Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка на начальном этапе обучения

Разделы: Иностранные языки


Здоровье подрастающего поколения – это, прежде всего, процесс сохранения и развития психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности в школе и дома. Педагогические исследования последних лет показывают, что за период обучения детей в школе у многих состояние здоровья ухудшается в 4-5 раз. Проблема здоровья учащихся обрела социальное значение, причинами которой являются социально-экономические условия, плохая экология, безработица среди родителей, преобладание у детей вредных привычек. Как следствие всего этого – низкий уровень активности учащихся на уроках.

Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка –задача особой важности для преподавателей английского и немецкого языков.

На уроках иностранных языков, прежде всего, создаются условия для здорового развития детей:

  1. Соблюдаются физиологические основы учебно-воспитательного режима (учитывается время трудоспособности, утомляемость, учебная нагрузка, проводятся физкультминутки).
  2. Производится гигиеническая оценка условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, режим и организация учебно-воспитательного процесса).
  3. Формируется здоровый образ жизни.

Учителя английского языка, работающие в начальных классах, часто используют смену учебной деятельности, режимов работы, проведение физических минуток, расслабления во время прослушивания песен. Введение и закрепление слов происходит в игровой форме с использованием движения. Так, практически на каждом уроке дети поют песни. На уроках в начальных классах в полной мере используются все необходимые средства, способствующие здоровьесбережению. Подобный подход к обучению не даёт дополнительной нагрузки на нервную систему и способствует творческому развитию личности.

Для более эффективного достижения практических, общеобразовательных и развивающих целей, поддержания мотивации обучаемых на уроках мною применяются следующие элементы здоровьесберегающих технологий:

  1. Смена видов деятельности и чередование видов активности.
  2. Песенные физкультминутки.

На их основе проводится профилактика нарушений осанки и зрения, активизируются внимание, память, умственная работоспособность, снимается умственное и физическое напряжение. Кроме того, развивается речь, обогащается словарный запас, отрабатывается произношение, а самое главное, поддерживается интерес детей к изучению английского языка.

Уже несколько лет на своих уроках я провожу такие песенные физкультминутки и вижу интерес к ним у детей (все слова песен сопровождаются соответствующими действиями).

  1. Динамические физкультминутки.

Опыт доказывает, что самый большой интерес для младших школьников представляют игры, которые дают возможность развивать свои способности, соревноваться с другими учениками. Таким играм, помогающим усвоить учебный материал на уроках английского языка, посвящено немало статей в различных методических журналах. Что касается динамических пауз, то выполнение ритмичных упражнений в сочетании с речевой деятельностью стимулирует интерес к учению, способствует значительному увеличению словарного запаса, развитию памяти, внимания, творческих способностей, помогает реализовать двигательную активность, присущую младшим школьникам, благоприятно сказывается на настроении детей и их эмоциональном тонусе, позволяет наладить оптимальный контакт между учителем и учащимися.

  1. Релаксации.

Цель релаксации – снять умственное напряжение, дать детям небольшой отдых, вызвать положительные эмоции, что ведет к улучшению усвоения материала. Считаю, что релаксация нужна в начале урока или в середине, потому что многие из учащихся еще не могут «отойти» от предыдущего урока, когда не все их проблемы успешно решены, а некоторым из них бывает необходима психологическая поддержка. Центральной задачей релаксации является регуляция собственных эмоций.

  1. Использование элементов театрализации на уроке и игровых приемов.

Элементы театрализации на уроках, а также подготовка театральных постановок являются прекрасным средством снятия психоэмоционального напряжения. Так, дети участвуют в постановках при подготовке к предметной неделе, к празднованию Нового года, окончания учебного года. Разучивание и исполнение стихов и песен на английском языке играет особую роль, ученики всех классов занимаются этим видом деятельности с особым удовольствием. Игра – дверь в душу ребенка. В игре ребенок раскрывается, т.е. проявляет самостоятельность, решительность, сообразительность, получает признание сверстников, глубже понимает окружающий мир, значение слов, проявляет все свои лучшие качества. Я применяю игры, способствующие отдыху, вызывающие положительные эмоции, легкость и удовольствие.

  1. Изучение языкового материала по теме «Мой рабочий день».

Особенно широкое поле деятельности для привития детям правил гигиены и здорового образа жизни содержит языковой материал темы «Рабочий день», в рамках которой дети сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты» дети знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д. Так, в 6 классе были проведены нетрадиционные уроки с дегустацией английской кухни. Детям такие уроки особенно нравятся.

