Деятельностный подход в обучении химии

Разделы: Химия


Химия – предмет, определяющий естественно-научное мировоззрение и требующий целостного представления, серьезного осознанного отношения и формирования соответствующей стратегии деятельности.

Современный процесс обучения невозможен без организации познавательной деятельности учащихся, которая влияет на формирование личности ученика, направлена на реализацию потенциальных возможностей человека. [7,8]. Реализация каждого компонента в структуре познавательной деятельности учащихся может осуществляться при использовании содержательных дидактических моделей.

В обучении химии часто используется не реальная структура, а ее модель. Модели отвечают принципам упрощения и соответствия, единства структуры и функций. Содержательные модели систем понятий о веществе, химической реакции и технологии являются структурно-функциональными [9]. Модель связывает воедино объективно существующие стороны процесса формирования систем понятий: содержательно-целевую, процессуально-деятельностную и результативно- оценочную. Центральным звеном модели является взаимосвязанная и синхронизированная деятельность учителя и учащихся. [9].

Разработанные модели деятельности, обеспечивают включение учащихся во все виды мыслительных операций. Одновременно, такая модель неизбежно ведет к развитию познавательной активности учащихся, так как, благодаря ей, учащиеся скорее оказываются в ситуации “успешности”, что необходимо для развития мотивации к образованию. Дидактические модели в образовательном процессе является здоровьесберегающим инструментарием, снижающим стрессогенность образования на каждом уроке и, в целом, при освоении предмета.

Химия является наукой о столь большом количестве научных фактов, что её изучение возможно через блочно-модульную технологию планирования, потому разрабатываемая дидактическая модель относится к уроку, модулю и блоку предмета. Структура ее представлена двумя разделами. Один раздел - таблица, в которой приведены специально подобранные формулы веществ, уравнения химических реакций, понятия, утверждения и прочие сведения, позволяющие создать целостное представление по изучаемому разделу. [3,4]. В другой части модели записаны задания, которые логически взаимосвязаны и дифференцированы по сложности, что делает модель разноуровневой и доступной для каждого ученика. Разные столбцы с вариантами материала содержат аналогичные задания.

При выполнении заданий используется материал таблицы, который учащиеся отрабатывают с помощью различных учебных приемов. Учащиеся работают с материалом таблицы, выполняют задания, отрабатывают умения соответствующего требования программы. Такие задания возможно использовать для закрепления, формирования умений, для контроля и самоконтроля, а также с целью актуализации, знаний, изучения нового материала, обобщения и систематизации фактов [8]. С помощью дидактических моделей такого типа можно решать различные дидактические цели, изучать ту или иную группу фактов, формировать у школьников различные учебные навыки, использовать различные формы организации учебной деятельности.

При помощи данных моделей в работу активно включаются все дети, для каждого ученика есть задание, которое он сможет выполнить. При этом, в процессе освоения материала, учащиеся могут выполнять все более сложные задания, что стимулирует их мотивацию, интерес и стремление к успешности. Это позволяет поверить в свои силы, улучшает психологический климат на уроке, повышает результативность. Уровень заданий повышается от репродуктивного к творческому уровню. Обычно сложно отследить процесс личностного роста знаний и умений учащихся, переход от зоны ближайшего к зоне актуального развития, а дидактическая модель помогает в этом.

Так, дидактическая модель, составленная к уроку 1, темы 2 для 8 класса

(Д.М-8.2.1) “Состав, строение и свойства атома. Периодический закон. Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева” (Приложение 1) включает таблицу из 7 строк и 4 вариантов. В строке № 1 всех вариантов приведены знаки химических элементов.

Задание № 1 составлено в соответствии с Требованием 3. Учащиеся должны уметь: называть химические элементы по их символам, определять понятие “химический элемент ”:

1. Внимательно прочитайте. Произнесите правильно знаки химических элементов вашего варианта.

2. Назовите каждый химический элемент.

3. Распределите химические элементы своего варианта на 2 группы: химические элементы - металлы и химические элементы-неметаллы

Это задание используется для закрепления и совершенствования знаний, для контроля и самоконтроля. (Разные варианты одной строки содержат подобные задания)

Задание № 2 (к строке 2) составлено в соответствии с Т-3: Учащиеся должны уметь характеризовать элементарные частицы атома. [10,13].

1. Объясните все обозначения.

(Z(Э)=?

Np+=17

1 вариант Nn0=18

Ne-=17

А(Э)=?

2. Какой химический элемент зашифрован в вашем варианте?

Как вы это определили?

