Педагогический совет "Управление качеством образования на основе компетентностного подхода"

Разделы: Администрирование школы


Цели:

  • Формировать мотивацию педагогического коллектива для повышения качества образования.
  • Познакомить учителей с результатами анкетирования по основным вопросам обсуждаемой проблемы, по оценке собственной роли и отношения каждого учителя к происходящим переменам.
  • Способствовать обучению учителей моделировать собственный педагогический опыт через компетентностный подход в образовании.
  • Разработать рекомендации по внедрению в практику преподавания учителей идей, методов и технологий, реализующих компетентностный подход.

Технологическая карта подготовки педагогического совета

№ п/п Этап деятельности Содержание деятельности Сроки, ответственные
1. Подготовительный Определение темы, цели педагогического совета, плана работы по подготовке педагогического совета, участников. Сентябрь, зам. директора по УВР
Формулировка тем выступлений, подбор необходимой литературы, подготовка выступлений. Разработка открытых уроков. Октябрь, учителя-предметники, зам. директора по УВР
Разработка программы педагогического совета Декабрь, зам. директора по УВР
2. Аналитический Исследование всевозможных аспектов компетентностного подхода Октябрь, учителя-предметники
Обсуждение проблемы качества образовательного процесса, изучение различных подходов к оценке качества образования Ноябрь, руководители МО
Проведение анкетирования учителей и учащихся Декабрь, зам. директора по УВР, классные руководители
Анализ анкет учащихся для определения социального заказа Декабрь, классные руководители
Анализ анкет учителей Декабрь, зам. директора по УВР
Посещение открытых уроков по теме педагогического совета Ноябрь – январь, Администрация, учителя-предметники

Программа проведения педагогического совета <Приложение 1>

Анкета для учителя <Приложение 2>

Анкета для ученика <Приложение 3>

Презентация для проведения педагогического совета <Приложение 4>

Основные составляющие компетентности педагогических работников <Приложение 5>

Ход педагогического совета

До начала педагогического совета педагогическим работникам раздаются материалы: программа педагогического совета, обработанная до педагогического совета анкета учителя, распечатанный лист «Основные составляющие компетентности педагогических работников».

I. Организационный

Вступительное слово директора школы (Слайд 1).

II. Мотивационный

Обоснование актуальности темы и формы проведения педагогического совета, обозначение цели.

Форма проведения: проблемный педагогический совет

III. Введение в проблему (Слайд 2)

  1. Выступление Дмитрия Григорьевича Левитеса, доктора педагогических наук, профессора, академика Академии педагогических и социальных наук (АПСН), Заслуженного учителя РФ, заведующего кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий МГПУ. В своём выступлении Дмитрий Григорьевич обратил особое внимание педагогических работников на то, что в современном мире качество образования определяется уровнем соответствия образовательной услуги требованиям заказчика, то есть социальному заказу. Левитес Д.Г. представил модель оценки качества образования. [4]

IV. Диагностический (Слайды 3, 5)

В выступлении зам. директора по УВР Богдановой Е.А., к.п.н., по теме: «Компетентность — ресурс качественного образования» были представлены результаты анкетирования учителей по проблеме педагогического совета с одновременным обращением к основным определениям обсуждаемой темы: качество образовательного процесса (Слайд 4), компетенция, компетентность (Слайд 6), сущность компетентностного подхода (Слайд 7).

V. Практический этап. 1 часть

В ходе дальнейших выступлений участников педагогического совета присутствующим педагогическим работникам предлагается заполнить вторую часть АНКЕТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ (правая сторона), а также провести сравнительный анализ двух подходов: традиционного и компетентностного, заполнив таблицу в анкете (Слайд 8). На данном этапе педагогического совета на слайде демонстрируется только форма таблицы.

  1. Выступление Хряпина А.В., учителя технологии, молодого специалиста, по теме: «Внедрение метода творческих проектов как средства повышения качества образования при обучении «Технологии».
  2. Выступление Медведевой Н.Г., учителя английского языка второй квалификационной категории, по теме: «Современные технологии и методы обучения иностранным языкам».
  3. Выступление Рубцовой Н.В., учителя русского языка высшей квалификационной категории, по теме: «Компетентностный подход в воспитании интереса к русскому языку».
  4. Выступление Канунниковой И.В., учителя начальных классов второй квалификационной категории, по теме: «Самостоятельная работа как доминирующий компонент процесса обучения при компетентностном подходе».

Подведение итогов сравнительного анализа двух подходов (Слайд 8).

V. Практический этап. 2 часть

Педагогическим работникам предлагается внимательно ознакомиться с основными составляющими компетентности педагогических работников, которые сформулированы в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования», утверждённых в Приказе № 593 Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г., и заполнить недостающие названия компетентностей (Слайд 9).

VI. Подведение итогов педагогического совета

Представляются результаты анкетирования, где педагогические работники отразили своё отношение к внедрению компетентностного подхода (Слайд 10) и оценку собственной готовности к внедрению компетентностного подхода (Слайд 11). Обсуждается проект решения.

Проект решения педагогического совета:

  1. Спланировать и провести методический семинар на тему: «Средства формирования компетенций в образовательном процессе». От каждого МО разработать и провести по 1 открытому уроку (март 2010, руководители МО).
  2. Провести заседание МО на тему: «Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения занятий с учащимися» (февраль – март, руководители МО).
  3. Организовать выставку и составить библиографический список литературы по данной теме (февраль, библиотекарь).
  4. Провести исследование по поиску диагностик определения коммуникативной компетентности педагогического коллектива (в течение года, педагог-психолог).
  5. Проводить ежегодную диагностику ИКТ-компетентности педагогического коллектива (апрель, руководители МО).
  6. Осуществить переход на ведение и сдачу школьной отчётности на электронных носителях (в течение года, заместители директора).
  7. Учитывать при планировании образовательного процесса ключевые образовательные компетенции учащихся, выбирать соответствующие их личностным характеристикам методы и формы организации обучения (учителя – предметники, тематическое и поурочное планирование).

Список использованных источников и литературы

  1. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс], URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm, дата обращения 28.01.2010.
  2. Зеленская Е.В. Компетентностный подход - основа модернизации Российского образования. [Электронный ресурс], URL: http://elena-zelenskaj.ucoz.ru/news/2009-07-04-18, дата обращения 28.01.2010.
  3. Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании [Электронный ресурс], 10.03.2007. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/html/3_Ibragimov.htm, дата обращения 28.01.2010.
  4. Левитес Д.Г. Для чего существует школа. Исследования. Практика. Публицистика. — М.: МПСИ, 2009. — 560 с.
  5. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс], URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm, дата обращения 28.01.2010.