Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 4-м классе по темам "Родительный падеж имен прилагательных в мужском и среднем роде", "Океаны"

Разделы: Начальная школа


Цели: 

  • Учебная: отработать у учащихся навык правописания падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
  • Развивающая: развивать умение проверять и обосновывать написание безударных окончаний прилагательных; развивать познавательный интерес, кругозор, мышление.
  • Воспитывающая: воспитывать культуру поведения учащихся при участии в мероприятиях, уважение к товарищам по команде и старшим; интерес к изучению русского языка и окружающего мира; учить бережному отношению к природе.

Оборудование: компьютер, медиаприставка, магнитофон, отличительные знаки для команд, глобус, карта полушарий, сундучок с карточками, морские ракушки, грамоты; киты, пингвины, белые медведи, кораблики на магнитах.

Ход урока 

<Приложение>

I. Организационный момент.

<Слайд 1> 

II. Постановка темы и целей урока.

– У нас сегодня урок мореплавания. Прислушайтесь, на урок вас зовёт не школьный звонок и даже не колокольчик, а корабельный колокол – рында. <Слайд 2> (Раздаются звуки рынды) И это только начало чудес. А ещё вас ждёт кругосветное путешествие на кораблях по океанам, удивительный морской язык и поиск сокровищ с затонувшего корабля – так что вы сможете смело сдавать экзамен на звание морского волка. (Класс делится путём жеребьёвки на две команды: «Вперёд» и «Победа»)

III. Работа по теме урока. 

Что такое океан? (Это крупный естественный водоём). В кругосветное путешествие мы отправимся из Испании. (На карте полушарий прикрепляются кораблики «Вперёд» и «Победа»). <Слайд 3>

За каждый правильный ответ, команда получит морскую ракушку.

– Сколько океанов на планете Земля? (5) Назовите и покажите их на глобусе и карте. (Индийский, Южный, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический).

– По какому океану начнём путешествовать?

Словарная работа. 

Всё на судне по-своему. И язык тоже свой. Поэтому, отправляясь в плавание, надо научиться морскому языку, чтобы не попасть на корабле в смешную историю. <Слайд 4>

  • ПАЛУБА – пол
  • КАЮТА – комната
  • КОЙКА – постель
  • ПЕРЕБОРКА – стена
  • АБГАЛДЫРЬ – крюк, которым таскают по палубе якорную цепь
  • ПОЛУНДРА – берегись
  • ФОРДУН – верёвка, которая идёт от мачты к борту
  • КУБРИК – общая жилая каюта
  • БОЦМАН – хозяин палубы

– Придумайте предложение с любым из слов. Запишите его, укажите части речи.

Просклоняйте сочетание слов «уютный кубрик», выделите окончания. <Слайд 5>, <Слайд 6>

И. п. – уютный кубрик
Р. п. – уютного кубрика
Д. п. – уютному кубрику
В. п. – уютный кубрик
Т. п. – уютным кубриком
П. п. – об уютном кубрике

Введение в тему. 

К какому материку приближаемся? (Южная Америка) <Слайд 7>

– Составьте 2-3 предложения по картинке. (Запись лучшего)

– Найдите словосочетание «прилагательное + существительное», определите падеж.

– Огибаем Южную Америку и попадаем в какой океан? (Южный). (На карте прикреплены на магнитах пингвины) <Слайд 8>

– Какой материк окружен Южным океаном? (Антарктида)

– Это самый холодный материк. Чем покрыт? (Ледяным панцирем).

– Посмотрите на карту. Кто живёт на берегах Антарктиды? (Пингвины).

– Придумайте словосочетания прилагательное + существительное со словом «пингвин». <Слайд 9>

– Поставим в родительный падеж. Какой вопрос зададим? (Какого?) Запишем.

Имя прилагательное
Р.п. – какого? М. р. Ср. р.
-ого -ого
-его -его

– Сделайте вывод. (Имена прилагательные м. р. в Р. п. отвечают на вопрос «какого?», имеют окончания -ого, -его)

<Слайд 10>

– Отправляясь дальше, в какой океан мы попадаем? (Тихий)

Викторина морских следопытов. <Слайды 11-15>

– Как вы думаете, что означают следующие выражения: «бить склянки», «прижаться к берегу», «отдать якорь», «разнести якорь-цепь», «срубить мачту»? Выберите, на ваш взгляд, правильный вариант ответа.

