Цель: помочь детям учиться работать в группах, строить гипотезы, погрузиться в историческую эпоху, опираясь на осмысливание исторических фактов, на знание природных условий и на умение домысливать недостающие сведения; дать представление о жизни наших далеких предков – славян.
Оборудование: учебник «Мы и окружающий мир» 3 класс авт. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н.; набор карточек для работы в группе, демонстрационные карточки для проверки и самоконтроля, физическая карта России, карта природных зон.
Ход урока
I. Организация класса на урок.
Взаимное приветствие.
У. – Ребята, зачем вы сюда пришли?
Д.
– Мы пришли сюда учиться.
Не лениться, а трудиться.
Слушаем внимательно,
Работаем старательно.
У. – Я рада этому, но чтобы ваши старанья не пропали даром, нам нужно подготовиться к работе. Сели за партой удобно, настраиваемся на работу (музыкальная картина со звуками леса и журчанием водопада).
II. Повторение изученного ранее
У. – Назовите основные темы, которые мы изучали в главе «Земли восточных славян» (Первые люди на нашей земле, Восточно-Европейская равнина, Степи, Лесная зона).
– Учащиеся показывают Восточно-Европейскую равнину на физической карте Росси, зону степей и лесную зону на карте природных зон, рассказывают, где и почему на нашей планете появились первые люди.
У. – Какая наука помогает узнать о древних людях? (ответы детей) Дополнительные сведения сообщает подготовленный учащийся:
Археология.
О жизни древнейших, ещё не оставивших после себя никаких письменных следов людей, помогает получить представление археология. Это очень близкая к истории наука. Она изучает сохранившиеся предметы человеческого быта: орудия труда, оружие, посуду, украшения и многое другое, чем пользовались люди в быту, то есть в повседневной жизни.
Осторожно, аккуратно приподнимают археологи толщу земли, освобождая постройки древнейшего человека, раскапывая вещи, предметы, которые его окружали, археологи получают огромное количество полезной информации. Всё, что оказывается под земляными пластами – орудия, посуда, останки человека, кости животных и многое другое, даёт бесценные сведения о жизни древнейших людей. Обнаружили, например, археологи глиняный сосуд с какими-то семенами, и это дало им возможность определить не только, чем занимались и питались те, кто здесь когда-то жил, но и благодаря специальным приборам узнать возраст находок и даже то, какой климат был в этих местах в древности. Найденные кости свиньи помогают установить, что люди оставались тут длительное время. Ведь свинья, особенно откормленная, – животное грузное, а ножки у него маленькие, слабые. Большое расстояние не преодолеть. Выходит, если древний человек разводил свиней, значит, он вёл оседлую, привязанную к насиженному месту жизнь, и главным его занятием было земледелие. Если же костей свиньи нет, но зато есть кости лошадей, верблюдов, коз и овец, это позволяет предположить, что люди, следы которых нашли археологи, часто перемещались вместе со своими стадами. В поисках новых пастбищ со свежей травой они кочевали из края в край, и их основное занятие – уже не земледелие, а скотоводство.
III. Изучение нового материала
(Работа с картой, учебником, в группах, построение гипотез, проверка верности выдвигаемых учащимися гипотез, погружение в изучаемую историческую эпоху)
У. – Сегодня мы поговорим о наших далеких предках – славянах.
Посмотрите на карту с названиями славянских племен (на доске и в учебнике, с. 104).
У. – Так где же первоначально обосновались наши далекие предки, в каких природных условиях?(обсуждение в группах, ответы групп)
(на среднем течении реки Днепр, примерно там, где сейчас находится город Киев, на границе степи и леса)
Дополнительные сведения о славянах: (сообщает подготовленный учащийся)
Славные люди.
Есть древнее объяснение происхождения слова «славяне». Из него следует, что славяне – это славные люди, гордые как собственными славными делами и поступками, так и славой своих доблестных предков.
По описаниям иностранцев, славяне были красивы и статны. Обычно у них были русые волосы, серые или голубые глаза, а на щёках играл румянец.
Славяне были известны своей честностью и верностью слову. Не выполнить обещание было то же самое, что нарушить клятву. Если человек переставал быть хозяином слова, его ждали всеобщее презрение, позор, а то и унизительное изгнание: люди больше не хотели жить вместе с ним, потому что он забыл о своей чести, запятнал своё имя.
У. – А теперь построим гипотезу: чем занимались предки славян? (обсуждение в группах, выступление по 1 человеку от группы).
На доске появляются таблички: собирательство, охота, земледелие.
Физминутка.
У. – Проверим верность ваших предположений по учебнику, с.92(чтение первой части, подтверждение правильности предположений учащихся, выделение главного в тексте).
– Выполнение задания учебника, с. 92 в группах (коллективно располагают карточки в нужном порядке). Проверка – на доске демонстрационные карточки. Обсуждение правильности ответов групп.
Дополнительный материал сообщает подготовленный учащийся:
Хлеб да соль.
Издавна существует русский обычай встречать дорогих гостей хлебом – солью. Как же он возник? Для земледельцев – славян не было ничего дороже хлеба. Не случайно древнее название хлеба – жито. Хлеб для славян – это жизнь. Без хлеба они прожить, прокормиться не смогли бы. До наших дней дошла старинная пословица: «Хлеб всему голова».
Не менее ценной была для славян соль. Они думали, что соль образуется от согревающих землю солнечных лучей. Поэтому слова «соль» и «солнце» звучат так похоже. Ведь славяне считали соль даром солнца.
Известно, что без соли кусок в горло не полезет, никакую пищу без неё не приготовишь. Соли было мало, и к ней относились очень бережно, как к большой ценности. До сих пор живёт примета: соль просыпать – не к добру, к ссоре… в давние времена от неловкого человека, просыпавшего соль, все отворачивались, никто с ним не разговаривал: люди опасались, что с ними может случиться какая-нибудь неприятность.
Встречая почётного гостя хлебом-солью, славяне хотели показать, что делятся с ним самым дорогим, что у них есть. Это было знаком дружелюбия, расположения, симпатии. Так показывали, что рады пришедшему, что он желанный гость
У. – Представьте, что вы – современники древних славян. Чем еще, кроме собирательства, охоты и земледелия, приходилось вам заниматься? (обсуждение в группах, ответы: защищаться от врагов)
– Работа с учебником, с.92-93 (чтение, выделение главного)
Дополнительный материал:
Земледельцы – славяне отличались мирным нравом, но воевать им, а позднее русскому народу пришлось много и упорно. Так, самое первое известие о восточных славянах связано с их войной против готов – германского племени, переселившегося с берегов Балтики в Причерноморские степи. Сохранились легенды об обрах, приходивших с Кавказа, которые громили славянские поселения. Хазарское царство в устье Волги захватило земли племени полян, и лишь в 9 веке Аскольд и Дир освободили киевлян от хазар.
IV. Итог урока:
– Что нового вы узнали на уроке?
– Что вам понравилось больше всего?
V. Домашнее задание:
с. 92-94, з. с.94, дополнительный материал по желанию.