Экологическая эстафета может стать итоговым мероприятием «Недели экологии» в школе или, при определенной корректировке, может быть проведена в летнем лагере. Проводится с использованием презентации. Необходимо дополнительное оборудование: таблички-указатели с номерами от 1 до 8, коллекция комнатных растений, гербарий лекарственных растений, настои трав, наборы слов пословиц.
Ход мероприятия
I. Представление команд
Три клада у природы есть:
вода, земля и воздух –
три её основы.
Какая бы ни грянула беда –
всё возродится снова.
Но если…
Впрочем, в наш жестокий век
понятно всем,
что это если значит.
О человек!
Природа-Мать
ни рек и ни морей
от глаз твоих не прячет,
ни голубых небес…
Цени её доверие, Природы!
Не обмани его!
И в тёмный лес входи,
как в храм под мраморные своды.
С. Викулов «Три клада у Природы есть…» .
Представление команд (название, девиз, эмблема).
II. Эстафета
1 этап. ПТИЧИЙ (Слайд 4.)
Мы безмерно богаты. В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых - просто диву даешься.
Но спросите иного
Что он знает о птицах?
Пусть ответит толково…
1 конкурс: Кто это?(По типу «Звездного часа» ,участники по команде поднимают таблички с номером верного ответа). Слайд 5.
- Охраняемая степная птица России? (дрофа)
- Хищная охраняемая птица? (орёл)
- Птица, которая используется в некоторых странах в качестве пастуха (страус)
- Промысловая птица? (утка)
- Птица – спутник пахаря? (грач)
- Для каких птиц вы делали кормушки зимой во время проведения экологической недели? (синица, снегирь)
2 конкурс: «Узнайте их по силуэтам». Слайд 6.
- Какими цифрами обозначены силуэты птиц:
ястреб – 3
сапсан – 6
сокол – 1
коршун – 5
лунь – 2
беркут – 7
канюк – 4 - Какими цифрами обозначены силуэты птиц Пермского края, занесённых в Красную книгу? Слайд 6. (7 – беркут, 6 – сапсан).
3 конкурс: «Птичьи жилища». Слайд 7.
- По рисунку определить жилища птиц:
1 – славка-портниха
2 – оса
5 – синица-ремез
4 – ондатра
3 – белка
6 – термитник
5 – ондатра
7– мышь-малютка - Как называются искусственные жилища птиц? (скворечник, дуплянка, полудуплянка, синичник).
- Из какого материала (старого или нового) строится скворечник?
- Из каких досок (обструганных или нет) делают скворечники изнутри?
- На какой высоте развешивают домики?
- Когда развешивают искусственные жилища?
2 этап. КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ (Слайд 8)
Во все времена, начиная с глубокой древности, в радости и печали люди обращались к цветам.
Цветы, как люди, на добро щедры,
И щедро нежность людям отдавая,
Они цветут сердца отогревая,
Как маленькие тёплые костры.
Мы живём на Урале, в суровом, но прекрасном крае. Больше половины года может лежать здесь снег. Вот почему, наверное, скучая по красоте, мы разводим комнатные цветы. Комнатные растения спасают своих близких дикорастущих сородичей от безжалостного истребления.
А знаем ли мы своих постоянных спутников, дарящих нам красоту и радость?
1 конкурс: Кто знает больше комнатных растений? (участник называет растение и делает шаг вперёд).
2 конкурс: Определение комнатных растений (оформляется выставка) по названию (участники получают конверт с названиями трёх растений и прикрепляют их к выбранным ими растениям)
3 конкурс: Викторина. (Слайды 9 – 13)
-
Он зелёный, а не луг,
Носит плеть, а не пастух
Он цепко виснет, а не крюк
На стену влез, а не паук. (Плющ) -
Лист горбочком, с желобочком,
Шипы имеет, а ранить не умеет,
Зато лечит нас, в любой день и час. (Алоэ) -
Акробат по стене
Ходит на спине. (Виноград) -
Куст – оконный и балконный
Лист пушистый и душистый
Он сборчатый и каёмчатый,
А цветы на окне - словно шапка в огне. (Герань) -
Плоский, длинный , а не брус,
Полосат, но не арбуз. (Щучий хвост) -
В какое время суток поливают растения летом и зимой?
