Цели:
- Продолжить знакомство со стихами А.Л.Барто.
- Вспомнить жизнь и творчество А.Л.Барто.
- Развитие речи, навыков выразительного чтения. Оборудование: проектор, выставка книг.
Ход урока
1. Организационный момент. (слайд №1, приложение)
2. Речевая разминка. (слайд №2, приложение)
Шесть мышат в шалаше шуршат. (Прочитать «глазами», прочитать быстро, с ?, с !). Выделить каждое слово при чтении.
- Почитать выразительно.
Мышонку шепчет мышка:
- Ты все шуршишь, не спишь?
Мышонок шепчет мыши:
- Шуршать я буду тише!
(Какой звук помогает услышать шуршание мышонка?)
- Как называется этот прием? АЛЛИТЕРАЦИЯ
3. Тема урока. (слайд №3, приложение)
- Тема нашего урока: «Поэзия доброты», в конце урока вы постарайтесь объяснить почему так назвали?
- Мы сегодня продолжим знакомиться со стихами А.Л. Барто.
4. Жизнь и творчество А.Л. Барто.
- Что вы знаете об этой поэтессе?
(Родилась а Москве в семье ветеринарного врача. Стихи начала писать еще в начальных классах гимназии. Мечтала стать балериной, окончила хореографическое училище, некоторые стихи были написаны вместе с мужем «Девочка чумазая», «Девочкам ёвушка»).
- Всмотритесь в это доброе лицо женщины, девизом которой стали слова: «Я дарила детям радость, а они возвращали мне молодость. Даже в 75 лет!» Это известная детская поэтесса, чьи стихи в нашей стране знают все. Спросите у любого ребенка любит ли он стихи А.Барто и он ответит: «Да!». Ее стихи веселые, интересные, понятные, потому что поэтесса отлично знает все детские проказы, маленькие хитрости, умеет весело обо всем рассказать, может весело пошутить.
5. Проверка домашнего задания. (слайд №4, приложение)
- Какие стихи вам понравились и вы их приготовили? (2-3 ученика)
6. Послушайте стихотворение А.Л. Барто «Мы не заметили жука», в исполнении Натальи Устиновой. (слайд №5, приложение)
- Почему ребенок просил раскрыть раму?
7. Загадка. (слайд №6, приложение)
- Кто это?
8. Знакомство со стихотворением Барто «Снегирь».
- Рассмотрим иллюстрации, название, как вы думаете, о чем это стихотворение?
- Проверим, подтвердились ли наши предположения.
- Читает ученица наизусть.
- Работа со словами: (слайд №7, приложение)
Аббат -
Галоши -
Скажи на милость -
Прочитать хором.
9. Физкультминутка для глаз.
Глазами повторяйте движение фигур). (слайд №8, приложение)
10. Работа по тексту.
- Прочитайте про себя, попробуйте представить картины, которые возникнут в вашем представлении. (на доске план)
Мальчик у витрины.
Мальчик плачет.
Мальчик радуется.
Составим палитру настроения.
- Как менялось настроение мальчика с начала повествования и до конца? (на доске план).
- Удивление, интерес.
- Горе.
- Терпение, настойчивость.
- Бурная радость.
- Прочитаем первую. Взяли карандаш, подчеркнули слова, которые использует автор, чтобы передать, что для мальчика значит птичка?
- Прочитаем вторую? Какие слова подтверждают горе мальчика и его нестерпимое желание иметь птичку?
- Прочитаем третью часть. Какие слова подтверждают радость мальчика?
- Как автор относится к мальчику? (сочувствует, понимает, жалеет, немного иронично).
- Каким тоном мы начинаем читать стихотворение? (спокойным, размеренным)
- А потом? (грустным, тоскливым, но с надеждой)
- Как заканчиваем? (радостно)
- А последние строчки? (с лукавством)
- А почему?
- Давайте прочитаем это стихотворение ещё раз, попробуем передать при чтении свои чувства и свое отношение.
(Читает ученица).
11. Просмотр мультфильма. (слайд № 9, приложение)
12. Итог урока. (слайд №10, приложение)
- Почему тема урока называется «Поэзия доброты»?
- Вот и в стихотворении «Снегирь» говорит о том, что мальчик хотел иметь птичку, а для чего?
- А вы видели эту птичку?
- Что вы знаете о снегире?
- А вы бы хотели иметь такую птицу дома?
- Я думаю, что помечтать о ней можно, но держать в клетке, я бы не советовала. Птицы должны жить на воле. А в зимнее время мы должны помогать птицам, строить кормушки.
Захотелось ли вам выучить это стихотворение?
13. Домашнее задание. (слайд № 11, приложение)
- Выучить наизусть.
- Выразительно читать.
- Нарисовать картины к понравившимся эпизодам.
- Нарисовать снегиря.
14. Оценки. (По ходу урока).
15. Рефлексия. (слайд №12, приложение)
- Понравился ли вам урок?
16. Дополнительно.
- Прочитать стихотворение в парах, оценить друг друга.