Урок-сказка (математика + экономика) "Три поросёнка" в 5-м классе

Разделы: Математика, Экономика


Цель урока:

  • Развитие логического мышления учащихся, памяти, формирование общих понятий экономики;
  • Формирование навыков межличностного общения.
  • Умение анализировать и обобщать результаты, грамотно выражать свою мысль.

Ресурсы:

Три листа ватмана А3, маркеры, раздаточный материал с ребусами, пословицами, задачами по количеству групп. Три стенда, на которые заранее вывешены заголовки для каждого упражнения.

Декорации, костюмы, эмблемы. (Приложение 6)

Вступительное слово.

Приложение 7.

Ход урока

Вступительное слово: Ребята сегодня у нас необычный урок. Поможем нашим сегодняшним героям преодолеть трудности, проявим находчивость, смекалку, взаимовыручку. И так начинаем старую сказку на новый лад.

(Звучит музыка из м/ф “ Пластилиновая ворона”)

Одну простую сказку,
А может и не сказку,
А может не простую
Хотим вам рассказать.
О том, как экономика,
А так же математика
Вам очень пригодиться.
Позвольте рассказать…...

Под музыку, выходит волк. (“Черный бумер”)

Волк:

Я успешный серый волк!
В бизнесе я знаю толк.
Сделка, прибыль и цена –
Это музыка моя!
И вокруг леса, поля –
Это собственность моя!
Я банкир, я бизнесмен!
Я не волк, я супермен!
И поверьте, без меня
Не появиться нора!

Учитель: Ребята, какие “золотые правила” бизнесмена вы знаете? (см. Приложение 1.)

Правила названные участниками вывешиваются на стенд.

Учитель поблагодарил участников за работу, сказка продолжается.

Звучит музыка, на сцену выходят три поросенка.

Ведущий:

Жили – были не тужили,
Очень крепко все дружили,
Братца три, три постреленка,
Три веселых поросенка.
Веселились, дружно пели,
В лужах грязных спинки грели.
Братец Ниф сказал тогда:

Ниф-ниф:

Приближается зима!
Скоро будут холода.
Дом построить надо бы.
Что бы был как монолит!

Нуф-Нуф: Дом построить – это клёво!

Наф-Наф:

Что тут голову ломать?
Взять солому, веток взять.
Что бы точно дом построить
Надо площадь рассчитать!

Учитель: Прежде чем приступить к расчету площадей давайте повторим в каких единицах измеряется площадь, какие измерения необходимы, чтобы рассчитать площадь прямоугольника и квадрата?( длина, ширина, кВ.метр, кВ.см. и т.д.)…..спасибо. А теперь давайте выполним следующее упражнение:

Упражнение 1. У групп на столах лежат пословицы и поговорки о длине, ширине и площади. Ученикам нужно выбрать по два высказывания на каждое понятие (см. приложение 2). Учащиеся называют пословицы, и они вывешиваются на стенд.

Учитель: Теперь мы приступаем к решению задач.(См. Приложение 3) отводится время на решение задач. Объяснение решений будет происходить в дальнейшем ходе урока.

Ведущий:

Братец братца поддержал,
И к бобрам он побежал.
Потому как у бобров
Веток больше чем зубов.

Наф-наф:

Здрасте! Дядюшка бобер!
К Вам за помощью пришел
Я хочу построить дом!
Можно веток наберем?

Бобер:

Веток? Можно, но проблема
Здесь возникла, как дилемма.
Что бы стройку начинать!
Надо ребус разгадать.
При обмене честном это,
Можно бартером назвать.

Группам раздаются ребусы. Отводится время на разгадывание. Ребусы вместе с ответами вывешиваются на стенд. (См. Приложение 4)

Бобёр:

Вы, ребята, молодцы
Дали к ребусам ключи.
Набирайте веток смело
Только лишних не бери.

Здесь один из группы учащихся решавших задачу с ветками объясняет решение и полученный результат.

Наф-наф:

Домик будет – красота!
Хоть из веток – ерунда!

Нуф-Нуф:

А теперь пойдем мы к лосю, 3
У него соломы спросим!

Ведущий: Прибежали братцы к лосю.