(Летом – вечером, зимой – утром). -
На каком растении древние египтяне писали, и как называлась бумага, которую из него изготовляли? (Циперус, папирус)
-
Назовите растения, у которых нет настоящих листьев. (Кактус, аспарагус)
-
Какое комнатное растение очень ядовито? (Олеандр).
-
Какое комнатное растение называют цветком алхимиков? (Фуксия).
3 этап. ЗАПОВЕДНЫЙ
Конкурс презентаций заповедников Пермского края (домашнее задание)
Кромсая лёд, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы ещё придём просить прощенье
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода
У самого мельчайшего малька …
Пока об этом думать неохота
Сейчас нам не до этого … пока
Аэродромы, пирсы и перроны
Леса без птиц и земли без воды …
Всё меньше окружающей природы,
Всё больше окружающей среды.
Р. Рождественский
4 этап. ЛИРИЧЕСКИЙ (Слайд 15)
Определить авторов этих строк (По типу звездного часа)
-
Под голубыми небесами
Великолепными коврами
Блестя на солнце, снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
«Зимнее утро» А.С. Пушкин -
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной
Журча пробивался волною холодной,
Хранимый под сенью зелёных листов,
От знойных лучей и сыпучих песков.
«Три пальмы» М.Ю. Лермонтов -
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором обходит владенья свои .
Глядит – хорошо ли метели
Лесные тропы занесли
И нет ли где трещины, щели,
И нет ли где голой земли?
«Мороз – Красный нос» Н.А Некрасов -
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
«Весенняя гроза» Ф.И. Тютчев -
Звёзды меркнут и гаснут. Огне облака.
Белый пар по лугам расстилается .
По зеркальной воде, по кудрям лозняка.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь – безлюдье вокруг.
«Утро» И.С. Никитин -
Когда ты болеешь, все мы больны,
Байкал – ты хрустальная печень страны!
И кто-то добавил из глубины:
Байкал – заповедная совесть страны.
«Озеро» А. Вознесенский -
Белая берёза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
«Берёза» С. Есенин -
Бегут по бортам
водяные глыбы
огромные,
как года!
Надо мною птицы,
подо мною рыбы
а кругом – вода!
В. Маяковский
5 этап. ШКОЛА ВЫЖИВАНИЯ (Слайды 16-18)
Если посмотреть на природу взглядом врача, ищущего лекарственные средства, то можно сказать – мы в мире лекарств.
Здесь в зарослях лесных,
Где всё для сердца мило,
Где чистым воздухом так сладостно дышать,
Есть в травах и цветах целительная сила
Для всех, умеющих их тайны разгадать.
1 конкурс. По гербарным экземплярам растений рассказать о применении их в качестве лекарственных средств.
2 конкурс. По приготовленным настоям трав определить вид лекарственных трав.
3 конкурс. Составить правила поведения в природе.
6 этап. ГРАММАТЕЙКИН (Слайд 19)
Задание: Разобрать путаницу (каждой команде составить 2 пословицы из предложенного набора слов).
- Не плюй в колодец – пригодится водицы напиться.
- Аист на крыше – мир на земле.
- Одно дерево срубил – посади сорок.
- Дом без хозяина – сирота.
- Пока трава подрастает – много воды утечёт.
- Солнце – князь земли, Луна – княжна.
- Соловья за песни кормят.
- Сколько волка не корми – всё в лес смотрит.
- Что посеешь – то и пожнёшь.
- Волка ноги кормят.
7 этап. ТЕАТР ПРИРОДЫ (Слайд 20)
Представление басен с помощью пантомимы.
- Лисица и виноград.
- Лебедь, рак и щука.
- Свинья под дубом.
- Петух и жемчужное зерно.
- Мартышка и очки.
В каждой басне найти экологическое зерно, экологическую суть.