Цель: изучение нотной грамоты, ознакомление детей с бытом русского народа и закрепление навыков песенного и игрового фольклора.
Задачи:
- формировать знания о русском народном фольклоре;
- закрепить умение чисто, правильно передавать мелодию, эмоционально откликаться на содержание песен;
- воспитывать в детях дружелюбие, ласку, отзывчивость на основе русского фольклора (прибаутки, приговорки, игры-хороводы);
Оборудование. Музыкальный центр, компьютер, диапроектор. Нотные знаки, детские музыкальные инструменты, скрипичный ключ, школьная доска. Блины, самовар, чайный набор, стол, скамейки, избушка бабушки Федоры, сундучок с музыкальными инструментами.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Показ слайда 1. Приложение 1 (Звучит музыка Вивальди «Времена года» – «Осень» или Р. Клайдерман «Времена года» Приложение 2)
Под музыку дети входят в зал здороваются с гостями по музыкальному (на распев) и рассаживаются за парты.
Педагог: Здравствуйте, ребята, у нас сейчас какое время года?
Дети: отвечают.
Педагог: правильно, осень. Ребята, назовите мне, какие осенние народные праздники вы знаете?
Дети отвечают: Рождество богородицы и Покров (коротко рассказывают о происхождении праздников).
Педагог: Молодцы! Ребята, сегодня наше занятие необычное, мы с вами совершим чудесное путешествие в царство музыки.
Музыка – один из важнейших видов искусства. Почему? Потому, что с первых минут жизни человека она входит в его дом с колыбельной песни матери, сопровождает его во время праздников, звучит в походе, на привале, на улице, в кино, в театре. С утра и до позднего вечера вы слышите музыку, делаете под музыку зарядку, поете на уроке музыки, она слышна из радиоприемника и по телевизору. Музыка является царицей всех искусств.
(Звучит музыка Ричарда Клайдермана «Времена года») Показ слайда 2.
Педагог: Ребята, сегодня на музыкальном занятии мы с вами познакомимся с «Нотной азбукой». Вы узнаете, какие есть в музыкальной грамоте ноты, сколько их и как они называются. Мы с вами посетим музыкальные замки, в которых живет музыка. А еще вас ждут сюрпризы. Слышите, какая звучит красивая мелодия. Это к нам на занятие спешит фея музыки – «Гармония», с ней мы и отправимся в путешествие, а о других сюрпризах я пока вам не скажу. О них вы узнаете позже.
II. Основная часть.
Показ слайда 3. (Звучит музыка, появляется Фея Гармония)
Фея: Здравствуйте, ребята, я Фея музыки – Гармония! Мое имя означает благозвучие, т.е. красоту звучания. Сегодня мы с вами совершим путешествие в царство музыки. Вот этим скрипичным ключом мы откроем дверь старинного замка, который называется «Волшебные нотки». А почему у замка такое название «Волшебные нотки»? Потому, что с помощью этих нот композиторы пишут песни, сочиняют музыкальные произведения. Музыка – это и есть волшебство.
Педагог: Ребята! Для того чтобы научиться читать книжки, нужно знать буквы, а для того, чтобы научиться читать музыкальные пьесы, нужно знать ноты.
Фея: Сколько букв в алфавите?
Дети: В алфавите – 33 буквы.
Фея: А сколько нот в нотной азбуке? Об этом сейчас мы узнаем, посетив музыкальный замок «Волшебные нотки».
Показ слайда 4. (Фея предлагает одному из детей прочитать стихотворение на слайде)
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот.
На земле для нашей радости
Вечно музыка живет!
Показ слайда 5. (скрипичный ключ):
Скрипичный ключ: (Один из детей читает стих на слайде, Фея дает скрипичный ключ и предлагает его прикрепить на нотный стан, расположенный на магнитной доске.)
У каждой ноты дверь своя,
Открыть ее могу лишь Я.
Я – ключ особый, непростой,
Для нот я самый главный.
Я отопру замок любой,
Но только музыкальный.
Показ слайда 6. (семь нот)
Кто очень любит музыку,
Тот встретит нас везде.
Мы – ноты, звуки музыки,
Расскажем о себе.
Вот я, к примеру, нота «ДО»,
Известна всем, уже давно.
С ноты «До» урок начнется,
Но линеек только пять.
И для ноты «До» придется
Нам линейку добавлять.
(Ребенок ставит на нотный стан нотку, где она должна находиться)
Показ слайда 7.
Педагог: Ребята! В алфавите за буквой «А» следует буква какая…?
Дети: Буква «Б».
Давайте посмотрим, какая же следует нота за нотой «До»?
Показ слайда 8.
Нота «РЕ»:
Вот снова осень на дворе
Желтеют листья в серебре
Представлюсь вам
Я – нота «РЕ».
Показ слайда 9.
Нота «МИ»:
Сюда скорее посмотри:
Перед тобою нота «МИ»
Всегда я третья в ряду
За нотой «РЕ» спешить иду.
