Брейн-ринг по информатике и математике (10–11-е классы)

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Учитель. Вступление.

Сейчас никто не сомневается в необходимости использования компьютеров и компьютерных технологий, темпы развития которых уже перестали удивлять.

Некоторые факты:

  • развитие информационных технологий приводит в среднем каждые 18 месяцев к двукратному увеличению вычислительной мощности в расчете на 1 доллар стоимости. За последние 35 лет производительность компьютеров возросла в миллион раз, а их минимальная цена уменьшилась в тысячу раз;
  • еще 10 лет назад один из основателей Intel – Гордон Мур, сравнивая темпы развития микропроцессорных технологий и автомобильной промышленности, говорил: «Если бы автомобили совершенствовались такими же темпами, как процессоры, то сегодня «Ролс-Ройс» мог бы проехать полмиллиона миль на одном галлоне бензина и его было бы дешевле каждый раз выбрасывать и покупать новый, чем искать место для парковки». Сегодня это означало бы также, что машина класса «люкс» перемещалась бы со скоростью 1 млн.миль/ч и стоила бы менее 2,5 долларов.

Представление участников:

  • ведущий;
  • 2 команды по 6 человек (объявить название команды, представить капитана);
  • оператор;
  • жюри;
  • болельщики.

Учитель. Правила игры.

  1. Команды обсуждают вопрос, номер которого команды выбирают по очереди, после команды «Время» (или звукового сигнала).
  2. Максимальное время обсуждения – 1 минута.
  3. Если команда готова отвечать, капитан нажимает на кнопку (поднимает руку). Капитан же определяет, кто из игроков будет давать ответ.
  4. Оператор следит за выполнением регламента и фиксирует время, затраченное на обсуждение.
  5. Жюри заполняет протокол игры.
  6. В случае неверного ответа команды на вопрос у соперников есть возможность продолжить обсуждение и ответить.
  7. Если команда не уложилась в указанное время или выполнила фальстарт, ответ не засчитывается.
  8. При возникновении спорной ситуации ее может разрешить жюри, а учителя могут пояснить правильный ответ.

Техническая поддержка:

ПК (его использует только оператор) и мультимедийный проектор.

Ведущий. Итак, начинаем наш брейн-ринг.

1-й вопрос команды заранее подготовили и поочередно задают друг другу.

Вопрос 2. Он довольно молод – появился на свет в 1970 году в Цюрихе. Его отец-швейцарец назвал свое дитя в честь французского философа-математика. Несмотря на молодой возраст, он уже получил признание во всем мире: его имя знает каждый школьник, а с чертами его характера и способностями знаком практически каждый студент.

? Назовите его имя.

(ответ: язык программирования Паскаль)

Вопрос 3. Кочан капусты на 4/5 кг тяжелее 4/5 этого кочана.

Сколько весит кочан капусты?

(ответ: 1 – 4/5 = 1/5 кочана, 1/5 кочана – 4/5 кг →1 кочан – 4 кг).

Вопрос 4. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:

. . . . . . . . .
а:=27
if a>0 then a:=a*2 else a:=a+2;
writeln (a);
. . . . . . . . .

(ответ: “; expected”, т.е. “ожидается ;”)

Вопрос 5. Число 1 делят на 22 столбиком. Какая цифра стоит в частном на 2006 месте?

(ответ: «4». 1:22=0,0(45). На четном месте стоят «4», на нечетном – «5». 2006 - четное место.

Вопрос 6. В 80-е годы появились программы, которые получали интересные и порой волнующие названия, например: Капающие слезы, Листопад, Камень, Мячик, Пакистанский мозг, Love. Программы такого вида распространены и сейчас.

? К какому классу относятся данные программы?

(ответ: компьютерные вирусы)

Вопрос 7. Как разместить 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы в каждой клетке их было различное количество.

(ответ: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 = 45).

Вопрос 8. В 1914 году небольшая фирма, выпускающая табуляторы и др. оборудование, была преобразована в гигантское предприятие. Отличительными чертами основателя предприятия Томаса Уотсона были: неутомимость в работе, умение дать имя компании, белая сорочка и синий костюм. У компании появилось прозвище «синий великан». Сейчас эта компания известна во всем мире как одна из наиболее крупных и прибыльных корпораций США.

? Как сейчас называется компания?

(ответ: IBM)

Вопрос 9. Какая цифра в математике была введена последней?

(ответ: 0).

Вопрос 10. В 1956 году фирмой IBM было представлено устройство, которое в 1973 году получило название, прочно вошедшее в лексикон всех, кто имеет отношение к компьютерам. Содержало устройство 2 пластины по 30 Мбайт каждая, что и навеяло руководителю проекта Кену Хоттону определенные ассоциации.

? Как неофициально было названо устройство и почему?

(ответ: винчестер, т.к. одноименная винтовка имела 2 ствола калибра 30)

Вопрос 11. Разрежьте куб на три одинаковых пирамиды.

 

Вопрос 12. В электронной таблице выделен участок А2:В5.

? Сколько ячеек он занимает?

(ответ: 8)

Вопрос 13. Как называется наименьший участок на диске, имеющий адрес?

(ответ: кластер)

Вопрос 14. Для кодирования зеленого цвета служит код 00010.

? Сколько цветов содержит палитра?

(ответ: 25=32)

Вопрос 15. Кто из математиков был чемпионом олимпийских игр?

(ответ: Пифагор, по кулачному бою).

Вопрос 16. Первые две буквы этих слов совпадают:

  1. Место хранения информации в процессоре.
  2. Изменение содержания текстового файла.
  3. Синоним слова «итог».
  4. Совокупность особенностей работы монитора.
  5. Обращение к подпрограмме из нее самой.
  6. Устранение неисправности компьютера.

? Назовите эти слова.

(ответ: регистр, редактирование, результат, режим, рекурсия, ремонт)

Вопрос 17. Что означает число 32 в названии файловой системы FAT(32)?

(ответ: количество битов, которыми записываются адреса файлов)

Вопрос 18. Вычислить ctg5 ctg10° ctg15°… ctg80° ctg85°.

(ответ: ctg85° = tg5°, ctg5°tg5°=1, …, ctg 45°=1 → ctg5 ctg10° … ctg80° ctg85°=1).

Вопрос 19. Какой термин появился в информатике, благодаря математику Мухаммеду бен муса аль-Хорезми, жившему в 9 веке.

(ответ: алгоритм)

Вопрос 20. У меня 100 метровых поленьев, у моего товарища – 100 трехметровых поленьев. Мы с ним распилили мои дрова на полуметровые чурки за один день. Сколько дней нам потребуется для распиловки дров моего товарища?

(ответ: за 1 день сделано 100 распилов метровых поленьев, чтобы из трехметрового полена получить полуметровые чурки надо сделать 5 распилов, 100 : 5 = 20 поленьев будет обработана за 1 день, 100 поленьев будет обработано за 5 дней)

Вопрос 21. Назовите термин, использующийся в компьютерных технологиях, который в переводе на русский язык обозначает «много сред» или «много носителей»?

(ответ: мультимедиа)

Жюри. Подведение итогов.

Со счетом … : … победила команда ____________, которая награждается _______________

Презентация