Умножение круглых чисел (3-й класс)

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Тип урока: открытие нового знания.

Цели урока:

  • рассмотреть случай умножения круглых чисел, сводящийся к умножению многозначного числа на двузначное; способствовать совершенствованию навыков устного и письменного счета; тренироваться в сравнении чисел;
  • развивать внимание, память, речь, логическое мышление;
  • воспитывать чувства взаимопомощи, коллективизма и организаторские качества.

Оборудование:

  1. Петерсон Л.Г. Математика. 3 класс. Часть 3. – М.: Издательство «Ювента», 2002. С.31-33.
  2. Таблицы с алгоритмами, высказыванием, названием темы, равенствами свойств сложения и умножения.
  3. Сигнальные круги.
  4. Конверты «настроения».
 План урока  Цели этапов
1) Положительное самоопределение к учебной деятельности (УД). 1. Мотивировать к УД на уроке через связь с предыдущими уроками.2. Определить содержательные рамки урока: умножение чисел.
2) Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. 1.Актуализировать изученные способы действий (умножение круглых чисел, сводящееся к умножению многозначного числа на однозначное; умножение на двузначное число), достаточных для построения нового знания, их вербальное (в речи) воспроизведение.
2. Тренировать мыслительные операции: сравнения, анализ, обобщение, аналогию.
3. Мотивировать к пробному учебному действию (надо – могу – хочу) и его самостоятельному осуществлению.
4. Организовать индивидуальное затруднение в учебной деятельности.
3) Постановка проблемы 1. Выявить и зафиксировать в группах место и причину затруднения: недостаточность алгоритма умножения круглых чисел.
2. Согласовать причины затруднения между группами. Постановка цели УД.
4) Проектная деятельность в группах:
– построение проекта в группах;
– реализация построенного проекта.
1. Организовать построение и согласование проектов в группе.
2. Организовать согласование проектов между группами.
3. Зафиксировать решение исходного задания, данного для пробного действия и зафиксировать преодоление затруднения.
5) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. Организовать усвоение детьми алгоритма умножения круглых чисел при решении примеров с их проговариванием во внешней речи.
6) Самостоятельная работа с последующим согласованием в группе и самопроверкой. Проверить умение применять новое учебное содержание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном для самопроверки. (Особое внимание принципам минимакса и психологической комфортности.)
7) Включение в систему знаний и повторение. 1. Выявить границы применимости нового знания.
2. Повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности.
8) Рефлексия УД на уроке. 1. Зафиксировать в речи алгоритм умножения круглых чисел.
2. Зафиксировать затруднения, которые остались, и способы их преодоления.
3. Оценить собственную деятельность и деятельность группы на уроке.
4. Согласовать домашнее задание.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

– Поприветствуйте гостей.

– Прочитайте высказывание. («Где есть желание, найдется путь!»)

Как вы его понимаете?

– А надо ли нам искать путь, к тому же если он трудный?

– Какие виды умножения вы уже можете выполнять?

– Хотите узнать более сложный вид умножения?

– Чтобы узнать новое, что следует сделать сначала? (Повторить то, что знаем.)

– А повторять будем все подряд? (Только то, что пригодится.)

2. Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

– Прочитайте числа:

200060 1046 900 53.

В каком порядке расположены числа?

– На какие две группы разделим числа? (Круглые и некруглые.)

– Следующее задание будете выполнять в группах. Какие правила работы в группе должны помнить?

  1. Каждый участник должен высказать свое мнение.
  2. Необходимо до конца выслушать мнение каждого.
  3. Нельзя перебивать друг друга.
  4. При необходимости надо помогать друг другу.

Задание: найдите значения произведений круглых чисел и некруглых чисел на маркерных досках. Если группа готова, то она встает у стола.

– Проверяем. Прочитайте первое выражение. (Произведение чисел 200060 и 900 равно 180054000).

Как умножали?

– Каким алгоритмом воспользовались? (Умножением круглых чисел:

  • Умножаю, не глядя на нули.
  • Приписываю справа столько нулей, сколько у обоих множителей вместе.)

А к какому виду умножения сводится умножение круглых чисел? (… к умножению на однозначное число.)

Какие свойства умножения позволили построить этот алгоритм? (Переместительное и сочетательное свойства.)

– Выберете карточки с соответствующими записями.

(a × b ) × c = a × (b × c )
a × b = b × a

– В чем заключается их смысл? (Значение произведения не меняется при перестановке множителей и их различном сочетании. Значение произведения не зависит от порядка множителей и порядка действий.)

Второе выражение? (Произведение чисел 1046 и 53 равно 55438.)

Каким алгоритмом воспользовались? (Умножение на двузначное число:

  1. Записываю разряд под разрядом.
  2. Умножаю на единицы. Записываю разряд под разрядом.
  3. Умножаю на десятки. Записываю, сдвигаясь на разряд влево.
  4. Записываю ответ.)

