Цель урока:
- Развитие логического мышления учащихся, памяти, формирование общих понятий экономики;
- Формирование навыков межличностного общения.
- Умение анализировать и обобщать результаты, грамотно выражать свою мысль.
Ресурсы:
Три листа ватмана А3, маркеры, раздаточный материал с ребусами, пословицами, задачами по количеству групп. Три стенда, на которые заранее вывешены заголовки для каждого упражнения.
Декорации, костюмы, эмблемы. (Приложение 6)
Вступительное слово.
Ход урока
Вступительное слово: Ребята сегодня у нас необычный урок. Поможем нашим сегодняшним героям преодолеть трудности, проявим находчивость, смекалку, взаимовыручку. И так начинаем старую сказку на новый лад.
(Звучит музыка из м/ф “ Пластилиновая ворона”)
Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хотим вам рассказать.
О том, как экономика,
А так же математика
Вам очень пригодиться.
Позвольте рассказать…...
Под музыку, выходит волк. (“Черный бумер”)
Волк:
Я успешный серый волк!
В бизнесе я знаю толк.
Сделка, прибыль и цена –
Это музыка моя!
И вокруг леса, поля –
Это собственность моя!
Я банкир, я бизнесмен!
Я не волк, я супермен!
И поверьте, без меня
Не появиться нора!
Учитель: Ребята, какие “золотые правила” бизнесмена вы знаете? (см. Приложение 1.)
Правила названные участниками вывешиваются на стенд.
Учитель поблагодарил участников за работу, сказка продолжается.
Звучит музыка, на сцену выходят три поросенка.
Ведущий:
Жили – были не тужили,
Очень крепко все дружили,
Братца три, три постреленка,
Три веселых поросенка.
Веселились, дружно пели,
В лужах грязных спинки грели.
Братец Ниф сказал тогда:
Ниф-ниф:
Приближается зима!
Скоро будут холода.
Дом построить надо бы.
Что бы был как монолит!
Нуф-Нуф: Дом построить – это клёво!
Наф-Наф:
Что тут голову ломать?
Взять солому, веток взять.
Что бы точно дом построить
Надо площадь рассчитать!
Учитель: Прежде чем приступить к расчету площадей давайте повторим в каких единицах измеряется площадь, какие измерения необходимы, чтобы рассчитать площадь прямоугольника и квадрата?( длина, ширина, кВ.метр, кВ.см. и т.д.)…..спасибо. А теперь давайте выполним следующее упражнение:
Упражнение 1. У групп на столах лежат пословицы и поговорки о длине, ширине и площади. Ученикам нужно выбрать по два высказывания на каждое понятие (см. приложение 2). Учащиеся называют пословицы, и они вывешиваются на стенд.
Учитель: Теперь мы приступаем к решению задач.(См. Приложение 3) отводится время на решение задач. Объяснение решений будет происходить в дальнейшем ходе урока.
Ведущий:
Братец братца поддержал,
И к бобрам он побежал.
Потому как у бобров
Веток больше чем зубов.
Наф-наф:
Здрасте! Дядюшка бобер!
К Вам за помощью пришел
Я хочу построить дом!
Можно веток наберем?
Бобер:
Веток? Можно, но проблема
Здесь возникла, как дилемма.
Что бы стройку начинать!
Надо ребус разгадать.
При обмене честном это,
Можно бартером назвать.
Группам раздаются ребусы. Отводится время на разгадывание. Ребусы вместе с ответами вывешиваются на стенд. (См. Приложение 4)
Бобёр:
Вы, ребята, молодцы
Дали к ребусам ключи.
Набирайте веток смело
Только лишних не бери.
Здесь один из группы учащихся решавших задачу с ветками объясняет решение и полученный результат.
Наф-наф:
Домик будет – красота!
Хоть из веток – ерунда!
Нуф-Нуф:
А теперь пойдем мы к лосю, 3
У него соломы спросим!
Ведущий: Прибежали братцы к лосю.
Нуф-нуф:
У тебя соломы просим!
