Цели:
- Учебная: отработать у учащихся навык правописания падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.
- Развивающая: развивать умение проверять и обосновывать написание безударных окончаний прилагательных; развивать познавательный интерес, кругозор, мышление.
- Воспитывающая: воспитывать культуру поведения учащихся при участии в мероприятиях, уважение к товарищам по команде и старшим; интерес к изучению русского языка и окружающего мира; учить бережному отношению к природе.
Оборудование: компьютер, медиаприставка, магнитофон, отличительные знаки для команд, глобус, карта полушарий, сундучок с карточками, морские ракушки, грамоты; киты, пингвины, белые медведи, кораблики на магнитах.
Ход урока
I. Организационный момент.
<Слайд 1>
II. Постановка темы и целей урока.
– У нас сегодня урок мореплавания. Прислушайтесь, на урок вас зовёт не школьный звонок и даже не колокольчик, а корабельный колокол – рында. <Слайд 2> (Раздаются звуки рынды) И это только начало чудес. А ещё вас ждёт кругосветное путешествие на кораблях по океанам, удивительный морской язык и поиск сокровищ с затонувшего корабля – так что вы сможете смело сдавать экзамен на звание морского волка. (Класс делится путём жеребьёвки на две команды: «Вперёд» и «Победа»)
III. Работа по теме урока.
– Что такое океан? (Это крупный естественный водоём). В кругосветное путешествие мы отправимся из Испании. (На карте полушарий прикрепляются кораблики «Вперёд» и «Победа»). <Слайд 3>
За каждый правильный ответ, команда получит морскую ракушку.
– Сколько океанов на планете Земля? (5) Назовите и покажите их на глобусе и карте. (Индийский, Южный, Тихий, Северный Ледовитый, Атлантический).
– По какому океану начнём путешествовать?
Словарная работа.
– Всё на судне по-своему. И язык тоже свой. Поэтому, отправляясь в плавание, надо научиться морскому языку, чтобы не попасть на корабле в смешную историю. <Слайд 4>
- ПАЛУБА – пол
- КАЮТА – комната
- КОЙКА – постель
- ПЕРЕБОРКА – стена
- АБГАЛДЫРЬ – крюк, которым таскают по палубе якорную цепь
- ПОЛУНДРА – берегись
- ФОРДУН – верёвка, которая идёт от мачты к борту
- КУБРИК – общая жилая каюта
- БОЦМАН – хозяин палубы
– Придумайте предложение с любым из слов. Запишите его, укажите части речи.
Просклоняйте сочетание слов «уютный кубрик», выделите окончания. <Слайд 5>, <Слайд 6>
И. п. – уютный кубрик
Р. п. – уютного кубрика
Д. п. – уютному кубрику
В. п. – уютный кубрик
Т. п. – уютным кубриком
П. п. – об уютном кубрике
Введение в тему.
– К какому материку приближаемся? (Южная Америка) <Слайд 7>
– Составьте 2-3 предложения по картинке. (Запись лучшего)
– Найдите словосочетание «прилагательное + существительное», определите падеж.
– Огибаем Южную Америку и попадаем в какой океан? (Южный). (На карте прикреплены на магнитах пингвины) <Слайд 8>
– Какой материк окружен Южным океаном? (Антарктида)
– Это самый холодный материк. Чем покрыт? (Ледяным панцирем).
– Посмотрите на карту. Кто живёт на берегах Антарктиды? (Пингвины).
– Придумайте словосочетания прилагательное + существительное со словом «пингвин». <Слайд 9>
– Поставим в родительный падеж. Какой вопрос зададим? (Какого?) Запишем.
Имя прилагательное | ||
Р.п. – какого? | М. р. | Ср. р. |
-ого | -ого | |
-его | -его |
– Сделайте вывод. (Имена прилагательные м. р. в Р. п. отвечают на вопрос «какого?», имеют окончания -ого, -его)
<Слайд 10>
– Отправляясь дальше, в какой океан мы попадаем? (Тихий)
Викторина морских следопытов. <Слайды 11-15>
– Как вы думаете, что означают следующие выражения: «бить склянки», «прижаться к берегу», «отдать якорь», «разнести якорь-цепь», «срубить мачту»? Выберите, на ваш взгляд, правильный вариант ответа.