Нуф-нуф:

У тебя соломы просим!
Дай соломы от души
Чтоб построить этажи!

Ведущий: Отвечал им старый лось:

Лось:

Дом соломенный? Ты брось!
Сколько ж надо вам тогда
Стог соломы, или два……?

Нуф-нуф:

Щас мы быстро рассчитаем
Сколько надо нам – узнаем.
И возьмем соломы столько,
Не стояла чтобы стройка!

Объяснение решения и полученного результата задачи с соломой.

Ведущий: Вновь работа закипела!

Нуф-Нуф:

Вот солома – это дело!
Материал экономичный,
Да и с виду – то преличный!

Ведущий: Тут сказал ребятам Ниф:

Ниф-ниф:

Дом из веток – это миф!
Ну а стены из соломы
Не годятся – это пшик!
Сделав сложные расчеты
Взять я думаю кредит.

Объяснение решения и полученного результата задачи с кирпичями.

Ведущий:

Не послушались старшего,
Продолжают стройку снова
Братец Ниф – из веток строит
Братец Нуф – соломой кроет.

Сорока 1: Не дом, а просто загляденье!

Сорока 2: Но законно ли строенье?

Сорока 1: Не стоит ли на дороге?

Сорока 2: И заплачены ль налоги?

Ведущий:

А Ниф-ниф был малый с толком.
Взял патент, проект оформил. 4
И собрав бумаг пакет,
В банк пошел на комитет.
В банке том лиса встречает
На вопросы отвечает,
Все бумаги проверяет,
Договоры оформляет.
И пройдя все процедуры
Получил Наф-Наф купюры.

Лиса:

Не забудьте про налоги.
Сроки выплат очень строги.
И спешите на базар
Закупайте материал.

Ниф-ниф:

Вот теперь мне не страшны
Самозванцы и суды
По законам я по всем
Дом построю без проблем!

Автор:

А Нуф-нуф то и Наф-наф
Просто загляденье!
Не налюбуются никак
На свои строенья!

Любуются домами, веселятся, танцуют.

Автор:

А хозяин той земли
Волк – банкир. Из-под земли
Вдруг он вырос. Вот был вой!

Волк: Безобразье! Самострой!

Подходит к соломенному домику.

Волк:

Что я вижу! Произвол!
Что за стройка? Самовол!
Дом откуда-то возник из соломы?
На моей земле стоит незаконно!
Как я дуну на него!
В миг не станет ни чего!

Дует, дом рушится.

Ведущий:

Да конечно не преграда
Дом с соломы. Это ж надо.
Не прошло и двух минут,
А вокруг руины тут.
Не спасла солома та
Поросячьего добра!
Поросята испугались,
В домик к Нафу побежали, 5
Думали, что защитит
Дом из веток – это щит!
Но для волка ни почем
Дом из веток. Все на слом!
Воздух набирает в грудь
Начинает сильно дуть!
Не пошло и трех минут
А вокруг руины тут!
Нет законного владенья
Без юридического оформленья!

Поросята:

Что же делать? Вот беда!
Волк оставил без жилья!
Где же спрятаться двоим?
У Ниф-нифа: так бежим!
Братец Ниф нас приютит,
И от волка защитит!

Бегут к Ниф-нифу, прячутся у него.

Ведущий:

Волк свирепый прибежал
Он от злости весь дрожал
Но увидев дом из камня
Он от счастья просиял
Потому как по реестру
Домик Нифа был на месте
И на весь стройматериал
Волк кредиты сам давал.

Волк:

Вот теперь я всем доволен,
И добротно дом построен.

Поросята:

Будет нам уютно в нем.
Будем жить теперь втроем.

Звучит музыка из м/ф “ Пластилиновая ворона”.

Песня:

Идею этой сказки,
А может и не сказки,
А может не идею
Хотим вам донести.
Коль хочешь быть успешным,
Коль хочешь быть богатым,
Скорее экономику,
Как следует учи.

Ведущий: Какие экономические термины нам встретились в сказке? Учащиеся называют их, составляется и вывешивается “экономический словарь”. (Приложение 5)

Подведение итогов.