Техническая подготовка спортсмена-ориентировщика

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Цели и задачи занятия:

– предоставление воспитанникам права выбора и воспитание чувства ответственности за свой выбор;

– активное вовлечение воспитанников в управление детским коллективом;

– создание ситуации успеха для каждого воспитанника;

– приобретение опыта рефлексии;

– расширение учебного кругозора;

– совершенствование технических навыков ориентировщика;

– творческое применение полученных знаний и умений в нестандартных ситуациях.

Материально-техническое обеспечение: столы сгруппированы для трёх команд, мультимедийный проектор, слайды, фрагменты музыки Г.Пономаренко "Песня родному краю", на доске начерчены карточки участников соревнований, кусочки карт закреплены произвольно на мебели.

Тип и вид занятия: Занятие закрепления знаний – игра-соревнование.

Ход занятия

1. Организационный момент (2 мин.)

Рассадка: дети самостоятельно по желанию объединяются в три команды (с таким условием, чтобы в команде было не более пяти человек), придумывают название, связанное с закрепляемой темой, выбирают капитана.

Педагог: Здравствуйте! Очень рад видеть вас в хорошем настроении! По вашим многочисленным просьбам, сегодня мы проводим командные соревнования по технике спортивного ориентирования. (Звучат фанфары)

2. Стадия вызова (5-6 минут)

Педагог: Бегать, чтобы мыслить – наш лозунг таков.

А мыслить, чтоб бегать – и без дураков,

Нам каждому карты в руки даны,

Мы снова на старте и шансы равны.

Да, мы вновь на старте. Командам предстоит пройти несколько контрольных пунктов (КП) и набрать как можно больше поощрительных баллов, которые нужно фиксировать в карточки участников <Приложение 1> (Самооценка и взаимооценка).

В ходе соревнований мы восхитимся глубокими знаниями условных знаков спортивных карт, затем будем гордиться умением быстро определять азимут, попробуем предельно сконцентрировать внимание и память, проявить творчество и смекалку, очень понадобится наблюдательность и взаимовыручка, а после финиша попробуем проанализировать наши плюсы и минусы.

Каждый уважающий себя спортсмен перед стартом обязательно проводит техническую разминку. Предлагаю провести игру “Да” и “Нет”. Каждая команда загадывает слово, записывает на листок и закрывает его. Участники других команд пытаются отгадать слово, задавая вопросы. На вопросы можно отвечать словами: “да”, “нет”, “и да и нет”. Если вопрос задан некорректно, следует отказ от ответа жестом. Участие в разминке по желанию.

Рефлексия 1. После игры краткое обсуждение: какие вопросы были сильными и почему? Какие (и почему) – слабыми?

3. Смысловая стадия (30 минут)

Педагог: Мы закончили разминку. На старт приглашаются команды ____________________ (названия команд).

Педагог:

День сегодня будет ясный,
это видно по росе.
Небо ясно – жизнь прекрасна...
Старт на горке близ шоссе.
Я на карту только гляну -
Вижу всё, как наяву:
И открытую поляну,
И высокую траву.
Вот зелёные горошки -
Это значит – "лес густой".
Побегу-ка по дорожке:
Путь надёжный и простой.
Метров сорок вдоль канавы,
Метров сорок – по тропе
Ну, и два шага направо,
Здесь и должен быть КП. (Е.Аникина)

Да, вот он первый контрольный пункт.

Давайте вспомним, с чего начинается познание секретов ориентирования? Предполагаемый ответ: с изучения и запоминания условных знаков спортивных карт.

Задание: используя знания условных знаков спортивных карт, составьте схему окрестностей села Михайловского, описанных А.С.Пушкиным в стихотворении “Деревня”.

На экране проецируются виды русской природы <Приложение 2> в сопровождении музыки Г.Пономаренко "Песня родному краю", педагог читает стихотворение:

…Я твой – люблю сей тёмный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озёр лазурные равнины,
где парус рыбаря белеет иногда,
за ними ряд холмов и нивы полосаты,
вдали рассыпанные хаты,
на влажных берегах бродящие стада,
овины дымные и мельницы крылаты.

Педагог: Что такое скирда? Предполагаемый ответ: Большая копна сена.

