ЧАСТЬ А.
Расставьте знаки препинания.
Книга источник знания. Книги шептали мне о другой жизни более человечной чем та которую я знал они указывали мне мое место в жизни Все более расширяя предо мною пределы мира книги говорили мне о том как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему как много сделал он на земле и каких невероятных страданий стоило ему это.
(По М. Горькому)
Расставьте знаки препинания.
Насколько человек культурен проверяется и в семье Девушка грубо обращающаяся со старшими с матерью не помогающая ей в тяжелой и не всегда приятной домашней работе не может восполнить пробел в своей культуре ни красивыми нарядами ни хорошими манерами в обществе
Юноша считающий ниже своего достоинства помочь сестре или матери в уборке комнаты приготовлении пищи сервировке стола небрежно разбрасывающий свои вещи по комнате бесцеремонно слушающий громкую музыку когда другие уже спят дикарь хотя и усвоил некоторый внешний лоск.
Расставьте знаки препинания.
Николаевич Андреевич Волконский говорил что есть только два источника людских пороков праздность и суеверие и что есть только две добродетели деятельность и ум поэтому он сам занимался воспитанием своей дочери и чтобы развить в ней обе главные добродетели давал ей уроки алгебры и геометрии и распределял всю ее жизнь в беспрерывных занятиях Он и сам был постоянно занят то писанием мемуаров то выкладками из высшей математики то точением табакерок на станке то работал в саду наблюдал за постройками которые не прекращались в имении.
(Л. Толстой)
В каком предложении союз И соединяет однородные члены? (Знаки препинания не расставлены)
1.Душно стало в комнате и пришлось выйти на воздух освежиться.
2. Пылает солнце высоко и душу согревает своим светом.
3. Пахло от них яблоками и не глядеть на них было невозможно.
4. Мне стало жаль её и я решил переменить тему разговора.
В каком предложении союз И соединяет однородные члены? (Знаки препинания не расставлены)
- Из глубины снегов чернеют пни деревьев и пугают одиноких путников.
- Скоро узнали о приезде гостей и уже к вечеру в избу набралось много односельчан.
- Недавно провели трамвайную линию и новосёлы стали быстрее добираться до центра города.
- Её тянуло к другим людям и дома не сиделось.
В каком предложении союз И соединяет части сложносочинённого предложения? (Знаки препинания не расставлены)
- Соловьи по – прежнему пели страстно и звонко.
- Явился ты защитник поздно и не сумел помочь другу.
- Тебя возьму я в помощники и не расстанусь с тобой никогда.
- Целый день шёл дождь и только к вечеру погода наладилась.
В каком предложении союз И соединяет части сложносочинённого предложения? (Знаки препинания не расставлены)
- Я встал сладко потянулся и проснувшаяся грудь моя начала жадно пить душистый воздух.
- Почти всегда на этих столбах греются бабочки и озабоченно и непрерывно бегают муравьи.
- Во тьме тревожно вспыхивали молнии и гремел гром.
- Мы взяли с собой лодку и на рассвете отправились на ту сторону озера ловить рыбу.
Найти соответствие.
А) Облако переглянулось со степью, погружающейся во тьму, и нахмурилось. |
1. Сложносочинённое предложение с противительным союзом. |
Б) Ему стало досадно, и он стал барабанить в закрытую дверь ногой и шашкой. |
2. Простое предложение со сравнительным оборотом. |
В) Это была настоящая красавица – высокая, густая, прямая, с ветками, расходящимися на концах, как звёздочки. |
3. Сложносочинённое предложение с соединительным союзом. |
Г) Был покос, да пришёл мороз. |
4. Простое предложение с сочинительным союзом |
Д) Ни минуты времени не терялось даром, ни малейшей неисправности не случалось у поселянина. |
5. Сложносочинённое предложение с разделительным союзом. |
Е) То встретишь бурелом, то под ногами попадаются ухабы, кочки, выступы камней. |
6. Простое предложение. |
Ж) Он тоже не захотел с нами встречаться. |
7..Сложносочинённое предложение с соединительным союзом. |
Найти соответствие.
А) Деревья и травы летом и в начале осени по – весеннему сочны. |
Сложное предложение с придаточным изъяснительным. |
Б) Сяду да думаю, как мне жить. |
Сложное бессоюзное предложение. |
В) Пока я ходить умею, пока я глядеть умею, пока дышать умею, буду идти вперёд. |
Простое предложение с однородными подлежащими. |
Г) С завалинки я услышал жужжание телефона: младший офицер настойчиво вызывал штаб полка. |
Сложное предложение с тремя придаточными однородного подчинения. |
Д) Поселенцы получают от казны жалованье на разные услуги, например: учителя, писари, надзиратели и т.п. |
Простое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом. |
Е) В избах и по дворам было пусто, потому что все ушли на огороды копать картофель. |
Сложное предложение с придаточным изъяснительным. |
Ж) На седьмые сутки своего похода Алексей узнал, откуда донеслись до него вьюжной ночью звуки отдалённого боя. |
Сложноподчинённое предложение (обстоятельственное) с придаточным причины. |
По вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.