3. Рассчитайте его массовое число. Найдите его относительную атомную массу

Это задание используется для закрепления и совершенствования знаний, для контроля и самоконтроля. (При выполнении заданий других вариантов данной строки)

Задание № 3 (к строке № 3) составлено в соответствии с Т-3: Определять понятие “химический элемент” и характеризовать элементарные частицы атома [10]. В строке приведена следующая запись:

6C

Np+=?

Nn0=?

1. Объясните все обозначения.

2. Какие частицы входят в состав ядра атома химического элемента?

3. Сколько протонов и сколько нейтронов в ядре атома химического элемента вашего варианта?

4. Что показывает число протонов? Как его найти?

5. Как рассчитать число нейтронов?

Задание предназначается для закрепления, применения и совершенствования знаний, контроля.

Задание 4 (к строке 4 ) составлено по Т- 4: уметь изображать распределение электронов в атомах и характеризовать их свойства [10,14].

В строке приведена следующая запись:

А) Z (Э)=?

-, 8е-, 1е-

б) Z (Э)=?

-, 8е-, 7е-

1. “Угадайте химический элемент”

2. Какой химический элемент зашифрован в строке 4а? Объясните, как вы это определили?

3. Какой химический элемент зашифрован в строке 4б? Объясните, как вы это определили?

4. У какого из приведенных химических элементов больше выражены металлические свойства? Почему вы так считаете?

Данное задание используется для актуализации знаний, а также для закрепления, совершенствования знаний и контроля. (Используются аналогичные задания других вариантов данной строки)

Строка 5 содержит следующую запись:

а) Z(Э)=? 1s22s22p1

б)Z(Э)=? 1s22s22p63s1

Задание 5 (к строке 5 ) составлено по Т- 4: уметь изображать распределение электронов в атомах и характеризовать их свойства [10].

1. Прочитайте электронную формулу. Как по электронной формуле определить порядковый номер элемента?

2. В чем сходство и в чем различия между атомами химических элементов 5а и 5б строк вашего варианта?

Задание используется для закрепления, применения и совершенствования знаний, контроля.

Задание 6 (к строке 6 ) может быть использовано с целью актуализации знаний, изучения нового материала, обобщения и систематизации фактов, применения и совершенствования знаний, контроля ( на разных уроках в зависимости от дидактической цели)

а) 40К и 39К

Np+=?

Nn0=?

Ne-=?

 б) 1Н , 2Н , 3Н

Np+=?

Nn0=?

Ne-=?

А)

1.Что означает запись? Какой это химический элемент?

2. Что одинакового между атомами данного химического элемента?

3.Чем они отличаются?

4. Как их называют?

Б)

1. Разновидности какого химического элемента приведены?

2. Сравнить приведенные атомы по составу. В чем сходство и в чем отличия между ними?

Задание 7. Решить задачу: Рассчитайте относительную атомную массу хлора, если распространенность в природе его изотопа с массовым числом 35 составляет 75%, а с массовым числом 37-25%.

Рассмотрим, каким образом, может быть использована дидактическая модель, составленная к теме 3 (Д.М-8.3.1) “Состав, строение и свойства веществ” [10,14]

Данная модель также включает таблицу из 7 строк и 4 вариантов. В строке №1 всех вариантов приводятся знаки химических элементов и формулы простых веществ. Задание № 1 (Д.М–8.3.1) составлено в соответствии Т: уметь называть химические элементы (около 20) по их символам позволяет отрабатывать это умение [10,13]. В этом задании есть возможность показать разницу между химическим элементом и простым веществом (1.4)

Задание 1 может быть использовано и к Т-5: уметь определять вид химической связи и тип кристаллической решетки в простых веществах. (1.5)

1. Прочитайте запись. Что означает эта запись?

2. Назовите химические элементы.

3. Найдите относительные атомные массы химических элементов вашего варианта.

4. Найдите формулы простых веществ в вашем варианте. Прочитайте запись. Что такое индекс?

5. Определите вид химической связи и тип кристаллической решетки в приведенных в вашем варианте простых веществах.

Задание №2 (к строке 2) позволяет закрепить умение рассчитывать относительные молекулярные массы простых веществ.

1. Что означает запись? Проведите необходимые вычисления.

Задание №3 (к строке 3) составлено в соответствии с Т: уметь определять по химическим формулам качественный и количественный состав вещества (может быть использовано при повторении) и Т-6: уметь определять вид химической связи и тип кристаллической решетки в сложных веществах (может быть использовано при изучении нового материала, закреплении, отработке умений и навыков и т.д.).

1. Внимательно прочитайте формулы. Выберите химические формулы соединений из числа предложенных:

а) с ионной связью,

б) с ковалентной связью.

2. Определите тип кристаллической решетки приведенных веществ. Предскажите их физические свойства.

Задание №4 (к строке 4) составлено в соответствии с Т: вычислять по химическим формулам относительную молекулярную массу (молекул) [10,14].

