Если философия образования отвечает на вопрос “зачем учить?”, а содержание образования – “чему учить?”, то педагогические технологии отвечают на вопрос – “как учить?”. С точки зрения здоровьесберегающих технологий ответ на эти вопросы будет таким: “…чтобы не наносить вреда здоровью субъектов образовательного процесса – учащихся и педагогов”.
Пояснительная записка
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие, право на родителей, их любовь и заботу.
Педагоги начальной школы давно замечают, что с каждым годом уровень здоровья поступающих в первый класс детей становятся все ниже, а это значит, что
В последние годы в г. Краснодаре и Краснодарском крае наблюдается устойчивый рост числа учащихся, имеющих нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата, зрения, сердечнососудистой системы и других систем организма. Особую тревогу вызывает негативная тенденция роста нервно-психических нарушений. Данные департамента общего и профессионального образования мери г. Краснодара свидетельствуют, что за последние годы возросло число детей с задержкой психического развития.
Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.
Но насколько современные педагоги готовы реализовывать в образовательном процессе принципы здоровье сберегающих технологий?
Насколько они открыты сотрудничеству с медиками? Способны ли вести диалог с родителями и предпринимать совместные действия по сохранению и укреплению здоровья детей? Анализ сложившейся ситуации дает весьма печальные ответы на поставленные вопросы. Во-первых, существует низкий уровень мотивации на сохранение и укрепление индивидуального здоровья. Сейчас все чаще можно услышать об отсутствии культуры здоровья в России. Человек не стремится взять на себя ответственность за здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Почувствовав болезнь и получив облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Такой подход освобождает самого человека от необходимости "работать над собой". Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, "не должен допускать болезни, особенно хронической, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени".
Понятие "здоровье сберегающих образовательных технологий" появилось в педагогическом обиходе лишь в последние годы. Многие педагоги полагают, что это одна или несколько новых педагогических технологий, альтернативных всем другим, и поэтому можно выбирать: работать ли по технологиям, например, Л.В. Занкова, С. Френе, М. Монтессори или по "технологии здоровьесбережения". Но это не так. Цель педагогической (образовательной) технологии - достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии. Здоровьесбережение же не может, по определению, выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Понятие "здоровьесберегающая" относится либо к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько при реализации данной технологии решается задача сохранения здоровья субъектов образовательного процесса, либо фиксирует соответствующий приоритет в идеологии и принципах педагогической деятельности.
Согласно ряду нормативных документов, в частности, в соответствии с “Типовым положением об общеобразовательном учреждении РФ” и Постановлением Правительства РФ, общеобразовательные учреждения обязаны создавать условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Для сохранения, поддержания и укрепления здоровья и физического состояния учащихся необходим адекватный двигательный режим. При этом немаловажен фактор формирования у школьников физкультурных знаний, мотивов к занятиям физическими упражнениями, потребности и стремления к здоровому образу жизни.
Занятия физкультурой и спортом способствуют не только физическому развитию, но и обеспечивает положительное воздействие на соматическую и нервную систему ребёнка, на его моторику как биологическую предпосылку и основу психического развития и роста. Одновременно оказывается и прямое корригирующее воздействие на познавательную деятельность ребёнка, вовлекая его умственные силы в выполнение тех действий, которые предстоит выполнять в связи с физическим воспитанием.
Принимая детей в первый класс и знакомясь с личными медицинскими картами, была проведена психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика детей. Из 22 учащихся только 24% детей оказались здоровыми. Остальные учащиеся имели различные отклонения от нормы. Совместно с медиками была проведена психолого-педагогическая и врачебно-медицинская диагностика функционального и физического развития и тестирование занимающихся.
Физическая подготовленность учащихся
1 класс
сентябрь
январь
май
Для помощи в организации физкультурно-оздоровительной работы в условиях общеобразовательного учреждения был создан клуб юных туристов “Рюкзачок”.
Основополагающие принципы:
Создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.
Творческий характер образовательного процесса.
Обеспечение мотивации образовательной деятельности
Построение учебно-воспитательного процесса в соответствии с закономерностями становления психических функций.
Учет системного строения высших психических функций.
Принцип целостности.
Осознание ребенком успешности в любых видах деятельности.
Рациональная организация двигательной активности.
Обеспечение адекватного восстановления сил.
Комплексная система закаливания детей.
Цели:
Познание окружающего мира (в конкретном случае – Краснодарского края)
Адаптация организма к природным условиям
Привитие бережного отношения к природе
Развитие и укрепление эмоционально-волевой и психомоторной устойчивости
Задачи:
Учебный план.
Теория – 28 часов.
Практические занятия – 108 часов.
Разделы программы.
1. Введение.
а) Оздоровительная роль туризма.
2.Правила поведения юных туристов.
3. Азбука туристско-бытовых навыков.
а) Основы безопасности в природной
среде.
б) Основы безопасности дома и в школе.
в) Личное снаряжение и уход за ним.
в) Личная гигиена туриста.
г) Питьевой режим на туристической прогулке.
д) Организация биваков и охрана природы.
е) Туристская группа на прогулке.
4. Азбука топографии.
а) Мой дом, мой двор, моя школа.
б) План местности.
в) Условные знаки.
г) Ориентирование.
5. В гостях у доктора Айболита.
а) Оказание первой доврачебной помощи.
б) Обработка ранок, ссадин, ушибов.
г) Индивидуальная и групповая аптечка.
д) Лекарственные растения и травы, правила их
сбора и хранения.
6. Основы краеведения.
а) Откуда мы родом.
б) Родословная.
в) Мои земляки.
7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма.
8. Общая спортивно-оздоровительная подготовка.
9. Зачётный летний однодневный поход.
Формы реализации программы.