Мультимедийный урок по русскому языку в 11-м классе "Благоухание ландыша…" (урок как гипертекст)

Разделы: Русский язык


Цели урока

1. Обучающие:

– формироване навыков аналитического ассоциативного мышления при анализе семантической структуры текста;

– развитие умения определять авторскую позицию на основе ведущего образа-ассоциации и ключевых сигнальных слов;

– обучение навыкам ведения сетевого диалога через блог.

2. Развивающие:

– развитие языковой компетенции – совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений;

– развитие коммуникативной компетенции – совершенствование владения навыками устной речи;

– развитие образного мышления на основе создания синквейна

3. Культурологические:

– осмысление нравственных тезисов: “Раскрой ладонь – и одари теплом”, “Добрый человек и в нелегкий для себя час тоже незлобив и не может не помочь другу” и др. как залог успеха жизненного пути человека;

– рефлексия.

Техническое сопровождение урока, наглядность:

– проектор, 7 компьютеров (имеются в кабинете русского языка);

– интерактивная доска;

– выход в Интернет (создание синквейнов в режиме on-line через сервис GoogleDoc, анализ блоговых записей уч-ся – предварительное д\з)

– мультимедийная презентация.

Основные этапы урока.

Слайд 2. Вступление.

Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее,
Хотя б на малый, скромный огонек,
Тот, что в ладонях пронести сумеем
Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
Не ждать взамен похвал или награды, -
Даря добро, нельзя таить корысть.
Так дарит нам весна – цветенье сада,
Так небо дарит – голубую высь.
“Бог посылает дождь и на плохих и добрых…”
Воды живой всем подает глоток.
Так солнце согревает души скорбных
И даже самый маленький цветок.
И нам нельзя пройти свой путь иначе.
Ведь мир велик и каждый – странник в нем.
Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…
Раскрой ладонь – и одари теплом!

Елена Влади (Елена Владимировна Никобадзе 1927-1990) из книги "У каждого свой город на земле"

(Музыкальное сопровождение: Keiko Matsui “Whisper From The Mirror”)

– Какие строки этого лирического эссе вы бы сделали сокровенными для себя?...(Обсуждение)

Затем учитель объясняет свою сокровенную фразу – переход к размышлению о труде души “навстречу людям”:

– Это рождает свет в душе человека, и такой человек делает мир светлее.

Постановка цели урока.

На одном из предыдущих уроков вы работали с текстом, в котором вы встретились с интересной интерпритацией этого цветка, послужившего автору поводом к серьезному разговору о духовном пути человека, текстом, вами до конца не понятого, а главное, не прочувствованного. Не до конца осмысли позицию автора. И совсем не поняли смысл первого образа текста. Поэтогму сегодня мы снова вернемся к этому тексту. Но чтобы он постепенно раскрылся перед вами и вы бы поняли, что и в тексте из нескольких предложений может быть сказано много, если обращать внимание на слова – образы, вокруг которых автор выстраивает подтекст, Мы по предложениям исследуем семантическую наполняемость текста, проследим ассоциативные связи авторского подтекста, которые и помогают понять позицию автора. Для этого мы воспользуемся технологией гипертекста

– Оределимся с понятиями гипертекст – гиперссылка – гиперсвязи...

– По ходу нашего исследования один из вас будет оформлять в тексте, который мы должны собрать, гирессылки: наши ассоциативные отсылки на другие тексты.

Слайд 3

Перед нами образ сегодняшнего урока – ландыш.

Давайте почувствуем ваше восприятие первоначальное этого цветка – у вас пока мало знаний о нем.

Создайте в группах синквейн этого образа.

(Технология: обсуждение – создание и запись в тетради синквейна – ответственный группы записывает синквейн в Word в режиме On– Line в GoogleDoc // один из группы записывает на интерактивной доске последнее ключевое слово синквейна – обсуждение – аргументированное объяснение ассоциации (заготовка таблицы в Word)

Просмотр записей работы групп в Google)

– А вот как пишет О.Кожухова : “Благоухание ландыша не слышишь за сто шагов. К нему нужно подойти вплотную и наклониться”.

– Это начало нашего текста. С первого предложения погружаешься в ласкающую, теплую интонацию фразы для последующего разговора, благодаря звукописи – гармоническому сочетанию аллитерации: точно найденному согласному сонорному звуку – в сочетании с гласными.

– Что это за звук? (л)...

– Покоряет это начало и выбранным цветком, его певучим название – “ландыш” и удивляет выражением “слышать запах”.

– Обратите внимание, какого слова начинается текст! Обратимся к словарю на gramota.ru:

http://www.gramota.ru/slovari/dic/?word=%E1%EB%E0%E3%EE%F3%F5%E0%ED%E8%E5&all=x&lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x

А теперь обратим внимание на этимологию слова slovari.yandex.ru

http://slovari.yandex.ru/search.xml?text=%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D1%83%D1%85%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5&encid=shansky&st_translate=sp&encid=shansky

Что значит “благо” – подберите к слову синоним – добро. Можно воспользоваться тем же порталом

http://www.gramota.ru/slovari/dic/?lop=x&bts=x&zar=x&ag=x&ab=x&sin=x&lv=x&az=x&pe=x&word=%E1%EB%E0%E3%EE

– Посмотрите, как много нам сказало первое предложение.