Использование здоровьесберегающих технологий в совокупности с охранительными педагогическими режимами обучения, играет большую роль в жизни каждого школьника, позволяет легче и успешнее овладеть необходимыми знаниями на уроке, преодолеть трудности, позволяет достичь цели, решить задачи обучения. Учит детей жить без стрессов, укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Приводим пример урока, проведенного во 2 классе, где наглядно демонстрируем применение элементов здоровьесберегающих технологий.

УМК: Биболетова «Enjoy English» 2 класс

Тема урока: Животные, погода.

Цели и задачи урока:

Практические:

  • Совершенствование навыков устной речи на материале пройденных тем;
  • Повторение и закрепление активной лексики уроков;
  • Совершенствование навыков аудирования и чтения на материале пройденной темы;
  • Введение новой лексики.

Bocпитательные:

  • Развитие внимания к собеседнику в процессе общения;
  • Развитие языковой догадки.

Развивающие:

  • Овладение схемой использования вербальных опор;
  • Учиться выполнять упражнения с опорой;
  • Работа в парах;

Образовательная:

  • Расширение лингвистического кругозора.

Языковой и речевой материал:

  • Nouns: cat, tiger, elephant, pen, hen ,head, dog, crocodile, parrot.
  • Adjectives: sad.
  • Verbs: help, let, have.

Оборудование:

  1. Интерактивная доска.
  2. Магнитофон.

План урока:

  1. Организация начала урока (экспозиция).
  2. Речевая зарядка.
  3. Повторение алфавита, развитие навыков чтения.
  4. Физкультминутка, релаксация.
  5. Введение стихотворения, выполнение упражнений.
  6. Исполнение песни «Времена года»
  7. Введение лексических единиц.
  8. Оценка деятельности учащихся, рефлексия.

Ход урока

Этап Деятельность учителя Деятельность учеников Примечание
1 Good afternoon, boys and girls. I hope you are all feeling well today. We shall have a lot of fun. Let’s start! Good afternoon. Nice to see you.  
2 First let’s revise the animals. (cat, tiger, elephant, dog, crocodile, parrot) Учитель показывает картинки, задает вопросы.
Now let’s play the guess-game. One will show an action, the others should guess.
Very nice, I see you remember animals very well.
Учащиеся называют животных, отвечают на вопросы.
Учащиеся показывают движения, другие называют животное.
Картинки с животными.

3 Let’s revise letters. Типы слогов, карточки на доске.
Now let’s read exercises. Ex 3,5 p 87, 88
Чтение упражнения, выполнение заданий. Схема с типами слогов на доске.
4 Fine, thank you. Now it’s time to play. Well. Let’s relax and enjoy ourselves.
Stand up, smile at me, smile at your friend. Raise your hands. Put your hands on your shoulders, hips, knees, toes. Put your fingers on your mouth, nose, eye, forehead. Raise your hands high. Gently clasp. Sit down.
Now sit comfortably. Close your eyes. Breathe in, breathe out. Pretend it’s summer. The sun is shining. The wind is blowing. The birds are singing. You have no trouble. No serious problems. You are quiet and calm. You relax. Your problems fly away. You love your school, relatives and friends. You learn English. You like English. You know English very well. You are good. Open your eyes.
Дети выполняют физкультминутку.

Релаксируют.



Фоном звучит легкая музыка.
5 Now let’s read a new poem But first let’s read some words.
[e] pen, hen ,head, help, let
[a] has, and, sad
[i] it, Tim
A sad girl Pen has got a hen
And it sat on her head.
Let Tim help Pen
To shoo the hen.
Сосчитай число предложений
Найди имя мальчика и девочки
Покажи последние слова каждого предложения
Прочитай слова из транскрипции
Читают стихотворение, выполняют задания к нему. Картинки и стихотворение на доске.
6 Let’s relax and revise our song about colors Учащиеся исполняют знакомую им песню. Текст песни выводится на доску.
7 And now we shall learn some new words but in unusual way. With the help of the poem.
Уже зима. Надень-ка свитер!
Зима – иначе будет
winter.
Капель звенит динь-динь, динь-динь
Пришла весна – иначе
spring
Но иногда идет весною
Мокрый снег – иначе
snow
И ветер воет и гудит
Ветер по-английски
wind
«Дождь идет», - сказал Андрей
Дождик по-английски
rain
Знаю точно, знаю сам
Солнце по-английски
sun
Учащиеся догадываются о значении слов и повторяют их за учителем. На доске появляются соответствующие иллюстрации.

8. Let’s analyze our work today. Here are cards for you to choose from.
Very nice, thank you. I like the way you worked today. See you on Friday.
Учащиеся, которым урок понравился выбирают карточку с солнцем, которым было неинтересно – с тучкой, которым не понравилось – дождик. (Все выбрали солнце) Карточки с картинками предлагаются учащимся на выбор.

Приложение.