веселые, интересные, понятные, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, умеет весело обо всем рассказать, может весело пошутить.

5. Проверка домашнего задания. (слайд №4, приложение)

- Какие стихи вам понравились и вы их приготовили? (2-3 ученика)

6. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Мы не заметили жука», в исполнении Натальи Устиновой. (слайд №5, приложение)

- Почему ребенок просил раскрыть раму?

7. Загадка. (слайд №6, приложение)

- Кто это?

8. Знакомство со стихотворением Барто «Снегирь».

- Рассмотрим иллюстрации, название, как вы думаете, о чем это стихотворение?

- Проверим, подтвердились ли наши предположения.

- Читает ученица наизусть.

- Работа со словами: (слайд №7, приложение)

Аббат -

Галоши -

Скажи на милость -

Прочитать хором.

9. Физкультминутка для глаз.

Глазами повторяйте движение фигур). (слайд №8, приложение)

10. Работа по тексту.

- Прочитайте про себя, попробуйте представить картины, которые возникнут в вашем представлении. (на доске план)

Мальчик у витрины.

Мальчик плачет.

Мальчик радуется.

Составим палитру настроения.

- Как менялось настроение мальчика с начала повествования и до конца? (на доске план).

  1. Удивление, интерес.
  2. Горе.
  3. Терпение, настойчивость.
  4. Бурная радость.

- Прочитаем первую. Взяли карандаш, подчеркнули слова, которые использует автор, чтобы передать, что для мальчика значит птичка?

- Прочитаем вторую? Какие слова подтверждают горе мальчика и его нестерпимое желание иметь птичку?

- Прочитаем третью часть. Какие слова подтверждают радость мальчика?

- Как автор относится к мальчику? (сочувствует, понимает, жалеет, немного иронично).

- Каким тоном мы начинаем читать стихотворение? (спокойным, размеренным)

- А потом? (грустным, тоскливым, но с надеждой)

- Как заканчиваем? (радостно)

- А последние строчки? (с лукавством)

- А почему?

- Давайте прочитаем это стихотворение ещё раз, попробуем передать при чтении свои чувства и свое отношение.

(Читает ученица).

11. Просмотр мультфильма. (слайд № 9, приложение)

12. Итог урока. (слайд №10, приложение)

- Почему тема урока называется «Поэзия доброты»?

- Вот и в стихотворении «Снегирь» говорит о том, что мальчик хотел иметь птичку, а для чего?

- А вы видели эту птичку?

- Что вы знаете о снегире?

- А вы бы хотели иметь такую птицу дома?

- Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке, я бы не советовала. Птицы должны жить на воле. А в зимнее время мы должны помогать птицам, строить кормушки.

Захотелось ли вам выучить это стихотворение?

13. Домашнее задание. (слайд № 11, приложение)

- Выучить наизусть.

- Выразительно читать.

- Нарисовать картины к понравившимся эпизодам.

- Нарисовать снегиря.

14. Оценки. (По ходу урока).

15. Рефлексия. (слайд №12, приложение)

- Понравился ли вам урок?

16. Дополнительно.

- Прочитать стихотворение в парах, оценить друг друга.