Педагог: Как вы поняли фразу “парус рыбаря”.

Предполагаемый ответ: Парусная лодка рыбака.

Педагог: Что такое “овины дымные”.

Предполагаемый ответ: Овины – это сараи для сушки сена.

На экране – текст стихотворения. <Приложение 2>

По желанию можете воспользоваться бланком условных знаков. Каждый правильно нанесённый объект +1 балл. Но помните, время ограничено – 3 минуты.

Взаимопроверка (на экран проецируется схема) <Приложение 3>, комментарии проверяющих команд. Подсчёт результатов и заполнение карточек проводится участниками (по выбору команд).

Рефлексия 2. Командам задается вопрос: Что было самым сложным в рисовке этой карты?

Педагог вводит в проблему: Вот незадача, пока мы любовались окрестностями села Михайловского, пошёл дождь, и угол карты, где расположен 2 КП намок и краска растеклась. Как нам быть, как можно восстановить точку нахождения второго КП?

Один из предполагаемых ответов: от КП 1 и КП 3 продлить линии соединения КП, точка их пересечения укажет местонахождение КП 2.

Для точного определения местоположения КП на карте, используя свои знания о градусных величинах, сторонах горизонта, расшифруйте "странные письма" <Приложение 4> с помощью ключа, который вы видите на экране <Приложение 5>. Степень сложности письма вы выбираете сами. Начинаете работать одновременно. Команда первой нашедшая ответ получает +2 балла, если она работала с лёгким вариантом, +3 балла – со сложным. (Правильный ответ “двести тридцать два”).

Для того чтобы выйти на КП 2, мы используем подсказку странного письма “232”, но что это может быть? Предполагаемый ответ: азимут.

Педагог: Ребята, давайте вспомним, что такое “азимут”? Предполагаемый ответ: азимут– это угол между направлением на север и заданный предмет.

Педагог: Каким бывает азимут? Предполагаемый ответ: азимут бывает прямой и обратный. Итак, азимут 232 градуса, и мы выходим на КП 2 “Азимут”. Воспитанникам раздаются бланки тестов индивидуально.

Педагог: В течение двух минут выполнить задание на бланке <Приложение 6>.

(Взаимопроверка, подсчёт результатов и заполнение карточек проводится участниками другой команды).

Педагог: А мы движемся к третьему КП. КП 3 “Холм”.

“Что такое рельеф?” Предполагаемый ответ: Рельеф – это совокупность неровностей земной поверхности.

Педагог: Почему спортсмену-ориентировщику важно понимать и уметь читать рельеф? Предполагаемый ответ: Элементы рельефа – наиболее достоверные и стабильные объекты из изображаемых на спортивной карте. А расчлененность рельефа, перепады высот, крутизна склонов непосредственно определяют условия пробегания местности.

Педагог: На предыдущем занятии вы все получили творческие задания: изготовить макеты холмов и составить их описания. Все холмы получились разными, это здорово. Предлагаю командам обменяться макетами для работы.

Внимание, задание: вычертить карты всех макетов, находящихся у вас на столе.

Если подготовлена схема, команда получает 1 балл; если карта выполнена способом горизонталей в соответствии с высотой сечения рельефа, команда получает 3 балла за карту,  если карта полностью соответствует описанию макета – 4 балла.

Участники самостоятельно распределяют обязанности в команде. Сложность состоит в том, что на выполнение этого задания командам даётся 3 минуты и от действий каждого участника зависит результат команды в целом. Задание понятно, время пошло.

Взаимопроверка. Подсчёт результатов и заполнение карточек проводится участниками (по выбору команд). Рефлексия 3. Командам задаётся вопрос: Комфортно ли работалось каждому члену коллектива? Как вы считаете, правильно ли вы распределили обязанности в команде? Что повлияло на командный результат?

Педагог:

На лавры рассчитывать может лишь тот,
Кто мыслит и смотрит намного вперёд,
Бросаться, башку очертя, не спешит,
Кто думает быстро и быстро бежит.

(А.Березин)

Да, действительно, в ориентировании побеждает тот, кто сначала думает, а потом бежит, а не наоборот. Одна ошибка на дистанции может дорого стоить на финише. Итак, мы на КП 4 “Ошибка”. Давайте попробуем внимательно проверить тексты, выявить и исправить все возможные погрешность в них. КВ – 3 мин.