На маркерных досках каждый самостоятельно решает следующий пример, т.е. время индивидуального задания на затруднение:

15080 × 7200

Что вы будете делать с заданием, если в нем есть то, что вам неизвестно? (Попробуем.)

Зачем будете пробовать? (Чтобы потом самим найти новый способ.)

Вам интересно это?

– Закончим по звонку через 2 минуты.

– Итак, у кого нет ответа?

– У кого есть ответ? Назови.

(На доске учитель фиксирует ответы и количество учащихся, получивших их.)

3. Постановка проблемы.

Какое задание вы должны были выполнить?

– Почему не смогли выполнить умножение круглых чисел?

– Примеры похожи? Чем?

– Чем этот пример отличается от первого умножения круглых чисел? (Сводится к умножению на двузначное число, а не на однозначное.)

У нас есть такой алгоритм?

– Какова цель урока? (Построить алгоритм и научиться решать примеры на умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на двузначное число.)

Тема урока? (Умножение круглых чисел вида 15080 × 7200.)

4. Проектная деятельность в группах.

– Решать поставленную вами цель вы будете в группах: составьте план работы по нахождению значения выражения. (Обсуждение плана в группе в течение 1 минуты – колокольчик.)

– Спикеры групп объяснят варианты плана: первая группа, ваше мнение? (… )

Вторая группа? (… )

Какой из известных алгоритмов поможет (помог) построить нужный алгоритм? (Алгоритм умножения круглых чисел.)

Что в нем а) изменится, а что б) - не изменится? (а) способ записи чисел; б) правило умножение круглых чисел.)

Итак, первый шаг? (Мысленно отбрасываем нули и записываем числа так, чтобы единицы и десятки двузначного множителя были расположены под единицами и десятками многозначного множителя.)

Второй шаг? (Выполнить умножение, не глядя на нули.)

Третий шаг? (Приписываем столько нулей, сколько в обоих множителях вместе.)

В группах выполните умножение на индивидуальных досках. Кто попробует на доске?

– Чему равно произведение? (108576000)

Кто был прав?

– Мы вышли из затруднения?

– Как выполнить умножение круглых чисел, сводящееся к умножению на двузначное число?

– Следующий шаг? (Потренируемся решать примеры.)

5. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Поработаем всем классом в учебнике: стр.31 № 1(б).

– Теперь в группах: по очереди прокомментируйте решение примеров в тетрадях:

240 × 3600
30900 × 25
7800 × 208
270 × 820

Проверяем: первое выражение..?

– В чем заключались трудности работы первой (второй) группы?

– Кто забыл правило? Какое? [… и т.д.]

– Достаточно поработали? (Нет. Следующий шаг – с/р.)

6. Самостоятельная работа с последующей самопроверкой по эталону.

В тетради: стр. 31 № 3 (первое и второе выражения) – 2 минуты.

– Проверьте и поставьте один из знаков: + или ?.

– Кто справился?

– У кого были ошибки? Какие?

– Почему ошиблись?

7. Включение в систему знаний и повторение.

В каких известных заданиях может быть использовано новое знание? (При решении уравнений, задач и т.д.)

Стр. 31 № 2: I группа решает примеры около букв ш, т, а; II группа – у, и, м.

– Итак, назовите значения выражений.

334800 – Ш 635100 – У
2821700 – Т 1840500 – И
15428000 – А 475127000 – М

Расположите результаты в порядке убывания. (Результаты записаны на карточках: 475127000, 15428000, 2821700, 1840500, 635100, 334800, на оборотной стороне которых написаны слоги.)

– Переверните карточки (Спа-си-бо за у-рок! )

8. Рефлексия учебной деятельности.

Какова тема урока?

– Чему должны научиться? (тренироваться?)

– Как умножать круглые числа?

– Что помогло вам так легко построить алгоритм и понять его?

– Когда это правило можно использовать?

– Оцените работу группы.

– Какие возникали сложности?

– Оцените свою личную работу.

[Учащиеся опускают свою звездочку в конверт: 1 – «Понял!»; 2 – «Надо подумать!»; 3 – «Нужна помощь!»]

– Каков вывод? (Работали хорошо.)

Чтобы был результат лучше, требуется тренировка дома. Домашнее задание:

  • Для всех: составить и решить 2 примера на использование алгоритма умножения круглых чисел;
  • Для тех, кто положил звездочку в конверт №1: стр. 32 №8(в) – решить уравнение;
    Конверт №2: стр. 31 №3(третий и четвертый примеры);
    Конверт №3: стр. 31 №2 (нерешенные примеры номера).
  • По желанию: стр. 33 №12 или №14.