Бить склянки | 1) Разбить всю стеклянную посуду на судне. 2) Отметить ударом колокола время. 3) Уронить очки на палубу. |
Прижаться к берегу | 1) Плыть вплотную к берегу. 2) Лежать животом на песке. 3) Привязать корабль к причалу. |
Отдать якорь | 1) Возвращать якорь, взятый взаймы. 2) Меняться якорями. 3) Становиться на якорь. |
Разнести якорь-цепь | 1) Изругать плохую цепь в пух и прах. 2) Расстелить цепь на палубе. 3) Порвать цепь на отдельные звенья. |
Срубить мачту | 1) Искрошить мачту топором. 2) Уложить мачту на дно шлюпки. 3) Вырубить в лесу дерево для мачты. |
(Подвести итог викторины) <Слайд 16>
– У причала стоял пассажирский теплоход. Началась посадка на пассажирский теплоход.
– Что такое причал? (…)
– Спишите предложения. Укажите род, падеж имени прилагательного, разберите второе предложение по членам предложения.
– Найдите в этом предложении и запишите словосочетание «прилагательное + существительное в родительном падеже».
Физкультминутка.
От зелёного причала
Оттолкнулся теплоход (поднимаются со своих мест),
Раз, два …
А назад шагнул сначала (дети делают шаг назад),
Раз, два …
А потом шагнул вперёд (делают шаг вперёд),
И поплыл, поплыл по речке.
Раз, два… (волнообразные движения руками)
Набирает полный ход (ходьба на месте).
– Запишите словосочетание «жаркое солнце» в родительном падеже, определите род, выделите окончание имени прилагательного. <Слайд 17>
– Сделайте вывод. Какие имеют окончания имена прилагательного мужского и среднего рода в родительном падеже. <Слайд 18>
– Проходи мимо материка Австралия (учитель показывает на карте Австралию) <Слайд 19>
– Это самый маленький материк, где самые большие коралловые рифы. Мы попадаем в Индийский океан (учитель показывает на карте).
Закрепление.
– Давным-давно, двести, а может быть, и триста лет тому назад буря потопила в океане корабль. Долгие годы лежал корабль на морском дне, а в его трюме были сокровища: драгоценные украшения, скульптуры, вазы. Но вот однажды к месту кораблекрушения приплыли водолазы – члены экспедиции по спасению сокровищ погибшего корабля. Хотите стать участником этой экспедиции? Тогда приготовьтесь - скоро погружение.
– У нас очень ответственное дело. Из библиотеки затонувшего корабля мы должны спасти пословицы, употребив словосочетания, записанные в скобках, в нужном падеже. Выделите окончание прилагательного, укажите род, падеж. Работаем командами. Начинаем погружение. <Слайд 20>
(Учитель достаёт сундучок, в котором лежат листочки с пословицами)
- Маленькое дело лучше (большого безделья)
- У (мудрый человек) длинные уши и короткий язык.
- Не жалей сил для (полезное дело)
- (Новый друг) желай, а (старый друг) не забывай.
- (Худой человек) ничем не уважишь.
- Ласковое слово лучше (мягкий пирог)
– Как понимаете смысл этих пословиц? (…) (Чтение восстановленных пословиц)
– Что вы можете сказать о падежной форме, в которой вы употребили словосочетания из скобок? (Имена прилагательные м. р. в Р. п. отвечают на вопрос «какого?», имеют окончания -ого, -его) <Слайд 21>
– Долго пролежали словосочетания на дне океана и появились у них ошибки. Давайте спасём словосочетания. Для этого нам нужно найти ошибки в написании окончаний имён прилагательных.
– Спишите словосочетания, исправив ошибки. Выделите окончания, укажите род, поставьте одно из словосочетаний в родительном падеже.
