Урок-путешествие по русскому языку "Дательный падеж"

Разделы: Начальная школа


Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их способностей и самостоятельности – задача, которую я стараюсь решать на уроках.

Падежи имен существительных – тема достаточно сложная, но в тоже время очень важная. Падеж, является самой абстрактной грамматической категорией, вызывает наибольшие затруднения младшими школьниками в ходе изучения имени существительного.

У детей младших классов преобладает наглядно-образное восприятие и мышление; а языковые понятия сложны для понимания ребенка: их нельзя “увидеть”, “пощупать пальчиками”. Поэтому задача учителя – способствовать созданию в памяти ребенка эмоционально-окрашенного образа (рифмованные правила, ребусы, символы-рисунки, таблицы и т.д.). Это способствует развитию абстрактного и ассоциативного мышления.

Данный урок “Дательный падеж” – является шестым уроком в теме. Система вопросов и заданий построена таким образом, что учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения. Учитель на уроке координирует и корректирует рассуждения и работу учеников.

Мультимедийная презентация на данном уроке не только помогает реализовать принцип наглядности, но и позволяет активизировать познавательные процессы, реализовать принципы развивающего обучения.

На слайдах задания легко трансформируются, это помогает в проведении анализа, классификации, при фронтальной проверке и взаимопроверке. Введение почти на каждый слайд героя урока Батога, создает эмоциональный настрой. Элементы игровой технологии помогают включить каждого учащегося в активную деятельность на уроке. Эмоциональный фон урока лучше и глубже помогает усвоить содержание материала.

В уроке присутствует региональный компонент. Герои кубанской сказки в пересказе В.Попова “Заветный колос” на протяжении всего урока ведут путешествие с детьми по родному краю.

Работа на индивидуальных карточках увеличивает объем выполняемых заданий, осуществлять обратную связь, помогает учителю скорректировать свою работу.

 Цели урока:

  • Учить распознавать дательный падеж имен существительных.
  • Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся.
  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы.
  • Любовь к родному краю.

Задачи урока:

  1. Научиться распознавать дательный падеж имен существительных;
  2. Развивать умение анализировать, делать выводы и обобщения;
  3. Включать каждого ученика в активную деятельность.

Оборудование: компьютер, проекционный экран; учебник русского языка для 4 класса (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), индивидуальные карточки, перфокарты.

Ход урока

Слайд 1

I. Организационный момент.

Посмотрите вокруг
Зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена…

Виктор Подкопаев

II. Всесторонняя проверка знаний.

У. – К нам на урок пришел герой кубанской сказки Батог с караваем хлеба. Каравай Батог несет старичку Урожаю.

Слайд 2

Просит вас казак помочь ему добраться до дедушки Урожая. Хочется Батогу поблагодарить старичка за подаренный ему заветный колос.

У. – Как называется край, в котором мы живем?

Д. – Краснодарский край?

У. – В каком районе мы с вами проживаем?

Д. – В Новокубанском районе.

У.– Какие реки протекают в нашем районе и сколько их?

Д. – В Новокубанском районе протекают три реки. Это Синюха, Кубань и Уруп.

У. – Расположите названия рек по мере возрастания.

Д. – Синюха, Уруп, Кубань.

Путь труден и далек и пролегает он через три реки. На карте проложен маршрут, по которому мы совершим путешествие. Три речки – три задания. Выполним задания, и Батог сможет встретиться с дедушкой Урожаем. Поможем? Тогда в путь.

Слайд 3

Преграда 1 – река Синюха

1. Запись под диктовку.

Батог не видел реки великолепнее Кубани.

1). Обозначение орфограмм в словах и между словами.

2). Синтаксический разбор предложения. Работа на доске.

Это предложение простое: одна грамматическая основа Батог не видел.

Батог – подл., выражено сущ.; не видел – чего? – реки – дополнение, выражено сущ. в род. п., так как в состав сказуемого, входит частица не; реки – какой? – великолепнее – несогласованное определение, выражено прилаг. в форме сравн. степени; великолепнее чего? – Кубани – дополнение,выражено сущ. в форме род. п.

По строению это предложение двусоставное, распространенное, полное; по цели высказывания повествовательное, по интонации   невосклицательное, поэтому в конце предложения ставится точка.

2. Морфологический разбор слов:

I вариант: реки.

II вариант: Кубани.

Самостоятельная работа с коллективной проверкой.

Реки – сущ., начальная форма – река; нарицательное, неодушевленное; ж.р.; 1-е скл.; употреблено в форме род. п., ед. ч. В предложении  выполняет роль дополнения.

Кубани – сущ., начальная форма – Кубань; собственное, неодушевленное; ж.р.; 1-е скл.; употреблено в форме род. п., ед.ч. В предложении  выполняет роль дополнения.

III. Сообщение темы и цели урока.

У. – Какие-то загадочные рисунки на урок принес нам Батог. Что это?

Д. – Это ребус.

У. – Разгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.

Слайд 4

Д. – Мы познакомимся сегодня с дательным падежом.

У. – Молодцы! Правильно, речь пойдет о дательном падеже.

Вот мы и переправились на другую сторону реки Синюхи.

Преграда 2 – река Уруп

IV. Изучение нового материала.

1. У. – Отгадав загадки, вы узнаете, какие слова мы сейчас будем изменять по падежам.

Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)

Весь из золота отлит, на соломинке стоит. (Колос)

Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

У. – Расскажите все, что вы знаете о дательном падеже имен существительных.

Д. – Вопросы: кому? чему?

Вспомогательное слово: дал.

Предлоги: к, по.

Член предложения: второстепенный.

У.– Эта таблица будет нам сегодня помогать.

Слайд 5

ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ

ВОПРОСЫ: КОМУ? ЧЕМУ?

ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО: ДАЛ

ПРЕДЛОГИ: К, ПО

ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ

У. Придумайте свое название этому падежу.

Д. – Давательный, подарочный.

У. – А вот какое название падежу дала Т. Рик.

Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!

(Т. Рик)

У. – Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному?

Д. – Слово даю.

У. – Что получится?

Д. – Даю (кому?) коню

даю (кому?) бабочке

даю (кому?) Машеньке

даю (кому?) щенку

Слайд 6

У. – Ребята, вчера вы написали письма своим друзьям, а сегодня мы научимся правильно подписывать конверты к письмам.

В каком падеже мы напишем имена существительные обозначающие фамилию, имя и отчество человека, которому адресуется письмо.

Д. – В дательном падеже.

У. – Давайте вместе подпишем конверт с письмом к Батогу.

Д. – Игнатьеву Батогу Владимировичу.

У. – А теперь самостоятельно подпишите конверты с письмами своим друзьям.

Самостоятельная работа.

Слайд 7

КОМУ: Игнатьеву Батогу

Владимировичу

Слайд 8

Релаксация

У. – Очень любит Батог стихи кубанских поэтов. Каких кубанских поэтов вы знаете?

Д. – В.С. Подкопаева, К.А. Обойщикова, В.П. Неподоба, И.Ф. Варавва, И.В. Белякова, С.Н. Хохлова, В.Б. Бакалдина

У. – Батог утверждает, что в стихотворении С.Н. Хохлова “Приду сюда” встречаются существительные в дательном падеже. Так ли это?

Д. – В стихотворении встречаются существительные в дательном падеже: к Кубани, по жилам.

Проверка.

Слайд 9

Приду сюда

К Кубани знойными губами приник,
Калинов куст склоняя;
И сила дивная Кубани
Пошла по жилам у меня.
В плечах я снова легкость чую.
И чудом удивлен слегка,
В зарю над пашнями лечу я
Сквозь розовые облака.
Как будто я совсем не пахарь,
Как будто руки не в земле…
И ходит ветер под рубахой,
Свистит о чем-то в уши мне.
Случится: в жизни трудно станет,
Как в долгой упряжи коню,
Приду сюда, к родной Кубани,
И вновь калинов куст склоню.

С.Н. Хохлов

У. – Уруп река своенравная, но мы переправились через нее. Осталась последняя преграда.

Преграда 3 – река Кубань

V. Закрепление изученного.

1. Работа в парах. / Индивидуальная карточка. Задание 1/.

У. – Определите падежи имен существительных.

Т.п. Д.п. В.п. Д.п. П.п. Р.п.

Сижу за партой, иду по дороге, стучать в окно, бежать к маме, говорить о погоде, строил около реки.

2. Викторина “Продолжи пословицу”.

Учитель начинает читать пословицу, дети продолжают.

“Человеку по работе … (воздается честь)”.

“Человек без друзей, … (что дерево без корней)”.

“Не красна хата углами, … (а красна пирогами)”.

“Не считай друга в гульбе, … (а считай в беде)”.

У. – Допишите пословицу и укажите падеж подчеркнутых имен существительных. /Индивидуальная карточка. Задание 2/.

Д.п.

Человеку по работе воздается честь.

Р.п.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Т.п.

Не красна хата углами, а красна пирогами.

П.п.

Не считай друга в гульбе, а считай в беде.

3. Работа с перфокартами. /Индивидуальная карточка. Задание 3/.

У. – Найди правильный ответ и отметь, синим карандашом.

1. Служить Отчизне.

2. Протекает около деревни.

3. Ехал на лошади.

4. Шел с другом.

Слайд 10

Карточка для проверки

1. Служить Отчизне. И.п. Д.п. Т.п. ???

2. Протекает около деревни. П.п. В.п. Р.п. ???

3. Ехал на лошади. И.п. П.п. Т.п. ???

4. Шел с другом. Т.п. Д.п. П.п. ???

VI. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия.

У. – Вот мы и у домика дедушки Урожая. Путешествие наше подошло к концу. Как вы думаете, получив в подарок от Батога каравай хлеба, что подумал старичок Урожай?

– Почему?

Какие новые знания вы получили на уроке?

У. – А что вы узнали сегодня на уроке о дательном падеже?

– Где пригодятся вам полученные знания?

Рефлексия.

– Что тебе запомнилось больше всего?

– Что понравилось, не понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Каким для вас было занятие (интересным, увлекательным, познавательным, трудным).

Слайд 11

Каким для тебя был урок, изобрази свое отношение к уроку.

VII. Домашнее задание.

Просклонять слова сова и дерево.

Использованная литература.

  1. Мирук М.В. Кубановедение. ОИПЦ,2007.
  2. Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. К.; 2005.
  3. Рик Т.Г. Здравствуйте, имя существительное! М., 1998.
  4. Волина В.В. Игры с буквами и словами. М., 1997.

Приложение

Презентация