- И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе черным-черно?..Ю.Друнина.
- Как жалко, что науке доброты
Нельзя по книжкам научиться в школе! Ю.Друнина.
- Через много лет в глазах любимой,
Что в его глаза устремлены,
Отблеск зарев, колыханье дыма
Вдруг увидит ветеран войны. Ю.Друнина.
- Страшно и больно подумать о том,
Что будет завтра, за пройденным днем.
- Всё меньше остаётся их,
Седых защитников народа,
Что приближали счастья миг,
К победе шли четыре года. Анатолий Болутенко
ЧАСТЬ В.
Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным.
- Только на третий день нашего пути мы спросили у проводника, когда же будет река.
- Мы проснулись, когда солнце стояло уже высоко.
- Когда нет конкретной договорённости о предстоящей работе, трудно рассчитывать на успех.
- Что он ещё вам сказал, я не знаю.
- Мы должны знать, будут ли они дома вечером.
- Что бы ни говорили, он ни чему не верил.
Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным обстоятельственным.
- Он писал мне о том крае, куда завела судьба.
- Ребята подняли глаза и увидели, как высоко в небе летела стая птиц.
- Трудился так крестьянин мой, что градом пот с него катился.
- Наступила торжественная минута, когда нашему ансамблю вручили диплом.
- В это время они расспросили нас о том, что мы нового узнали на экзаменах.
Укажите сложноподчинённые предложения с придаточным определительным.
- Впереди, где ещё оставалась роща, росли одинокие берёзы.
- Деревня, где мы отдыхали каждое лето, прелестный уголок.
- Я был там, где никто из вас не бывал.
- Мы подъехали к ближайшему от дороги дому и спросили, где находится усадьба.
- И тут я увидел картину, что висела в доме моего деда.
Найти в тексте сложные предложения, начертить их схемы.
Может показаться парадоксальным, но людям нужны не только рациональные цели, но и совсем не рациональные мечты.
Цель всегда конкретна, измеряема, достижима. Например, целью может быть поступление в вуз или покупка мотоцикла. В любом случае можно заранее продумать и просчитать, что нужно сделать, чтобы этого достичь.
А вот мечта- это совсем другое дело. Это что-то волшебное. Мечта всегда связана с чем- то безусловно добрым и прекрасным- с тем, что принято называть нравственным идеалом. Ведь сама мечта не способна появиться у того, кто не умеет отличать добро от зла. В мечту люди просто верят, и она позволяет человеку верить в лучшее, в то, что в конце концов все будет хорошо.
Найти в тексте сложные предложения, начертить их схемы.
Принято делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединённым с прошедшим. Память - преодоление времени, смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. «Беспамятный» - это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.
Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит бесследно. 6. Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не сохранится в памяти его и в памяти окружающих. Совесть – это память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.
У Пушкина роль памяти в поэзии огромна. Поэтическая роль воспоминаний прослеживается с детских, юношеских стихотворений Пушкина, из которых важнейшее – «Воспоминание в Царском Селе», но в дальнейшем роль воспоминаний очень велика не только в лирике, но и в романе «Евгений Онегин» . Когда Пушкину необходимо внесение лирического момента, он прибегает часто у к воспоминанием.
Память – основа совести и нравственности, основа культуры, память – одна из основ поэзии, эстетического понимания культурных ценностей
Д.С. Лихачёв.
Найдите сложноподчиненные предложения с пунктуационными ошибками.
А. Собаки переплыли на другую сторону, но видя что мы не переходили вернулись обратно.
Б. Утром еще солнце не успело подняться, как мы покинули ущелье.
В. Тропинка поднимается на серые скалы, где, облапив корнями камень, смотрятся в небо красные сосны, и падает в моховые болота.
Г. Расскажите, кто вы и что с вами случилось.
Д. Мы свернули налево, думая, что может быть, хоть там есть кто-то.
Найдите предложения с пунктуационными ошибками.
А. Восход поднимался и падал опять, и лошадь устала степями скакать.
Б. Всю ночь бушевала буря и хлестал громко дождь.
В. Гремела атака и пули свистели, и ровно строчил пулемет.
Г. Притихли и дядя Коля и Марина и даже маленький сынишка и такая же тишина установилась вокруг.
Д. Редко тут ходили, но все же ходили, и дорожка обозначилась четко.
Е. В это время в непроглядной тени оврага блеснуло несколько вспышек, и раскатились выстрелы.
Найдите предложения с пунктуационными ошибками.
А. Сыплет дождик большие горошины, рвется ветер, и даль нечиста.
Б. Вставало солнце мокрое, над лугом и душу поражала тишина.
В. Тяжелые гроздья сирени дышали, росою горя, а сад, перепутавший тени, уже заливала заря.
Г. Отзвенели капели, и подсохла земля, и грачи полетели на родные поля.
Д. В России багряная осень, прозрачная синь, листопад и ветер туда не доносит тяжелых орудий раскат.
Е. По морю шла волна, и пена, облизывая борта парохода, тотчас таяла.