(В сундучке на карточках словосочетания: «старая дерево», «горячей спор», «солнечной день», «белой снег», «горячая молоко», «старой дуб», «красная пальто», «спелый яблоко», «холодная дождь», «внимательное ученик») <Слайд 22>
(Подведение итогов. Побеждает данном конкурсе та команда, у которой оказалось наибольшее число карточек с исправленным вариантом пословиц.)
– Мы пересекаем экватор. <Слайд 23>
– Что такое экватор? (Воображаемая линия, которая делит нашу Землю на два одинаковых полушария: северное и южное)
– Когда корабли пересекают экватор, на них всегда начинается праздник «Нептуна». Что это за праздник? (…)
– Правильно, и в конце этого праздника всем участникам вручается грамота, подтверждающая, что они пересекли экватор. (Вручение грамот учащимся)
– Посмотрите на карту. Кто появился возле наших кораблей? (Учитель заранее незаметно прикрепил на карту картинку с изображением голубого кита). <Слайд 24>
– Запишем предложение «В пути мы не раз встречали голубого кита».
– В каком падеже мы употребили прилагательное? (Р.п.)
– Вы знаете, голубой кит установил два рекорда: его детёныши быстрее всех в мире растут, а взрослые киты громче всех кричат – их крик слышен на 850 км.
– (Работа с картой) Мимо какого континента проплываем? (Африка) <Слайд 25>
– Здесь живёт самое высокое животное – догадайтесь, какое? Конечно, жираф. В высоту он достигает почти 7 метров.
– Составьте несколько предложений об этом материке. Для того чтобы лучше описать предмет, какую часть речи лучше использовать? (Запись лучших предложений. Морфологический разбор прилагательного, предложенного учащимся.)
– Через Красное и Средиземное моря мы вернулись в Испанию. <Слайд 26>
– Какой океан мы не пересекали? (Северный Ледовитый) <Слайд 27>
– Моря этого океана омывают северные берега нашей страны. Какое из наземных животных лучше всех плавает? (Белый медведь). Где он обитает?
– Что изображено на данной картинке? <Слайд 28> (Айсберг)
– Объясните, что такое айсберг. Какой может быть айсберг? (…)
– Поставьте в родительный падеж это прилагательное с существительным, выделите окончание.
– Где можно встретиться с айсбергом? (…)
Физкультминутка.
– Я буду называть прилагательные. Если прилагательное мужского рода, вы должны сделать 1 хлопок, среднего рода – 2 хлопка, женского рода – нужно присесть.
– Молодой, проливной, удивительная, свежий, старое, свежее, серебристый, розовая, прекрасное, прозрачная, таинственный, чудесная.
– (Работа по карте) На каком материке находится наша страна? На какие две части делится Евразия? В какой части мы с вами живем? (…)
– Запишем предложение «Мы вернулись из дальнего плавания». Разберите его по членам предложения, у прилагательных выделите окончания, укажите род и падеж.
IV. Итог урока.
– Команды, посчитайте заработанные во время путешествия ракушки. (Объявление результатов)
– Молодцы! Вы все сдали экзамен на звание морского волка.
– Планета Земля – наш родной дом, и каждый из нас отвечает за порядок в нём. Собираясь в путешествие по морю или в лес, помните, что <Слайд 29>
- полиэтиленовые пакеты и бутылки будут загрязнять природу 100 лет;
- осколки стекла сохранятся вечно;
- брошенная на землю бумага размокнет и смешается с почвой только через год;
- пустая консервная банка исчезнет через несколько лет (и то, если её прокалить в костре).
– Помните об этом, берегите природу, ведь всё вокруг нас – это продукты земли и моря.
– Чем занимались на уроке?
– Какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода и среднего рода в родительном падеже? <Слайд 30>
– Что нового узнали? Что расскажете дома?
– Назовите новые слова, которые узнали. <Слайд 31>
V. Выставление оценок.
I место – «5»
II место – «4»
VI. Домашнее задание.
– Напишите сочинение-миниатюру о нашем путешествии, красиво оформите на листах.
– На следующем уроке лучшие сочинения мы поместим в нашей газете. (Учитель показывает силуэт корабля)
– К следующему уроку узнайте, что такое бутылочная почта. Подготовьте примеры.