Цель: сформировать представление о лесах России.
Задачи: познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека; выявить экологические проблемы зоны; учить выбирать из общего материала главное и приводить в систему полученные знания; формировать умение пользоваться учебной литературой; развивать познавательный интерес; воспитывать любовь к Родине культуру поведения, умение работать в группе.
Оборудование: демонстрационная карта природных зон России; географический атлас; контурная карта; карточки-"помогайки"; выставка книг и журналов; загадки о животных леса.
Парты заранее сдвинуты для работы в группах. На предыдущих уроках учащиеся уже разделились на четыре группы: "географы", "зоологи", "ботаники", "экологи". Под руководством учителя группы формировались так, чтобы уровень знаний в них оказался приблизительно одинаковым. Каждая группа располагается за своим отведенным рабочим местом, отмеченным карточкой-названием. Видеоаппаратура, видеокассета “Многообразие животного мира”. Таблицы с изображениями растений и животных лесной зоны. Книга “Зеленые страницы” А.А. Плешаков.
Использованы материалы: Е.М. Тихомирова. Поурочные разработки по предмету “Окружающий мир”. 4 класс. (Изд. “Экзамен” М., 2006); Энциклопедия “География” (М., 2003); Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология (М., 2006).
Ход урока
I. Организационный момент.
Мы сегодня снова будем наблюдать,
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Активно включайся в работу, дружок!
II. Актуализация знаний.
- С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке?
- Для проверки ваших знаний по этой теме предлагаю разгадать кроссворд:
1) Животное, на которое охотится белый медведь? (Тюлень)
2) Красивая птица с необычным клювом. (Тупик)
3) Что за чудо-чудеса:
Загорелись небеса!
Ой, горит, пылает пламя
Над сверкающими льдами!
Ой, горит большой костер -
Выше леса, выше гор.
Кто зажег огонь чудесный,
Золотой костер небесный?
Не живет ли в вышине
Великан могучий?
Не печет ли на огне
Хлеб себе за тучей?
Никого за тучей нет,
Не пекут там хлеба.
Это свет, холодный свет
Северного неба. (Сияние)
4) Корабль, прокладывающий путь каравану судов в Северном Ледовитом океане. (Ледокол)
5) Мелкие животные, которыми питаются рыбы. (Рачки)
6) Прожорливая птица, которую можно встретить на любых прибрежных территориях. (Чайка)
- Прочитайте слово, которое открылось в выделенных клетках.
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы узнаем о новой природной зоне России, а как она называется, вы узнаете, отгадав загадку:
Богатырь стоит богат, угощает всех ребят.
Ваню-земляникой, Таню-костяникой,
Машеньку-орешком, Петю-сыроежкой,
Костеньку-малинкой, Васю-хворостинкой.
- Кого же назвали богатырем в этой загадке?
- Совершенно верно - это леса России, которые занимают больше половины территории нашей страны. На каждого жителя России приходится в 4 раза больше лесных территорий, чем на жителя нашей планеты.
- Откройте учебник на стр.77 и найдите на карте эту природную зону. Каким цветом она обозначена? А почему он разных оттенков?
Действительно, леса начинают расти постепенно, по мере того как увеличивается прогрев земли.
- Как вы думаете, будет ли отличаться живая и неживая природа тайги от смешанных и широколиственных лесов?
- Для выяснения этих вопросов и более глубокого изучения зоны лесов наш класс превращается в научную станцию.
IV. Самостоятельная исследовательская работа учащихся.
- Вы становитесь "учеными-географами, ботаниками, зоологами и экологами" и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь исследовать леса России.
Каждой группе учащихся ставятся на стол карточка-название группы “Ученые-географы”, “Ученые-зоологи”, “Ученые-ботаники”, “Ученые-экологи”.
Коллективное взаимодействие способствует проявлению активности каждого и помогает сформировать коммуникативные навыки учеников.
- Напоминаю правила работы в группах:
Работать тихо, не шуметь.
Не говорить всем сразу.
Слушать говорящего, не перебивать, не спорить, а объяснять.
Перед каждой группой "ученых" стоит определенная задача, у каждой группы есть карточки-"помогайки" с заданиями.
Карточка-"помогайка" "ученых-географов".
- Учебник стр.98-105.
- Где расположена зона лесов?
- Расскажи о природных условиях в зоне лесов.
- Как меняется характер лесов с севера на юг?
- Какая зима? Какое лето?
- Сравни тайгу и смешанные широколиственные леса.
Карточка-"помогайка" "ученых-зоологов".
- Учебник стр.98-105.
- Перечислите птиц и животных. которые обитают в зоне лесов. Запишите в таблицу.
- Чем они питаются?
- Как защищают редких животных?
- Кто занесен в Красную книгу России?
- Какие заповедники вам известны?
- Почему животные леса так разнообразны?
Карточка-"помогайка" "ученых-ботаников".
- Учебник стр.98-105.
- Перечислите, какие растения есть в зоне лесов. Запишите в таблицу.
- Какие в тайге?
- Какие в смешанных и широколиственных лесах?
- Какие растения нуждаются в особой охране?
Карточка-"помогайка" "ученых-экологов".
- Учебник стр.106-113.
- Ответьте на вопросы стр.111 "Проверь себя".
- Перечислите экологические проблемы лесов.
- От чего, в первую очередь, страдает лес?
- Что должен делать человек, чтобы как можно меньше уменьшать количество лесов?
- Как мы с вами можем заботиться о лесах, которые расположены рядом с нами?
- Какое новое слово встретилось вам в тексте учебника? (Фитонциды)
- Что это за вещества?
- Перечислите занятия населения лесов запишите в таблицу.
- Вам предстоит, используя учебник, атлас-определитель и другой дополнительный материал, быстро и коротко ответить на поставленные вопросы.
Одновременно каждая группа заполняет таблицу природных зон, но только своей области.
Приступайте к исследованию.
Дети выполняют работу самостоятельно при некоторой помощи учителя, используя справочную литературу, готовятся представить свою работу. Далее идет презентация групповой работы
Итак, ваше время для исследования закончилось. Прежде чем представить свои работы, надо отдохнуть.
Физкультминутка:
Потрудились - отдохнем.
Встанем - глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Наклонились, прямо встали,
Руки вниз и вверх подняли.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
V. Коллективное обсуждение изученного материала.
- "Ученые-географы" будут рассказывать, а вы внимательно слушайте и одновременно заполняйте таблицу необходимыми сведениями в этой области.
Леса России | |||
Географическое положение. Климат |
Животные | Растения | Экологические проблемы |
Выступление “ученых-географов”.
Располагаются леса южнее тундры, расти они начинают постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Поэтому после тундры еще идет, как бы прослойка, лесотундра. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. Эти леса называют тайгой. Если мы продвинемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.
При необходимости комментарии и дополнения учителя.
Выступление “ученых-зоологов”. Учитель показывает фильм “Животные природных зон. Тайга. Смешанные и лиственные леса”.
Выступление “ученых-ботаников”.
Выступление “ученых-экологов”.
VI. Подведение итогов исследования.
- У вас должна быть заполнена таблица по зоне лесов.
- Записи в ваших таблицах могут несколько отличаться от данных (на доске или на экране интерактивной доски появляется заранее заполненная таблица), ведь вы их заполняли самостоятельно, но по смыслу должны совпадать.
VII. Рефлексия.
- Чем можно объяснить изменение природы нашей Родины с севера на юг? (Удаленностью зоны от экватора. Чем ближе к экватору, тем солнце поднимается выше над горизонтом, тем больше поверхность получает тепла)