Бить склянки 1) Разбить всю стеклянную посуду на судне.
2) Отметить ударом колокола время.

3) Уронить очки на палубу.
Прижаться к берегу 1) Плыть вплотную к берегу.
2) Лежать животом на песке.
3) Привязать корабль к причалу.
Отдать якорь 1) Возвращать якорь, взятый взаймы.
2) Меняться якорями.
3) Становиться на якорь.
Разнести якорь-цепь 1) Изругать плохую цепь в пух и прах.
2) Расстелить цепь на палубе.

3) Порвать цепь на отдельные звенья.
Срубить мачту 1) Искрошить мачту топором.
2) Уложить мачту на дно шлюпки.
3) Вырубить в лесу дерево для мачты.

(Подвести итог викторины) <Слайд 16>

– У причала стоял пассажирский теплоход. Началась посадка на пассажирский теплоход.

– Что такое причал? (…)

– Спишите предложения. Укажите род, падеж имени прилагательного, разберите второе предложение по членам предложения.

– Найдите в этом предложении и запишите словосочетание «прилагательное + существительное в родительном падеже».

Физкультминутка. 

От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход (поднимаются со своих мест),
Раз, два …
А назад шагнул сначала (дети делают шаг назад),
Раз, два …
А потом шагнул вперёд (делают шаг вперёд),
И поплыл, поплыл по речке.
Раз, два… (волнообразные движения руками)
Набирает полный ход (ходьба на месте).

– Запишите словосочетание «жаркое солнце» в родительном падеже, определите род, выделите окончание имени прилагательного. <Слайд 17>

– Сделайте вывод. Какие имеют окончания имена прилагательного мужского и среднего рода в родительном падеже. <Слайд 18>

– Проходи мимо материка Австралия (учитель показывает на карте Австралию) <Слайд 19>

– Это самый маленький материк, где самые большие коралловые рифы. Мы попадаем в Индийский океан (учитель показывает на карте).

Закрепление. 

Давным-давно, двести, а может быть, и триста лет тому назад буря потопила в океане корабль. Долгие годы лежал корабль на морском дне, а в его трюме были сокровища: драгоценные украшения, скульптуры, вазы. Но вот однажды к месту кораблекрушения приплыли водолазы – члены экспедиции по спасению сокровищ погибшего корабля. Хотите стать участником этой экспедиции? Тогда приготовьтесь - скоро погружение.

– У нас очень ответственное дело. Из библиотеки затонувшего корабля мы должны спасти пословицы, употребив словосочетания, записанные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончание прилагательного, укажите род, падеж. Работаем командами. Начинаем погружение. <Слайд 20>

(Учитель достаёт сундучок, в котором лежат листочки с пословицами)

  1. Маленькое дело лучше (большого безделья)
  2. У (мудрый человек) длинные уши и короткий язык.
  3. Не жалей сил для (полезное дело)
  4. (Новый друг) желай, а (старый друг) не забывай.
  5. (Худой человек) ничем не уважишь.
  6. Ласковое слово лучше (мягкий пирог)

– Как понимаете смысл этих пословиц? (…) (Чтение восстановленных пословиц)

– Что вы можете сказать о падежной форме, в которой вы употребили словосочетания из скобок? (Имена прилагательные м. р. в Р. п. отвечают на вопрос «какого?», имеют окончания -ого, -его) <Слайд 21>

– Долго пролежали словосочетания на дне океана и появились у них ошибки. Давайте спасём словосочетания. Для этого нам нужно найти ошибки в написании окончаний имён прилагательных.

– Спишите словосочетания, исправив ошибки. Выделите окончания, укажите род, поставьте одно из словосочетаний в родительном падеже.