Показ слайда 10.
Нота «ФА»:
Я нота – «ФА»
И рада вас приветствовать всегда.
Показ слайда 11.
Нота «СОЛЬ»:
Поиграть, коль захотите,
Ноту «СОЛЬ» с собой возьмите.
(ноты крепятся на доску)
Показ слайда 12.
Нота «ЛЯ»:
Познакомимся, друзья,
Перед вами нота «ЛЯ».
Очень громко я пою
Детям песенку свою.
Показ слайдов 13-14.
Нота «СИ»:
Кого захочешь, здесь спроси:
Прекрасней нет, чем нота «СИ».
Живу я очень высоко,
За мною снова нота «ДО».
Педагог: Вот мы и познакомились с нотками, с помощью которых пишется музыка. Вы запомнили, сколько их и как они называются?
Дети отвечают:
Фея. Молодцы, ребята! Вы все хорошо усвоили (за каждый правильный ответ дает детям нотки).
Педагог: Фея! Давай продолжим наше музыкальное путешествие.
Фея. Хорошо. Мы отправляемся в следующий музыкальный замок, который называется «Мелодия». Показ слайда 15.
Педагог: Что такое мелодия?
Мелодию называют душой музыки. Послушайте несколько мелодий (Фея включает записи плавной, быстрой, танцевальной, напевной мелодий). Именно мелодия в музыке больше всего близка человеку, потому что созвучна его голосу, его душе.
Педагог: Ребята! Мы с вами уже знаем, что музыка держится на трех китах. Давайте вспомним, как они называются?
Дети: Песня. Танец. Марш.
Педагог: Правильно. Музыка держится на трех основных жанрах: песне, танце и марше.
В замке «Мелодия» мы откроем комнату, в которой живет один из китов – Песня.
Назовите, пожалуйста, какие вы помните песенные жанры?
Дети: Солдатские песни – это, как правило, марши, под которые удобно идти в поход. В солдатских песнях прославлялись подвиги героев, описывались воинские сражения, воспевались храбрость, удаль русского солдата.
Например: «Солдатушки – браво ребятушки». (Слушают запись)
Совсем другие по жанру колыбельные песни. Они должны успокаивать малыша. Поются они не громко, ласково, с укачивающими движениями. Послушайте одну из колыбельных песен. (Дети поют любую колыбельную песню)
Педагог: Какие вы еще знаете песенные жанры?
Дети: ответы детей.
Педагог: Правильно ребята. В жанре народной музыки много шуточных песен.
А где обычно пели шуточные песни?
Дети: ответы детей.
Педагог: Да. Их пели на праздниках, гуляньях, их исполняли скоморохи и артисты во время представлений на ярмарках. Давайте споем одну из таких песен. (Звучит запись «Комара муха любила». Дети определяют на слух.)
Еще какие песни вы знаете?
Дети: ответы детей.
Педагог: Да, ребята. Много песен игровых и хороводных. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав – все это праздновалось. А праздники всегда проходили с играми и песнями. Особенно много пели во время народных гуляний, когда встречали Масленицу, Троицу, Рождество. В народе существовали древние обряды и обычаи, где песня играла важную роль. Игровые песни пели в хороводе, или юноши и девушки выстраивались в 2 шеренги и по очереди пели куплет за куплетом, приближаясь и удаляясь друг от друга. Так исполняли «Каравай», «А мы просо сеяли», «Масленица-кривошейка» и другие.
Молодцы! Вот мы и вспомнили, какие есть песенные жанры.
III. Заключительная часть.
Фея Гармония: Ребята, вы любите ходить в гости? (Да.)
Тогда я предлагаю вам пойти в гости к бабушке Федоре. А живет она вон в том домике, только что-то она загрустила. Показ слайда 16. (избушка бабушки)
Звучит вступление к песне, выходит бабушка «прибирает» в доме, садится возле окна, тихонько поет песню.
Давайте, ребята, тихо постоим и послушаем, о чем поет бабушка Федора. (Звучит песня «То не ветер ветку клонит»)
Вам понравилась песня? Определите ее характер. Какие чувства, настроения она передает?
Дети. Песня грустная, печальная, тоскливая, жалобная.
Педагог. О чем поется в этой песне?
Дети: отвечают. Об осени, о явлениях природы, которые бывают в это время года дождь, сильный ветер.
Педагог: К какому разделу можно отнести эту русскую народную песню?
Дети: Эта песня относится к календарным песням, потому что в ней поется об осени.
– А еще можно отнести к лирическим песням, потому что в ней отражаются чувства и настроения исполнителя.
Педагог: Наступила осень. А с чем издавна у русских людей был связан октябрь?
