Путешествие по городам Германии и России

Разделы: Иностранные языки


Коммуникативный метод обучения включает в себя обучение: общению, аудированию, чтению и письму. Моя методика преподавания строится на коммуникативной основе и в течение 25 лет я продолжаю изучать и совершенствовать цели и задачи, технологии организации и проведения уроков обучения общению.

Способность к речевому общению – это самый удивительный дар, которым природа наградила человека для того, чтобы люди могли понимать друг друга, взаимодействовать друг с другом, помогать друг другу, совместно переживать и радость и горе, вместе строить современный мир. Своей первостепенной задачей в осуществлении коммуникативного метода я ставлю: научить учащихся общаться на немецком языке. Чтобы осуществление этой задачи было более успешным, процесс обучения общению я делю на три этапа:

1-й этап: организация речевого материала вокруг речевой ситуации, усвоение языковых единиц в связи с ситуацией;
2-й этап: автоматизация учебно-речевых действий. Отработка стереотипных речевых реакций, усвоение разного рода формул, штампов, лексическое варьирование наполнения типовых фраз;
3-й этап: обучение практическому применению лексического материала и его отбору в зависимости от заданной ситуации.

Обучая детей общению на иностранном языке, я веду поиск таких методов и форм обучения, которые позволяют мне наиболее полно и удачно реализовать поставленные цели, т.е. научить детей общаться не только на уроке, но и за пределами школьного кабинета. Поэтому в обучении я использую ситуативный подход, который является ведущим средством реализации коммуникативного принципа в обучении. Чтобы добиться большей результативности, активности и заинтересованности учащихся в общении, я моделирую ситуации с учетом тематик, связанных с жизнью ученика в семье и школе, с событиями окружающей действительности. Любимыми занятиями школьников в наши дни являются: компьютерные игры, просмотр «видиков», телесериалов, показ конкурсов, общение с животными. Я учитываю это, предлагая учащимся ту или иную ситуацию. Все речевые ситуации я подразделяю на восемь сфер устного общения:

  1. Сервисная (типичные социально-коммуникативные роли: покупателя, пассажира, пациента, абонента, посетителя столовой и др.).
  2. Семейная (роли: отца, матери, сына, дочери, сестры).
  3. Профессионально-трудовая (роли: руководителя, подчиненного, ученика, коллеги, сотрудника).
  4. Социально-культурная (роли: знакомого, друга, соученика и т.п.).
  5. Общественной деятельности (с ролями члена общественной организации или избираемого органа, публициста и т.д.).
  6. Административно-правовая (с ролями посетителя учреждения, заявителя и т.д.).
  7. Игр и увлечений (роли: коллекционера, садовода, умельца, рыболова, любителя животных и пр.).
  8. Зрелищно-массовая (роли: зрителя в театре, кино, цирке, телезрителя и т.д.).

Очень важно при моделировании ситуаций учитывать и возрастные особенности школьников. Для младших школьников я предлагаю ситуации, в которых важно с первых же шагов обучения иностранному языку поддерживать у них стремление к обучению, уверенность в том, что они многое могут. Младшие школьники легко вступают в общение, радуются любимым ролям, охотно выступают в качестве партнера учителя.

Учебные задачи начального этапа обучения иностранному языку я связываю с необходимостью овладеть произносительными навыками, усвоить звуко-буквенные соотношения. Научиться использовать основные строевые элементы языка в своем высказывании и опираться на них при восприятии речи других лиц.

Ситуативный фон обучения общению я выбираю с учетом типичных для младших школьников сфер деятельности: учеба и школьная жизнь, общение в семье и с друзьями, предлагаю ситуации знакомства с новыми учениками, поздравления с днем рождения, Новым годом и др. праздниками, ситуации расспроса о здоровье по телефону; ситуации обращения к незнакомому человеку для выяснения адреса или ближайшей дороги, нужного транспорта для посещения музея, библиотеки и т.д.

Начальный этап обучения общению я рассматриваю как подготавливающий к иноязычному общению, этап формирования речевых действий. На этом этапе я учу детей начинать и заканчивать разговор, советовать и предлагать что-либо, отвечать согласием или несогласием на полученное предложение, запрашивать и давать сведения, делать короткие высказывания (5-7 фраз) в форме сообщения и описания.

