Образование имен прилагательных с помощью суффиксов -к- и -ск- (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели:

  1. научить правильно образовать и употреблять в речи прилагательные с суффиксами -К-, -СК- ;
  2. научить отличать суффикс -К- от суффикса -СК-;
  3. обогатить словарный запас учащихся;
  4. воспитать чувство любви к играм бабушек и дедушек, вызвать интерес к ним.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

Учащиеся пишут письмо по памяти.

II. Повторение пройденного.

1) Лексическая работа. Задание: определить лексическое значение иноязычных прилагательных, подбирая к ним синонимы. Затем с любым прилагательным каждый ученик составит по одному предложению.

Авангардный, инфекционный, флегматичный, активный, деликатный, аналогичный.

Слова для справок:

передовой, заразный, спокойный, деятельный, вежливый, похожий.

2) Синтаксический разбор предложения

Кони были вороные.
Степная снежная пустыня однообразна и скучна.

3) Образование имен прилагательных с суффиксами -ЧИВ-, -ОВАТ-, -ЛИВ-.

Отзываться, разбирать, синий, хлопотать, серый, красный, молчать.

III. Усвоение нового материала.

1) Анализ примеров.

Сегодня на уроке мы продолжим изучение правил образования имен прилагательных с помощью суффиксов. А именно с помощью суффиксов -К-, -СК-. На письме учащиеся нередко смешивают суффиксы -К-, -СК-. Необходимо научиться отличать прилагательные с суффиксами -К- (низкий) от прилагательных с суффиксами -СК- (кавказский). Запишем в тетрадях и на доске прилагательные НИЗКИЙ, УЗБЕКСКИЙ, БЛИЗКИЙ. Образуйте их краткую форму (низок, узок, близок).

– Когда же в именах прилагательных пишется суффикс -К-? (В качественных прилагательных пишется суффикс -К- (т.е. в прилагательных, если можно образовать краткую форму)).

А теперь образуем прилагательные от существительных:

Немец- немецкий, рыбак – рыбацкий, ткач – ткацкий.

Какие это прилагательные? На что оканчивается основа у существительных?

– Что происходит в корне при образовании прилагательных? ( чередование К//Ц , Ч//Ц)

– При помощи какого суффикса образовались прилагательные?

Вывод:

  1. К основе слов на -Ц присоединяется суффикс -К- при образовании прилагательных.
  2. В остальных прилагательных, чаще всего образованных от различных географических названий и названий лиц (московский, уральский, норвежский), употребляется суффикс -СК-.

IV. Закрепление материала.

1. Задание: выделить суффиксы, согласовать с существительными.

Турок – турецкий язык, ленинградские мосты, комсомольский, грузинский. Татарский, португальский, учительский, зрительский, резкий, чуткий, волжский, детский, китайский, ямщицкий.

2. Выполнить упражнение 676. Выписать имена прилагательные суффиксами -СК-, разобрать по составу.

3. Индивидуальная работа на доске. Задание: разобрать слова по составу

а) русских, белорусский; б) удмуртские, калмыцких.

4. Выполняется упражнение 677.

V. Физкультминутка.

VI. Чтение правила § 88 (стр.274)

VII. Усвоение нового материала.

Правописание буквы Ь перед суффиксом-СК-

Правописание Ь перед суффиксом –СК- прилагательных
Ь не пишется Ь пишется
после Н и Р после Л в прилагательных,
образованных от названий
месяцев на НЬ и РЬ
конский сельский июньский
Сибирский польский октябрьский
    Искл.: январский

– После какой согласной в прилагательных с суффиксами -СК- пишется буква Ь?

– Когда буква Ь не пишется?

– Какое слово составляет исключение?

VIII. Закрепление правила.

1. Выполняется упражнение 678, 679.

2. Диктант с цифровыми (или буквенными) обозначениями. Задание: Вместо прилагательных записать цифры (или буквы):

-ЬСК- обозначаем цифрой 1 (или буквой А);
-СК- обозначаем цифрой 2 (или буквой Б).
-К- обозначаем цифрой 3 (или буквой В);

  1. Вечер был ясный, тихий и свежий, как обыкновенно декабрьские вечера на Кавказе.
  2. Мы охотились на озере Орса, где было всего несколько сантиметров чистой воды, а под ней лежал бездонный вязкий ил.
  3. Был ясный январский день, всюду сверкало серебряное солнце.
  4. Слетались птицы со всех сторон земли: французские синицы, бельгийские щеглы, норвежские гагары, голландские нырки.
  5. Узкие улицы быстро наполняются людьми.
  6. Армия прорвала немецкую оборону и всеми силами вошла в прорыв, расчищая путь советским войскам, перешедшим в наступление.
  7. Бенгальские огни зажигаются в новогоднюю ночь.

Ключ к заданию: 1, 3, 2, 2, 2, 2, 2, 3, 3, 2, 1. (АВБББББВВБА)

IX. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Когда в прилагательных пишется –К-, -СК-?

X. Домашняя работа.

– О каких играх чувашского народа вы знаете? Поинтересуйтесь о них у бабушек и дедушек. Запишите ход игры.

Например, игра «Сельский хоровод».

У чувашского народа есть удивительная игра «Сельский хоровод», по-чувашски это звучит «Вайа карти». В старые, давние времена, красные девицы и добрые молодцы собирались после вечерних работ на центральной улице деревень или на широком лугу. Здесь с праздника святой Троицы и до Петрова дня (12 июля) сельская молодежь начинала

свой культурный отдых, водила хоровод. Хоровод – народная игра – движение людей по кругу с пением и пляской, а также вообще кольцо взявшихся за руки людей – участников какой-то игры, танца.

Сельская молодежь веселилась, радовалась жизни.