Слайд 4

Есть и люди, которых нельзя понять, не приблизившись к ним, не увидев их в кругу друзей или даже наедине.

Читаем дальше в тексте. Итак, неслышное в первый момент благоухание ландыша стало поводом к разговору о людях, которых нельзя понять сразу.

Тестовый вопрос: Как связаны грамматически две тезы?

– А теперь семантическа (лексическая) ассоциация предложения (обсуждение – решение)

– В блоге вы давали собственную интерпретацию понятиям “душа цветет” и “цветущая сложность”. Хотелось бы обратить внимание на две работы... (анализ)

– Эссе Юлианны дает повод сделать ссылку на текст “Урок о цветах души” в контексте нашего исследования...

– Опираясь на найденные ключевых слов и ассоциации, ответьте на вопрос: О какой человеческой душе будет дальше говорится в тексте?

Сдайд 5

– Как узнать доброго человека (обсуждение в группах). “Не словами, а .....(? Чем?– обсуждение)

– Что скажет автор?

Слайд 6

Лучше всего раскрывается такой человек молчанием, добрым взглядом, улыбкой.

Слайд 7

“Хорошего, доброго человека узнаёшь не мгновенно, а длительно, на протяжении времени. Только время и является истинным пробным камнем для всякого дела”.

Парадоксально: для того чтобы понять и увидеть в человеке доброту – нужно время. Почему?

– Обратим внимание на использование автором ограничительной частицы “только” в сочетании со словом “время” и фразеологическим сочетанием “пробным камнем”, усложненным оценочным эпитетом “истинным”.

Обратимся к фразеологическому словарю (ссылка). Обсуждение

В качестве аргументов приведу два текста (ссылка на стих-е С.Есенина “Шел господь пытать людей в любви” и мини-эссе “И еще чуть-чуть”)

– Как являет себя подлинная доброта (обсуждение)

“Не один раз помочь, а много, неудобствами для себя. Вот тогда это подлинная доброта, не порыв, не движение напоказ”

Итог размышлений – возвращение к строке первоначального стихотворения “Раскрой ладонь и одари теплом...” и гиперсвязь этой строки с заключительным предложением текста Добрый человек и в нелегкий для себя час тоже незлобив и не может не помочь другу”

– Мы собрали весь текст. Давайте посмотрим, что у нас получилось... (анализ сделанных по ходу анализа гиперссылок)

– Не хватает еще одной – к слову ландыш. Это будет снова созданный вами синквейн по итогам наших размышлений.

Но сначала – работа над ошибками. Вот, что вы писали.... Изменилось ли ваше восприятие текста? (анализируются типичные ошибки с этим текстом на одном из предыдущих уроках)

Обсудите теперь указанные вопросы, включая вопрос о роли первого предложения и запишите их в Google

(Технология работы над ошибками: все садятся за ПК по группам. Время – 5 мин.)

Анализ....(в режиме реального времени через Интернет)

Подошло время итогового синквейн. Посмотрим, насколько глубоко вы поняли тему. Образ тот же – ландыш

(Принцип оформления тот же. По итогам работы выбираются лучшие, копируются в Word и создается последняя гиперссылка.)

– У нас сегодня был урок-исследование. Что мы исследовали? Вопрос не поверхностный – не спешите, подумайте...

И наша рефлексия гораздо важнее: наши ощущения не оформишь гипертекстом, они не видимы – но самые важные.

А теперь мое слово – в центре которого ключевой образ сегодняшнего исследования – ландыша души... Итог размышлений: свой духовный мир, себя.

Последние слайды

Я хочу Вам стихи подарить,
Чтоб звенел в них, как ландыши в чаще,
Добрых помыслов отзвук звенящий
В лучезарном сиянье зари.
Я хочу Красоту подарить.
Я хочу светлой вестницей быть,
В рупор лилии белой трубить,
Звоном ландышей тихих звенеть,
На заре переплавленных в медь.
Звук в стихи перелить, не дыша,
Чтоб у Вас окрылилась душа.
Вы слыхали, как на рассвете
Шепчут ландыши белые эти?
Я хочу Красоту подарить,
Пусть расправятся скорбные плечи,
Пусть Вас добрый мой Лекарь излечит
Светлым пламенем хрупкой зари.
Я хочу Вам ее подарить.
От нее я затеплю свечу,
Чтобы пламя у губ Ваших билось,
Чтобы скорбь до конца растворилась,
Красоту подарить Вам хочу!

Елена Влади (Елена Владимировна Никобадзе 1927-1990) из книги "У каждого свой город на земле".

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3