Дай соломы от души
Чтоб построить этажи!
Ведущий: Отвечал им старый лось:
Лось:
Дом соломенный? Ты брось!
Сколько ж надо вам тогда
Стог соломы, или два……?
Нуф-нуф:
Щас мы быстро рассчитаем
Сколько надо нам – узнаем.
И возьмем соломы столько,
Не стояла чтобы стройка!
Объяснение решения и полученного результата задачи с соломой.
Ведущий: Вновь работа закипела!
Нуф-Нуф:
Вот солома – это дело!
Материал экономичный,
Да и с виду – то преличный!
Ведущий: Тут сказал ребятам Ниф:
Ниф-ниф:
Дом из веток – это миф!
Ну а стены из соломы
Не годятся – это пшик!
Сделав сложные расчеты
Взять я думаю кредит.
Объяснение решения и полученного результата задачи с кирпичями.
Ведущий:
Не послушались старшего,
Продолжают стройку снова
Братец Ниф – из веток строит
Братец Нуф – соломой кроет.
Сорока 1: Не дом, а просто загляденье!
Сорока 2: Но законно ли строенье?
Сорока 1: Не стоит ли на дороге?
Сорока 2: И заплачены ль налоги?
Ведущий:
А Ниф-ниф был малый с толком.
Взял патент, проект оформил. 4
И собрав бумаг пакет,
В банк пошел на комитет.
В банке том лиса встречает
На вопросы отвечает,
Все бумаги проверяет,
Договоры оформляет.
И пройдя все процедуры
Получил Наф-Наф купюры.
Лиса:
Не забудьте про налоги.
Сроки выплат очень строги.
И спешите на базар
Закупайте материал.
Ниф-ниф:
Вот теперь мне не страшны
Самозванцы и суды
По законам я по всем
Дом построю без проблем!
Автор:
А Нуф-нуф то и Наф-наф
Просто загляденье!
Не налюбуются никак
На свои строенья!
Любуются домами, веселятся, танцуют.
Автор:
А хозяин той земли
Волк – банкир. Из-под земли
Вдруг он вырос. Вот был вой!
Волк: Безобразье! Самострой!
Подходит к соломенному домику.
Волк:
Что я вижу! Произвол!
Что за стройка? Самовол!
Дом откуда-то возник из соломы?
На моей земле стоит незаконно!
Как я дуну на него!
В миг не станет ни чего!
Дует, дом рушится.
Ведущий:
Да конечно не преграда
Дом с соломы. Это ж надо.
Не прошло и двух минут,
А вокруг руины тут.
Не спасла солома та
Поросячьего добра!
Поросята испугались,
В домик к Нафу побежали, 5
Думали, что защитит
Дом из веток – это щит!
Но для волка ни почем
Дом из веток. Все на слом!
Воздух набирает в грудь
Начинает сильно дуть!
Не пошло и трех минут
А вокруг руины тут!
Нет законного владенья
Без юридического оформленья!
Поросята:
Что же делать? Вот беда!
Волк оставил без жилья!
Где же спрятаться двоим?
У Ниф-нифа: так бежим!
Братец Ниф нас приютит,
И от волка защитит!
Бегут к Ниф-нифу, прячутся у него.
Ведущий:
Волк свирепый прибежал
Он от злости весь дрожал
Но увидев дом из камня
Он от счастья просиял
Потому как по реестру
Домик Нифа был на месте
И на весь стройматериал
Волк кредиты сам давал.
Волк:
Вот теперь я всем доволен,
И добротно дом построен.
Поросята:
Будет нам уютно в нем.
Будем жить теперь втроем.
Звучит музыка из м/ф “ Пластилиновая ворона”.
Песня:
Идею этой сказки,
А может и не сказки,
А может не идею
Хотим вам донести.
Коль хочешь быть успешным,
Коль хочешь быть богатым,
Скорее экономику,
Как следует учи.
Ведущий: Какие экономические термины нам встретились в сказке? Учащиеся называют их, составляется и вывешивается “экономический словарь”. (Приложение 5)
Подведение итогов.