Участники команды самостоятельно выбирают текст (разная степень сложности, вариант 1 – самый лёгкий, вариант 5 – самый сложный) <Приложение 7>, выполняют задание индивидуально или группой. В работе, при необходимости, вы можете использовать библиотечку спортсмена – ориентировщика.

Каждая найденная ошибка прибавляет 1 балл.

Взаимопроверка, подсчёт результатов и заполнение карточек проводится участниками другой команды.

Педагог:

Бегут ветераны, бегут мастера
И взявшие компас лишь только вчера,
И каждому хочется быть впереди,
Здесь слабеньких нет, пальцы в рот не клади.

(А.Березин)

Вот, неприятность, сквозняком со стола сдуло приготовленные для работы фрагменты карт. Теперь не сможем работать на КП “Видео”. Ребята, мне нужна ваша помощь. Найдите, пожалуйста, все кусочки и соберите карты. Фрагменты для команды _________ промаркированы буквой А, для команды ____________ буквой Б, для команды ___________ буквой К, но будьте внимательны и берите только свои. Каждый участник решает, какую функцию в работе команды сможет выполнить наилучшим образом.

Команда – победитель получает 5 баллов, за 2 место – 3 балла, за 3 место -1 балл.

Взаимопроверка. Подсчёт результатов и заполнение карточек проводится участниками (по выбору команд).

Педагог: Карты с нанесёнными КП собраны и мы готовы выполнять самое сложное задание на КП 5 “Видео”. На экране проецируются ситуации на КП <Приложение 8>

Задание командам: сравнить фото и карту с ситуациями на КП <Приложение 9>, определить фотографии какого КП соответствует КП на карте и запомнить букву– код. Если все КП определены верно, то из букв сможете сложить слово. За каждый правильно угаданный КП команда получает + 3 балла. Взаимопроверка. Подсчёт итоговых результатов и заполнение карточек.

4. Подведение итогов.

По традиции, команда-победитель (набравшая большую сумму баллов) приседает, образовав круг, 10 раз.

Команда, занявшая 2 место – приседает, образовав круг, 10 раз и выполняет отжимания по 5 раз.

Команда, занявшая 3 место – приседает, образовав круг, 10 раз и выполняет отжимания по 10 раз.

Мы выбираем русский лес,
Его секреты и загадки,
Где с картой мчишься без оглядки,
Где эхо вновь играет в прядки,
Где шпили елей до небес.
И сердце голосует вновь
За мир, где мы с друзьями вместе,
Где места лени нет и лести,
Где покровительствуют чести
Надежда, Вера и Любовь.

(С.Фалевский)

5. Рефлексия к занятию.

Педагог: Давайте проанализируем, что мы знаем и умеем по теме “Техническая подготовка спортсмена-ориентировщика”. Предполагаемые ответы: умеем работать с компасом и брать азимут, читать карту, составлять карты по описанию, определять точку стояния, знаем, что ориентирование бывает по выбору, в заданном направлении, по маркированной дистанции и т.д.

Педагог: А не знаем и не умеем? Предполагаемые ответы: выдерживать заданное направление при движении по азимуту, выбирать оптимальные пути движения, точно и быстро проводить измерения на местности и т. д.

Педагог: Да, нам предстоит ещё много работать, потому что эти умения и навыки помогут побеждать на соревнованиях по спортивному ориентированию.

А сегодня мы выбираем Героев дня. Команды выбирают самого нужного команде участника, которым присваивается звание “Герой дня” и вручается памятная медаль.

Резюме. Детям раздаются листы бумаги и предлагается письменно ответить на вопросы

<Приложение 10>: Что особенно понравилось на занятии?

Что не понравилось на занятии?

Поставь отметку педагогу по 10-ти бальной системе. Обоснуй её.

Поставь отметку себе по 10-ти бальной системе. Обоснуй её.

Педагог: Вы меня сегодня очень порадовали. Надеюсь, что на следующем занятии мы с вами также дружно, интересно и творчески продолжим совершенствоваться в нашем любимом спортивном ориентировании. Всем удачи. Спасибо за помощь.

Список используемой литературы <Приложение 11>