(В сундучке на карточках словосочетания: «старая дерево», «горячей спор», «солнечной день», «белой снег», «горячая молоко», «старой дуб», «красная пальто», «спелый яблоко», «холодная дождь», «внимательное ученик») <Слайд 22>

(Подведение итогов. Побеждает данном конкурсе та команда, у которой оказалось наибольшее число карточек с исправленным вариантом пословиц.)

– Мы пересекаем экватор. <Слайд 23>

– Что такое экватор? (Воображаемая линия, которая делит нашу Землю на два одинаковых полушария: северное и южное)

– Когда корабли пересекают экватор, на них всегда начинается праздник «Нептуна». Что это за праздник? (…)

– Правильно, и в конце этого праздника всем участникам вручается грамота, подтверждающая, что они пересекли экватор. (Вручение грамот учащимся)

– Посмотрите на карту. Кто появился возле наших кораблей? (Учитель заранее незаметно прикрепил на карту картинку с изображением голубого кита). <Слайд 24>

– Запишем предложение «В пути мы не раз встречали голубого кита».

– В каком падеже мы употребили прилагательное? (Р.п.)

– Вы знаете, голубой кит установил два рекорда: его детёныши быстрее всех в мире растут, а взрослые киты громче всех кричат – их крик слышен на 850 км.

– (Работа с картой) Мимо какого континента проплываем? (Африка) <Слайд 25>

– Здесь живёт самое высокое животное – догадайтесь, какое? Конечно, жираф. В высоту он достигает почти 7 метров.

– Составьте несколько предложений об этом материке. Для того чтобы лучше описать предмет, какую часть речи лучше использовать? (Запись лучших предложений. Морфологический разбор прилагательного, предложенного учащимся.)

– Через Красное и Средиземное моря мы вернулись в Испанию. <Слайд 26>

– Какой океан мы не пересекали? (Северный Ледовитый) <Слайд 27>

– Моря этого океана омывают северные берега нашей страны. Какое из наземных животных лучше всех плавает? (Белый медведь). Где он обитает?

– Что изображено на данной картинке? <Слайд 28> (Айсберг)

– Объясните, что такое айсберг. Какой может быть айсберг? (…)

– Поставьте в родительный падеж это прилагательное с существительным, выделите окончание.

– Где можно встретиться с айсбергом? (…)

Физкультминутка. 

Я буду называть прилагательные. Если прилагательное мужского рода, вы должны сделать 1 хлопок, среднего рода – 2 хлопка, женского рода – нужно присесть.

– Молодой, проливной, удивительная, свежий, старое, свежее, серебристый, розовая, прекрасное, прозрачная, таинственный, чудесная.

– (Работа по карте) На каком материке находится наша страна? На какие две части делится Евразия? В какой части мы с вами живем? (…)

– Запишем предложение «Мы вернулись из дальнего плавания». Разберите его по членам предложения, у прилагательных выделите окончания, укажите род и падеж.

IV. Итог урока. 

Команды, посчитайте заработанные во время путешествия ракушки. (Объявление результатов)

– Молодцы! Вы все сдали экзамен на звание морского волка. 

Планета Земля – наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нём. Собираясь в путешествие по морю или в лес, помните, что <Слайд 29>

  • полиэтиленовые пакеты и бутылки будут загрязнять природу 100 лет;
  • осколки стекла сохранятся вечно;
  • брошенная на землю бумага размокнет и смешается с почвой только через год;
  • пустая консервная банка исчезнет через несколько лет (и то, если её прокалить в костре).

– Помните об этом, берегите природу, ведь всё вокруг нас – это продукты земли и моря.

– Чем занимались на уроке?

– Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода и среднего рода в родительном падеже? <Слайд 30>

– Что нового узнали? Что расскажете дома?

– Назовите новые слова, которые узнали. <Слайд 31>

V. Выставление оценок. 

I место – «5»
II место – «4»

VI. Домашнее задание.

– Напишите сочинение-миниатюру о нашем путешествии, красиво оформите на листах.

– На следующем уроке лучшие сочинения мы поместим в нашей газете. (Учитель показывает силуэт корабля)

– К следующему уроку узнайте, что такое бутылочная почта. Подготовьте примеры.