Правильно, заканчивалась пора сбора урожая, и русские крестьяне позволяли себе отдохнуть после нескольких месяцев тяжелого труда. Они собирались у кого - нибудь в крестьянской избе и устраивали посиделки, на которых звучали любимые песни, дразнилки, прибаутки, организовывались игры, а хороводы заменялись просто хороводными песнями. Круг при этом часто отсутствовал, а участники сидели на лавках. И конечно же, все вспоминали о теплом времени года и отражали это в своих песнях. Вот такую песню исполнила нам бабушка Федора.
Все мы почувствовали, что у нее грустное настроение. Давайте мы попробуем ее развеселить. Я думаю, она будет рада нашему приходу.
Дети проходят к дому, стучатся, выходит бабушка.
Бабушка: Ладушки мои пришли! Здравствуйте, мои дорогие! Много у меня внуков, и для каждого доброе слово найдется. (Обращается к ребенку, гладит его по голове.)
Наша Яронька в дому
Что оладушек в меду,
Что оладушек в меду,
Сладко яблочко в саду,
Наташа, Натушенька,
Хохотунья, душенька.
В лесу лыка нарвала,
Себе лапотки сплела.
Дети входят в избу, рассаживаются на лавки. Бабушка предлагает детям поиграть в игру, кто больше знает потешек. Кому выпадет водить, тот и рассказывает:
Катилось яблоко мимо сада,
Мимо сада, мимо града,
Кто поднимет, тот и выйдет!
Ребенок:
У нас полон дом ребят.
Все в окошечки глядят,
Кашу с маслицем едят.
Ложка гнется, рот смеется,
Душа радуется!
Ребенок: Наша бабушка добрая. Кого приласкает, кого пожалеет. А мне она так говорит:
Ах ты, моя девочка!
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
Мальчик: А я запомнил, как мне бабушка напевала:
Ой ты, мой внучочек!
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
Девочка: А когда бабушка меня купает, то так напевает:
С гуся вода, с лебедя вода,
А с моего дитятки худоба.
На густой лес, на большую воду,
На чистую колоду.
Ребенок:
Под малиновым кусточком
Шелкова трава растет.
Под рябиновым кусточком
Цветик розовый цветет.
Под калиновым кусточком
Наша Катя платье шьет.
Ребенок:
Иголка, иголка,
Ты тонка и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.
Бабушка: А я для гостей напеку блинов да оладушек. Ведь издревна на Руси гостей встречали угощением.
Мешу, мешу тесто,
Есть в нем место.
Пеку, пеку каравай,
Перевертывай, давай.
Ладушки, ладушки,
Напеку оладушков.
На окно поставлю,
Остывать заставлю.
Остынут, поедим
И воробушкам дадим!
А вы пока идите поиграйте, поводите хоровод.
Ребенок:
Разойдись народ во сторонушки,
Приглашаем играть в хороводушки!
Проводится игра-хоровод «Каравай»
Бабушка: Ой, детушки-малолетушки, заходите в дом, а то, кажется тучи заходят; наверное, дождю быть! Наигрались? Уж блины да оладушки готовы.
Дети заходят в дом.
Педагог: На улице холодно и сыро, а в доме у бабушки Федоры тепло, светло, везде чистота и уют. Посмотрите, ребята, какие красивые полотенца и скатерть. Вышивала бабушка своими руками. А вот какой красивый расписной сундучок. Интересно, что в нем лежит?
Бабушка: С удовольствием покажу и расскажу. Здесь я храню музыкальные инструменты. (Достает, показывает) Здесь и ложки расписные, и бубенцы, колокольчики, погремушки…
Педагог: Бабушка, мы все инструменты уже знаем, а вот эти – ложки, расскажи нам о них.
Бабушка: Ложки считаются ударными инструментами, представляющие собой деревянные ложки, к рукоятке которой привязывали бубенчики.
Педагог:
Бубенчик динь-динь-динь,
Трещетка заиграла,
Застучали ложки,
И звучит гармошка,
Инструменты разбирайте
Плясовую начинайте!
Шумовой оркестр. Дети исполняют мелодию песни «Ах вы сени, мои сени» Бабушка пляшет.
Бабушка: Ой, расплясалась я! Да совсем про самовар забыла.
Тары-бары-растабары,
Выпьем чай из самовара,
Чаю сладкого попьем,
Нашу песенку споем!
Детушки мои, а вы знаете песню «Блины»? На каком народном гулянии обычно ее исполняют, знаете? Я вам расскажу. Эту песню обычно поют на народном гулянии Масленица, которое всегда проходит в марте после великого поста, пекутся блины, все провожают зиму, встречают весну.
Дети рассаживаются вокруг самовара, исполняют песню «Блины».
Педагог: Не красна изба углами, а красна пирогами.
Спасибо тебе, бабушка, за угощение, за веселье. Мы узнали здесь много нового и интересного.
Дети благодарят бабушку Федору за гостеприимство.
Ребята, понравилось вам наше музыкальное путешествие? А что больше всего вам запомнилось и понравилось? Что интересного вы узнали на нашем сегодняшнем занятии?
Дети высказывают свои впечатления, прощаются и уходят в группу пить чай с блинами.