Цели урока.
Образовательные:
- формирование у учащихся представления об общественных организациях в период царствования Александра I;
- формирование понятий у учащихся: декабристы, тайное общество;
- знакомство с историческими личностями;
- уяснения учащимися исторического значения тайных обществ в России в начале XIX века.
Воспитательные:
- воспитание чувства патриотизма, любви к родине;
Развивающие:
- развитие у учащихся способностей делать выводы;
- продолжить развитие умений работать с историческими документами, умений анализировать исторические события.
Оборудование: иллюстрации, портреты лидеров декабристов, мультимедиа проектор, копии документов, учебники.
Основные даты:
- 1816 - образование "Союза спасения"
- 1818 - образование "Союза благоденствия"
- 1821-1822 - распад "Союза благоденствия" на "Северное общество" и "Южное общество"
Основные термины и понятия:
- декабристы
- Северное и Южное общества
- "Конституция"
- "Русская правда"
Эпиграфы:
Это какие-то богатыри, : вышедшие сознательно на явную гибель:
А.И.Герцен
: Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
А.С. Пушкин
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово учителя.
- На протяжение нескольких последних уроков мы с вами изучаем темы, посвященные истории России I половины XIX века. Давайте вспомним основные моменты. Начнем с дат.
1. на экране проецируются даты по очереди - учащимся нужно назвать событие;
2. на экране проецируются понятии по очереди - учащимся нужно раскрыть их смысл;
3. 4 ученика выполняют в это время письменно тест по домашнему заданию.
4. фронтальная беседа. Мы с вами изучили одно из самых центральных событий во внешней политики России начала XIX века. Назовите его (Отечественная война 1812 года).
Вспомните, пожалуйста, а каково историческое значение Отечественной войны 1812 года для русского народа?
ОУ: - рост патриотического сознания;
- рост национального самосознания;
- развитие литературы и искусства;
- вера в перемены;
- сплочение представителей абсолютно разных сословий.
СУ: - Но почему в таком случае один из участников войны 1812 года вспоминал: " : войска от генералов до солдат, пришедши назад только и толковали: "Как хорошо в чужих землях!" Что могло им понравиться в чужих землях? (законы, отношение государства к человеку, Конституция, права и свободы и т.д.) Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: "Почему же так у нас?". А что было у нас не так? Где же люди искали ответы на этот вопрос?
ОУ: - В книгах, газетах - трудах русских и западноевропейских мыслителей эпохи Просвещения.
СУ: - А кому прежде всего эти сочинения были доступны в тогдашней России прежде всего?
ОУ: - Дворянам, офицерам:
СУ: Вывод: Дворянство, офицерство стало движущей силой общественного развития России в первой половине 19 века. А самым яркими представителями были декабристы.
III. Изучение нового материала.
Тема сегодняшнего урока: Общественные движения в России в первой половине 19 века.
Декабристы - небольшая часть молодых людей из аристократических семей, увлекшиеся либеральными идеями. В их мыслях Россия должна быть цивилизованным государством без рабства и с гражданскими и политическими правами. Это стало смыслом их жизни.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку будут слова классика русской литература А.С. Пушкина:
: Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Для начала нам нужно выяснить каковы были предпосылки создания движения декабристов. Прочитайте первый пункт параграфа 5 заполните схему:
Первыми организациями декабристов считают артели - офицерские собрания (неполитические). Александр I их запрещает. Но запрет толкает на создание подпольных (тайных) организаций.
СУ: - Как вы думаете, в чем причина такой большой разнице в количестве членов обществ?
Учитель обобщает ответы учащихся:
- В программе. А если быть точными, то в подходе к разрешению сложившейся ситуации в России. Члены "Союза спасения" считали убийства царствующего императора необходимым, но у этой идеи не нашлось горячих поклонников в обществе. Так образовался "Союз благоденствия" в 1818 году. Он отличался от своего предшественника большей открытостью и способом достижение благоденствия - через воспитание общественного мнения, отвергающего деспотизм. (Как вы думаете какой зарубежный опыт их подтолкнул на эту мысль? - Революция во Франции конца 18 века)
Но жизнь "Союза благоденствия" была тоже не очень долгой. Этому есть ряд причин. Прочтите стр. 41, выделите основные причины распада "Союза благоденствия".
IV. Работа в группах.
Аналитическое задание группам: Сформулируйте основные положения программ Северного и Южного обществ, используя тексты документов и учебник.
Вопросы для сравнения:
- отношение к крепостному праву;
- отношение к сословиям;
- вопрос о земле;
- вопрос о правах;
- форма правления в России;
- административное устройство;
V. Подведение итогов.
Постарайтесь определить какая их этих программ (или её часть) могла быть реализована в тогдашней России. И почему.
История не терпит слагательного наклонения. но как вы думаете как было бы, если одно из этих обществ отстояло свою программу?
VI. Выставление оценок.
VII. Домашнее задание: параграф 5, подготовить материал по проблеме: образ декабристов в произведениях литературы и искусства.
- рост патриотического сознания;
- рост национального самосознания;
- развитие литературы и искусства;
- вера в перемены;
- сплочение представителей абсолютно разных сословий.
СУ: - Но почему в таком случае один из участников войны 1812 года вспоминал: " : войска от генералов до солдат, пришедши назад только и толковали: "Как хорошо в чужих землях!" что могло им понравиться в чужих землях? (законы, отношение государства к человеку, Конституция, права и свободы и т.д.). Сравнение со своим, естественно, произвело вопрос: "Почему же так у нас?". Где же люди искали ответы на этот вопрос?
ОУ: - В книгах, газетах - трудах русских и западноевропейских мыслителей эпохи Просвещения.