Средний этап охватывает детей подросткового возраста. С каждым следующим классом учащиеся все труднее вовлекаются в общение, требуют все бережного подхода при распределении заданий, ролей, партнеров. Важной учебной задачей на данном этапе я определяю: научить ситуативно обусловленному общению, формирование умений непосредственного общения с партнером. Предметно-содержательный аспект ситуаций я расширяю за счет таких тем как: охрана окружающей среды, спортивные занятия, впечатления от прочитанного, увиденного, услышанного, занятия во время каникул, ценные черты характера людей.

Старший этап обучения – 10-11 классы – юношеский возраст. Центральной задачей этого этапа является обучение чтению на иностранном языке, умению в максимальной степени реализовать познавательный и воспитательный потенциал читаемых текстов. Таким образом, формирование устной речи на старшем этапе обучения общению я строю в процессе обсуждения текстов, выбора и группировки из текстов определенной информации, разыгрывания ситуаций, имеющихся в тексте.

Для ситуативного общения на старшем этапе я предлагаю учащимся следующие темы: профилирование, поиск своего места в современном мире, работа молодых людей в каникулярное время, работа средств массовой информации, интересы и увлечения, свободное время.

Одним из важнейших факторов, который влияет на процесс обучения общению, является психологический климат в аудитории, характер отношений между учениками. Созданию атмосферы на уроке я придаю особое значению. Только доброжелательное отношение к ученикам, взаимное уважение, корректность и многое другое помогают создать на уроке комфортные условия для ситуативного общения, раскрепощения и принятия учеником той или иной ситуативной роли.

При моделировании ситуаций общения и распределения ролей коммуникантам, я всегда учитываю и личностные особенности учащихся. Различия между людьми существенным образом влияют на характер общения, в котором они участвуют. Личностные особенности учащихся я принимаю во внимание, распределяя роли среди учащихся, при этом я учитываю также психологические и эмоциональные характеристики ученика, уровень коммуникативной подготовленности, языковые способности, социальное положение, мир увлечений.

Задача формирования человека как личности, которая решается иностранным языком как предметом школьного цикла, состоит в том, чтобы способствовать развитию тенденции к гармоничному сочетанию черт интроверсии и экстраверсии в речевом поведении ученика, умению вовремя вступить в разговор и вовремя промолчать, внимательно, с пониманием и сочувствием выслушать другого и, не стесняясь, рассказать о себе, о своих близких.

Чтобы процесс обучения общению происходил наиболее увлекательно и интересно, я широко применяю на уроке наглядность. На начальном этапе обучения – это куклы и сказочные персонажи, иногда ученики рисуют нужные предметы, вырезают их из бумаги.

Средства наглядности, которые я использую, разнообразны: предметы, ситуативные картинки, фотографии, компьютерные разработки, обучающие диски.

Работая над проблемой обучение общению на ситуативной основе, я пришла к заключению, что успешное овладение общением помогает ученикам строить монологическое высказывание по заданной теме.

Цели:

  1. Развитие коммуникативных навыков, умение составлять связное монологическое высказывание с опорой на лексические образцы и наглядность.
  2. Закрепить употребление в речи тематических лексических единиц.
  3. Воспитание у учащихся чувств патриотизма, любви и гордости к родному краю.

Структура урока:

1. Вводная, тренировочная часть, направлена на практическое употребление в речи лексических тематических структур.

А) Что относится к достопримечательностям города?

Учащиеся строят грамматически правильные предложения, употребляя gehören zu… и лексику к теме «достопримечательности»

В) Что подходит?

Учащиеся подбирают прилагательные, характеризующие существительные.

С) Что мы можем видеть в больших городах?

Учащиеся подбирают русские и немецкие эквиваленты.

Д) Отгадываем загадки.

Учащимся предлагается слайд с видами немецкого города и текст загадки.

2. Путешествие по городам России. Москва.

Учащимся предъявляется текст и виды Москвы. На основе предъявленного материала они, работая в группах, должны составить связное высказывание по заданной теме.

1-я группа – достопримечательности Москвы.

2-я группа – сердце Москвы.

3-я группа – Москва – культурный центр.

3. Составление монологических сообщений о областном центре – городе Ростове-на-Дону.

Работа проводится в группах. Учащимся предъявляются слайды с видами Ростова и ключевые слова, используя которые они должны составить тексты.

1-я группа – Исторические сведения о городе и общая характеристика.

2-я группа – Достопримечательности города.

3-я группа – Промышленный и культурный центр.

4-й этап урока – проверка знаний.

Предъявление теста.

Разработка урока с приложениями представлена в архиве.