Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их способностей и самостоятельности – задача, которую я стараюсь решать на уроках.
Падежи имен существительных – тема достаточно сложная, но в тоже время очень важная. Падеж, является самой абстрактной грамматической категорией, вызывает наибольшие затруднения младшими школьниками в ходе изучения имени существительного.
У детей младших классов преобладает наглядно-образное восприятие и мышление; а языковые понятия сложны для понимания ребенка: их нельзя “увидеть”, “пощупать пальчиками”. Поэтому задача учителя – способствовать созданию в памяти ребенка эмоционально-окрашенного образа (рифмованные правила, ребусы, символы-рисунки, таблицы и т.д.). Это способствует развитию абстрактного и ассоциативного мышления.
Данный урок “Дательный падеж” – является шестым уроком в теме. Система вопросов и заданий построена таким образом, что учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщения. Учитель на уроке координирует и корректирует рассуждения и работу учеников.
Мультимедийная презентация на данном уроке не только помогает реализовать принцип наглядности, но и позволяет активизировать познавательные процессы, реализовать принципы развивающего обучения.
На слайдах задания легко трансформируются, это помогает в проведении анализа, классификации, при фронтальной проверке и взаимопроверке. Введение почти на каждый слайд героя урока Батога, создает эмоциональный настрой. Элементы игровой технологии помогают включить каждого учащегося в активную деятельность на уроке. Эмоциональный фон урока лучше и глубже помогает усвоить содержание материала.
В уроке присутствует региональный компонент. Герои кубанской сказки в пересказе В.Попова “Заветный колос” на протяжении всего урока ведут путешествие с детьми по родному краю.
Работа на индивидуальных карточках увеличивает объем выполняемых заданий, осуществлять обратную связь, помогает учителю скорректировать свою работу.
Цели урока:
- Учить распознавать дательный падеж имен существительных.
- Развивать орфографическую зоркость, логическое мышление учащихся.
- Совершенствовать навыки самостоятельной работы.
- Любовь к родному краю.
Задачи урока:
- Научиться распознавать дательный падеж имен существительных;
- Развивать умение анализировать, делать выводы и обобщения;
- Включать каждого ученика в активную деятельность.
Оборудование: компьютер, проекционный экран; учебник русского языка для 4 класса (автор Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), индивидуальные карточки, перфокарты.
Ход урока
Слайд 1
I. Организационный момент.
Посмотрите вокруг
Зачарует краса:
Нету края прекраснее нашего!
Золотятся хлеба,
Зеленеют леса,
Даль морская лазурью окрашена…
Виктор Подкопаев
II. Всесторонняя проверка знаний.
У. – К нам на урок пришел герой кубанской сказки Батог с караваем хлеба. Каравай Батог несет старичку Урожаю.
Слайд 2
Просит вас казак помочь ему добраться до дедушки Урожая. Хочется Батогу поблагодарить старичка за подаренный ему заветный колос.
У. – Как называется край, в котором мы живем?
Д. – Краснодарский край?
У. – В каком районе мы с вами проживаем?
Д. – В Новокубанском районе.
У.– Какие реки протекают в нашем районе и сколько их?
Д. – В Новокубанском районе протекают три реки. Это Синюха, Кубань и Уруп.
У. – Расположите названия рек по мере возрастания.
Д. – Синюха, Уруп, Кубань.
Путь труден и далек и пролегает он через три реки. На карте проложен маршрут, по которому мы совершим путешествие. Три речки – три задания. Выполним задания, и Батог сможет встретиться с дедушкой Урожаем. Поможем? Тогда в путь.
Слайд 3
Преграда 1 – река Синюха
1. Запись под диктовку.
Батог не видел реки великолепнее Кубани.
1). Обозначение орфограмм в словах и между словами.
2). Синтаксический разбор предложения. Работа на доске.
Это предложение простое: одна грамматическая основа Батог не видел.
Батог – подл., выражено сущ.; не видел – чего? – реки – дополнение, выражено сущ. в род. п., так как в состав сказуемого, входит частица не; реки – какой? – великолепнее – несогласованное определение, выражено прилаг. в форме сравн. степени; великолепнее чего? – Кубани – дополнение,выражено сущ. в форме род. п.
По строению это предложение двусоставное, распространенное, полное; по цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное, поэтому в конце предложения ставится точка.
2. Морфологический разбор слов:
I вариант: реки.
II вариант: Кубани.
Самостоятельная работа с коллективной проверкой.
Реки – сущ., начальная форма – река; нарицательное, неодушевленное; ж.р.; 1-е скл.; употреблено в форме род. п., ед. ч. В предложении выполняет роль дополнения.
Кубани – сущ., начальная форма – Кубань; собственное, неодушевленное; ж.р.; 1-е скл.; употреблено в форме род. п., ед.ч. В предложении выполняет роль дополнения.
III. Сообщение темы и цели урока.
У. – Какие-то загадочные рисунки на урок принес нам Батог. Что это?
Д. – Это ребус.
У. – Разгадав ребус, вы узнаете тему нашего урока.
Слайд 4
Д. – Мы познакомимся сегодня с дательным падежом.
У. – Молодцы! Правильно, речь пойдет о дательном падеже.
Вот мы и переправились на другую сторону реки Синюхи.
Преграда 2 – река Уруп
IV. Изучение нового материала.
1. У. – Отгадав загадки, вы узнаете, какие слова мы сейчас будем изменять по падежам.
