Цели:
- научить правильно образовать и употреблять в речи прилагательные с суффиксами -К-, -СК- ;
- научить отличать суффикс -К- от суффикса -СК-;
- обогатить словарный запас учащихся;
- воспитать чувство любви к играм бабушек и дедушек, вызвать интерес к ним.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся пишут письмо по памяти.
II. Повторение пройденного.
1) Лексическая работа. Задание: определить лексическое значение иноязычных прилагательных, подбирая к ним синонимы. Затем с любым прилагательным каждый ученик составит по одному предложению.
Авангардный, инфекционный, флегматичный, активный, деликатный, аналогичный.
Слова для справок:
передовой, заразный, спокойный, деятельный, вежливый, похожий.
2) Синтаксический разбор предложения
Кони были вороные.
Степная снежная пустыня однообразна и скучна.
3) Образование имен прилагательных с суффиксами -ЧИВ-, -ОВАТ-, -ЛИВ-.
Отзываться, разбирать, синий, хлопотать, серый, красный, молчать.
III. Усвоение нового материала.
1) Анализ примеров.
– Сегодня на уроке мы продолжим изучение правил образования имен прилагательных с помощью суффиксов. А именно с помощью суффиксов -К-, -СК-. На письме учащиеся нередко смешивают суффиксы -К-, -СК-. Необходимо научиться отличать прилагательные с суффиксами -К- (низкий) от прилагательных с суффиксами -СК- (кавказский). Запишем в тетрадях и на доске прилагательные НИЗКИЙ, УЗБЕКСКИЙ, БЛИЗКИЙ. Образуйте их краткую форму (низок, узок, близок).
– Когда же в именах прилагательных пишется суффикс -К-? (В качественных прилагательных пишется суффикс -К- (т.е. в прилагательных, если можно образовать краткую форму)).
А теперь образуем прилагательные от существительных:
Немец- немецкий, рыбак – рыбацкий, ткач – ткацкий.
– Какие это прилагательные? На что оканчивается основа у существительных?
– Что происходит в корне при образовании прилагательных? ( чередование К//Ц , Ч//Ц)
– При помощи какого суффикса образовались прилагательные?
Вывод:
- К основе слов на -Ц присоединяется суффикс -К- при образовании прилагательных.
- В остальных прилагательных, чаще всего образованных от различных географических названий и названий лиц (московский, уральский, норвежский), употребляется суффикс -СК-.
IV. Закрепление материала.
1. Задание: выделить суффиксы, согласовать с существительными.
Турок – турецкий язык, ленинградские мосты, комсомольский, грузинский. Татарский, португальский, учительский, зрительский, резкий, чуткий, волжский, детский, китайский, ямщицкий.
2. Выполнить упражнение 676. Выписать имена прилагательные суффиксами -СК-, разобрать по составу.
3. Индивидуальная работа на доске. Задание: разобрать слова по составу
а) русских, белорусский; б) удмуртские, калмыцких.
4. Выполняется упражнение 677.
V. Физкультминутка.
VI. Чтение правила § 88 (стр.274)
VII. Усвоение нового материала.
Правописание буквы Ь перед суффиксом-СК-
Правописание Ь перед суффиксом –СК- прилагательных | ||
Ь не пишется | Ь пишется | |
после Н и Р | после Л | в прилагательных, образованных от названий месяцев на НЬ и РЬ |
конский | сельский | июньский |
Сибирский | польский | октябрьский |
Искл.: январский |
– После какой согласной в прилагательных с суффиксами -СК- пишется буква Ь?
– Когда буква Ь не пишется?
– Какое слово составляет исключение?
VIII. Закрепление правила.
1. Выполняется упражнение 678, 679.
2. Диктант с цифровыми (или буквенными) обозначениями. Задание: Вместо прилагательных записать цифры (или буквы):
-ЬСК- обозначаем цифрой 1 (или буквой А);
-СК- обозначаем цифрой 2 (или буквой Б).
-К- обозначаем цифрой 3 (или буквой В);
- Вечер был ясный, тихий и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе.
- Мы охотились на озере Орса, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил.
- Был ясный январский день, всюду сверкало серебряное солнце.
- Слетались птицы со всех сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки.
- Узкие улицы быстро наполняются людьми.
- Армия прорвала немецкую оборону и всеми силами вошла в прорыв, расчищая путь советским войскам, перешедшим в наступление.
- Бенгальские огни зажигаются в новогоднюю ночь.
Ключ к заданию: 1, 3, 2, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 2, 1. (АВБББББВВБА)
IX. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Когда в прилагательных пишется –К-, -СК-?
X. Домашняя работа.
– О каких играх чувашского народа вы знаете? Поинтересуйтесь о них у бабушек и дедушек. Запишите ход игры.
Например, игра «Сельский хоровод».
У чувашского народа есть удивительная игра «Сельский хоровод», по-чувашски это звучит «Вайа карти». В старые, давние времена, красные девицы и добрые молодцы собирались после вечерних работ на центральной улице деревень или на широком лугу. Здесь с праздника святой Троицы и до Петрова дня (12 июля) сельская молодежь начинала
свой культурный отдых, водила хоровод. Хоровод – народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей – участников какой-то игры, танца.
Сельская молодежь веселилась, радовалась жизни.