1. Вычислите по химическим формулам относительные молекулярные массы приведенных веществ.

Задание №5 (к строке 5) составлено по Т-8: Уметь проводить вычисления по химической формуле вещества.

1. Рассчитайте массовые доли химических элементов в заданной формуле.

Задание № 6 (к строке 6) составлено в соответствии с Т-8: Уметь проводить вычисления по химической формуле вещества.

1. Решить задачу: Определить количество вещества, объем и число частиц, содержащихся в данной массе газообразного вещества.

Задание № 7 (к строке 7) составлено в соответствии с Т-8: Уметь проводить вычисления по химической формуле вещества.

1. Решить задачу: Дано газообразное вещество определенного объема. Рассчитайте его массу.

Дидактическая модель к теме 3 Состав, строение и свойства веществ. (Д.М-8.3.3) включает таблицу из 7 строк и 4 вариантов. Данная модель может быть использована для актуализации знаний, при изучении нового материала, закреплении (фрагментарно), для применения и совершенствования знаний, контроля.

Задание № 1 ( строка 1) : составлено в соответствии с Т: уметь определять принадлежность вещества к определенному классу, называть изученные вещества по их химическим формулам [10,13].

1. Прочитайте формулы, назовите вещества.

2. К какому классу веществ они относятся?

3. Найдите между ними отличия. Распределите их на две группы.

Задание № 2 (строка 2) составлено в соответствии с Т: определять степень окисления химических элементов в бинарных соединениях.

1. Определите степени окисления элементов в приведенных формулах.

Задание № 3 (строка 3) по Т: cоставлять химические формулы бинарных соединений по степени окисления химических элементов.

1. Составьте формулу, назовите вещество.

Задание № 4 (строка 4)

1. Прочитайте формулы, выпишите отдельно оксиды металлов оксиды неметаллов

2. Назовите вещества.

Задание № 5 (строка 5) составлено в соответствии с Т: определять принадлежность вещества к определенному классу; называть изученные вещества по их химическим формулам.

1.

а) Среди приведенных формул выберите оксиды, назовите их.

б) Назовите другие бинарные соединения своего варианта.

Задание №6 (строка 6) по Т-8: уметь проводить вычисления по химической формуле вещества.

Решить задачу: Рассчитать количество вещества и число частиц в заданной массе оксида.

Задание № 7 (строка 7) составлено в соответствии с Т-8: уметь проводить вычисления по химической формуле вещества.

Решить задачу на сравнение масс или числа частиц по заданным количествам двух оксидов (по вариантам)

Список литературы

1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений /О.С. Габриелян. - М.: Дрофа, 2006.

2. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся. Под ред. И.С. Якиманской. - М.: Педагогика. 1989.

3. Байкина Л.В. Поиски приемов сберегающей здоровье технологии обучения химии // Химия: методика преподавания в школе. - 2002. - №6.

4. Батина Е.В. Об использовании дидактической карточки при контроле знаний. // Химия в школе. - 2005. - №5. -с. 40.

5. Гликман И.З. Почему школьники не хотят учиться // Химия в школе. - 2003.- № 7.- с.26.

6. Дункер К. Психология мышления. - М.: Прогресс, 1965.

7. Емельянова Е.О. Многокомпонентные задания как средство развития интеллектуальных умений учащихся. // Химия в школе.- 2001. - №5.

8. Емельянова Е.О., Иодко А.Г., Организация познавательной деятельности учащихся на уроках химии.

9. Кузнецова Н.Е. Формирование систем понятий при обучении химии. -М.: Просвещение, 1989.

10. Лагунова Л.И., Политова С.И. Дозированные домашние задания по педтехнологии В.М. Монахова, Тверь, 2000.

11. Методика преподавания химии // Под ред. Н.Е. Кузнецовой.- М.: Просвещение, 1984.

12. Минченков Е.Е. Практическая дидактика. // Химия : методика преподавания.- 2002.- № 7.

13. Политова С.И. Проектирование учебного процесса по педагогической технологии В.М. Монахова. // Методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. - Тверь.: ТОИУУ, 2005.

14. Политова С.И. Неорганическая химия.// 8 класс. Опорные конспекты ТОИУУ, 2003.

15. Чернобельская Г.М. Основы методики обучения химии.- М.: Просвещение, 1987.

16. Шаповаленко С.Г. Методика обучения химии.- М.: Учпедгиз. 1963.

17. Шиленков Р.В., Чернобельская Г.М. Изучение психолого-педагогических особенностей учащихся. // Химия в школе. - 2004. - № 3.- с. 44.

18. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе.- М.: Просвещение, 1979.

Приложение 1–11