Кто в году четыре раза переодевается? (Земля)
Весь из золота отлит, на соломинке стоит. (Колос)
Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
У. – Расскажите все, что вы знаете о дательном падеже имен существительных.
Д. – Вопросы: кому? чему?
Вспомогательное слово: дал.
Предлоги: к, по.
Член предложения: второстепенный.
У.– Эта таблица будет нам сегодня помогать.
Слайд 5
ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ ВОПРОСЫ: КОМУ? ЧЕМУ? ВСПОМОГАТЕЛЬНОЕ СЛОВО: ДАЛ ПРЕДЛОГИ: К, ПО ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ: ВТОРОСТЕПЕННЫЙ |
У. Придумайте свое название этому падежу.
Д. – Давательный, подарочный.
У. – А вот какое название падежу дала Т. Рик.
Если б я названия
Падежам давал,
Я б тогда дарительным
Дательный назвал!
(Т. Рик)
У. – Существительное в дательном падеже часто указывает на лицо, в интересах которого совершается действие, точнее на лицо, которому что-то дают. Чтобы узнать дательный падеж, какое слово надо подставить к существительному?
Д. – Слово даю.
У. – Что получится?
Д. – Даю (кому?) коню
даю (кому?) бабочке
даю (кому?) Машеньке
даю (кому?) щенку
Слайд 6
У. – Ребята, вчера вы написали письма своим друзьям, а сегодня мы научимся правильно подписывать конверты к письмам.
В каком падеже мы напишем имена существительные обозначающие фамилию, имя и отчество человека, которому адресуется письмо.
Д. – В дательном падеже.
У. – Давайте вместе подпишем конверт с письмом к Батогу.
Д. – Игнатьеву Батогу Владимировичу.
У. – А теперь самостоятельно подпишите конверты с письмами своим друзьям.
Самостоятельная работа.
Слайд 7
КОМУ: Игнатьеву Батогу Владимировичу |
Слайд 8
Релаксация
У. – Очень любит Батог стихи кубанских поэтов. Каких кубанских поэтов вы знаете?
Д. – В.С. Подкопаева, К.А. Обойщикова, В.П. Неподоба, И.Ф. Варавва, И.В. Белякова, С.Н. Хохлова, В.Б. Бакалдина
У. – Батог утверждает, что в стихотворении С.Н. Хохлова “Приду сюда” встречаются существительные в дательном падеже. Так ли это?
Д. – В стихотворении встречаются существительные в дательном падеже: к Кубани, по жилам.
Проверка.
Слайд 9
Приду сюда К Кубани знойными
губами приник, С.Н. Хохлов |
У. – Уруп река своенравная, но мы переправились через нее. Осталась последняя преграда.
Преграда 3 – река Кубань
V. Закрепление изученного.
1. Работа в парах. / Индивидуальная карточка. Задание 1/.
У. – Определите падежи имен существительных.
Т.п. Д.п. В.п. Д.п. П.п. Р.п.
Сижу за партой, иду по дороге, стучать в окно, бежать к маме, говорить о погоде, строил около реки.
2. Викторина “Продолжи пословицу”.
Учитель начинает читать пословицу, дети продолжают.
“Человеку по работе … (воздается честь)”.
“Человек без друзей, … (что дерево без корней)”.
“Не красна хата углами, … (а красна пирогами)”.
“Не считай друга в гульбе, … (а считай в беде)”.
У. – Допишите пословицу и укажите падеж подчеркнутых имен существительных. /Индивидуальная карточка. Задание 2/.
Д.п.
Человеку по работе воздается честь.
Р.п.
Человек без друзей, что дерево без корней.
Т.п.
Не красна хата углами, а красна пирогами.
П.п.
Не считай друга в гульбе, а считай в беде.
3. Работа с перфокартами. /Индивидуальная карточка. Задание 3/.
У. – Найди правильный ответ и отметь, синим карандашом.
1. Служить Отчизне.
2. Протекает около деревни.
3. Ехал на лошади.
4. Шел с другом.
Слайд 10
Карточка для проверки
1. Служить Отчизне. И.п. Д.п. Т.п. ???
2. Протекает около деревни. П.п. В.п. Р.п. ???
3. Ехал на лошади. И.п. П.п. Т.п. ???
4. Шел с другом. Т.п. Д.п. П.п. ???
VI. Обобщение. Подведение итогов. Рефлексия.
У. – Вот мы и у домика дедушки Урожая. Путешествие наше подошло к концу. Как вы думаете, получив в подарок от Батога каравай хлеба, что подумал старичок Урожай?
– Почему?
Какие новые знания вы получили на уроке?
У. – А что вы узнали сегодня на уроке о дательном падеже?
– Где пригодятся вам полученные знания?
Рефлексия.
– Что тебе запомнилось больше всего?
– Что понравилось, не понравилось? Почему?
– Что вызвало затруднение? Почему?
– Каким для вас было занятие (интересным, увлекательным, познавательным, трудным).
Слайд 11
Каким для тебя был урок, изобрази свое отношение к уроку.
VII. Домашнее задание.
Просклонять слова сова и дерево.
Использованная литература.
- Мирук М.В. Кубановедение. ОИПЦ,2007.
- Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли. К.; 2005.
- Рик Т.Г. Здравствуйте, имя существительное! М., 1998.
- Волина В.В. Игры с буквами и словами. М., 1997.