Цели:
- Формировать мотивацию педагогического коллектива для повышения качества образования.
- Познакомить учителей с результатами анкетирования по основным вопросам обсуждаемой проблемы, по оценке собственной роли и отношения каждого учителя к происходящим переменам.
- Способствовать обучению учителей моделировать собственный педагогический опыт через компетентностный подход в образовании.
- Разработать рекомендации по внедрению в практику преподавания учителей идей, методов и технологий, реализующих компетентностный подход.
Технологическая карта подготовки педагогического совета
№ п/п | Этап деятельности | Содержание деятельности | Сроки, ответственные |
1. | Подготовительный | Определение темы, цели педагогического совета, плана работы по подготовке педагогического совета, участников. | Сентябрь, зам. директора по УВР |
Формулировка тем выступлений, подбор необходимой литературы, подготовка выступлений. Разработка открытых уроков. | Октябрь, учителя-предметники, зам. директора по УВР | ||
Разработка программы педагогического совета | Декабрь, зам. директора по УВР | ||
2. | Аналитический | Исследование всевозможных аспектов компетентностного подхода | Октябрь, учителя-предметники |
Обсуждение проблемы качества образовательного процесса, изучение различных подходов к оценке качества образования | Ноябрь, руководители МО | ||
Проведение анкетирования учителей и учащихся | Декабрь, зам. директора по УВР, классные руководители | ||
Анализ анкет учащихся для определения социального заказа | Декабрь, классные руководители | ||
Анализ анкет учителей | Декабрь, зам. директора по УВР | ||
Посещение открытых уроков по теме педагогического совета | Ноябрь – январь, Администрация, учителя-предметники |
Программа проведения педагогического совета <Приложение 1>
Анкета для учителя <Приложение 2>
Анкета для ученика <Приложение 3>
Презентация для проведения педагогического совета <Приложение 4>
Основные составляющие компетентности педагогических работников <Приложение 5>
Ход педагогического совета
До начала педагогического совета педагогическим работникам раздаются материалы: программа педагогического совета, обработанная до педагогического совета анкета учителя, распечатанный лист «Основные составляющие компетентности педагогических работников».
I. Организационный
Вступительное слово директора школы (Слайд 1).
II. Мотивационный
Обоснование актуальности темы и формы проведения педагогического совета, обозначение цели.
Форма проведения: проблемный педагогический совет
III. Введение в проблему (Слайд 2)
- Выступление Дмитрия Григорьевича Левитеса, доктора педагогических наук, профессора, академика Академии педагогических и социальных наук (АПСН), Заслуженного учителя РФ, заведующего кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий МГПУ. В своём выступлении Дмитрий Григорьевич обратил особое внимание педагогических работников на то, что в современном мире качество образования определяется уровнем соответствия образовательной услуги требованиям заказчика, то есть социальному заказу. Левитес Д.Г. представил модель оценки качества образования. [4]
IV. Диагностический (Слайды 3, 5)
В выступлении зам. директора по УВР Богдановой Е.А., к.п.н., по теме: «Компетентность — ресурс качественного образования» были представлены результаты анкетирования учителей по проблеме педагогического совета с одновременным обращением к основным определениям обсуждаемой темы: качество образовательного процесса (Слайд 4), компетенция, компетентность (Слайд 6), сущность компетентностного подхода (Слайд 7).
V. Практический этап. 1 часть
В ходе дальнейших выступлений участников педагогического совета присутствующим педагогическим работникам предлагается заполнить вторую часть АНКЕТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ (правая сторона), а также провести сравнительный анализ двух подходов: традиционного и компетентностного, заполнив таблицу в анкете (Слайд 8). На данном этапе педагогического совета на слайде демонстрируется только форма таблицы.
- Выступление Хряпина А.В., учителя технологии, молодого специалиста, по теме: «Внедрение метода творческих проектов как средства повышения качества образования при обучении «Технологии».
- Выступление Медведевой Н.Г., учителя английского языка второй квалификационной категории, по теме: «Современные технологии и методы обучения иностранным языкам».
- Выступление Рубцовой Н.В., учителя русского языка высшей квалификационной категории, по теме: «Компетентностный подход в воспитании интереса к русскому языку».
- Выступление Канунниковой И.В., учителя начальных классов второй квалификационной категории, по теме: «Самостоятельная работа как доминирующий компонент процесса обучения при компетентностном подходе».
Подведение итогов сравнительного анализа двух подходов (Слайд 8).
V. Практический этап. 2 часть
Педагогическим работникам предлагается внимательно ознакомиться с основными составляющими компетентности педагогических работников, которые сформулированы в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования», утверждённых в Приказе № 593 Минздравсоцразвития России от 14 августа 2009 г., и заполнить недостающие названия компетентностей (Слайд 9).
VI. Подведение итогов педагогического совета
Представляются результаты анкетирования, где педагогические работники отразили своё отношение к внедрению компетентностного подхода (Слайд 10) и оценку собственной готовности к внедрению компетентностного подхода (Слайд 11). Обсуждается проект решения.
Проект решения педагогического совета:
- Спланировать и провести методический семинар на тему: «Средства формирования компетенций в образовательном процессе». От каждого МО разработать и провести по 1 открытому уроку (март 2010, руководители МО).
- Провести заседание МО на тему: «Использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения занятий с учащимися» (февраль – март, руководители МО).
- Организовать выставку и составить библиографический список литературы по данной теме (февраль, библиотекарь).
- Провести исследование по поиску диагностик определения коммуникативной компетентности педагогического коллектива (в течение года, педагог-психолог).
- Проводить ежегодную диагностику ИКТ-компетентности педагогического коллектива (апрель, руководители МО).
- Осуществить переход на ведение и сдачу школьной отчётности на электронных носителях (в течение года, заместители директора).
- Учитывать при планировании образовательного процесса ключевые образовательные компетенции учащихся, выбирать соответствующие их личностным характеристикам методы и формы организации обучения (учителя – предметники, тематическое и поурочное планирование).
Список использованных источников и литературы
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании [Электронный ресурс], URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm, дата обращения 28.01.2010.
- Зеленская Е.В. Компетентностный подход - основа модернизации Российского образования. [Электронный ресурс], URL: http://elena-zelenskaj.ucoz.ru/news/2009-07-04-18, дата обращения 28.01.2010.
- Ибрагимов Г.И. Компетентностный подход в профессиональном образовании [Электронный ресурс], 10.03.2007. URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v10_i3/html/3_Ibragimov.htm, дата обращения 28.01.2010.
- Левитес Д.Г. Для чего существует школа. Исследования. Практика. Публицистика. — М.: МПСИ, 2009. — 560 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс], URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm, дата обращения 28.01.2010.