Учитель. Вступление.
Сейчас никто не сомневается в необходимости использования компьютеров и компьютерных технологий, темпы развития которых уже перестали удивлять.
Некоторые факты:
- развитие информационных технологий приводит в среднем каждые 18 месяцев к двукратному увеличению вычислительной мощности в расчете на 1 доллар стоимости. За последние 35 лет производительность компьютеров возросла в миллион раз, а их минимальная цена уменьшилась в тысячу раз;
- еще 10 лет назад один из основателей Intel – Гордон Мур, сравнивая темпы развития микропроцессорных технологий и автомобильной промышленности, говорил: «Если бы автомобили совершенствовались такими же темпами, как процессоры, то сегодня «Ролс-Ройс» мог бы проехать полмиллиона миль на одном галлоне бензина и его было бы дешевле каждый раз выбрасывать и покупать новый, чем искать место для парковки». Сегодня это означало бы также, что машина класса «люкс» перемещалась бы со скоростью 1 млн.миль/ч и стоила бы менее 2,5 долларов.
Представление участников:
- ведущий;
- 2 команды по 6 человек (объявить название команды, представить капитана);
- оператор;
- жюри;
- болельщики.
Учитель. Правила игры.
- Команды обсуждают вопрос, номер которого команды выбирают по очереди, после команды «Время» (или звукового сигнала).
- Максимальное время обсуждения – 1 минута.
- Если команда готова отвечать, капитан нажимает на кнопку (поднимает руку). Капитан же определяет, кто из игроков будет давать ответ.
- Оператор следит за выполнением регламента и фиксирует время, затраченное на обсуждение.
- Жюри заполняет протокол игры.
- В случае неверного ответа команды на вопрос у соперников есть возможность продолжить обсуждение и ответить.
- Если команда не уложилась в указанное время или выполнила фальстарт, ответ не засчитывается.
- При возникновении спорной ситуации ее может разрешить жюри, а учителя могут пояснить правильный ответ.
Техническая поддержка:
ПК (его использует только оператор) и мультимедийный проектор.
Ведущий. Итак, начинаем наш брейн-ринг.
1-й вопрос команды заранее подготовили и поочередно задают друг другу.
Вопрос 2. Он довольно молод – появился на свет в 1970 году в Цюрихе. Его отец-швейцарец назвал свое дитя в честь французского философа-математика. Несмотря на молодой возраст, он уже получил признание во всем мире: его имя знает каждый школьник, а с чертами его характера и способностями знаком практически каждый студент.
? Назовите его имя.
(ответ: язык программирования Паскаль)
Вопрос 3. Кочан капусты на 4/5 кг тяжелее 4/5 этого кочана.
Сколько весит кочан капусты?
(ответ: 1 – 4/5 = 1/5 кочана, 1/5 кочана – 4/5 кг →1 кочан – 4 кг).
Вопрос 4. Что будет выведено на экран после выполнения фрагмента программы:
. . . . . . . . .
а:=27
if a>0 then a:=a*2 else a:=a+2;
writeln (a);
. . . . . . . . .
(ответ: “; expected”, т.е. “ожидается ;”)
Вопрос 5. Число 1 делят на 22 столбиком. Какая цифра стоит в частном на 2006 месте?
(ответ: «4». 1:22=0,0(45). На четном месте стоят «4», на нечетном – «5». 2006 - четное место.
Вопрос 6. В 80-е годы появились программы, которые получали интересные и порой волнующие названия, например: Капающие слезы, Листопад, Камень, Мячик, Пакистанский мозг, Love. Программы такого вида распространены и сейчас.
? К какому классу относятся данные программы?
(ответ: компьютерные вирусы)
Вопрос 7. Как разместить 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы в каждой клетке их было различное количество.
(ответ: 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7 + 8 + 9 = 45).
Вопрос 8. В 1914 году небольшая фирма, выпускающая табуляторы и др. оборудование, была преобразована в гигантское предприятие. Отличительными чертами основателя предприятия Томаса Уотсона были: неутомимость в работе, умение дать имя компании, белая сорочка и синий костюм. У компании появилось прозвище «синий великан». Сейчас эта компания известна во всем мире как одна из наиболее крупных и прибыльных корпораций США.
? Как сейчас называется компания?
(ответ: IBM)
Вопрос 9. Какая цифра в математике была введена последней?
(ответ: 0).
Вопрос 10. В 1956 году фирмой IBM было представлено устройство, которое в 1973 году получило название, прочно вошедшее в лексикон всех, кто имеет отношение к компьютерам. Содержало устройство 2 пластины по 30 Мбайт каждая, что и навеяло руководителю проекта Кену Хоттону определенные ассоциации.
? Как неофициально было названо устройство и почему?
(ответ: винчестер, т.к. одноименная винтовка имела 2 ствола калибра 30)
Вопрос 11. Разрежьте куб на три одинаковых пирамиды.
Вопрос 12. В электронной таблице выделен участок А2:В5.
? Сколько ячеек он занимает?
(ответ: 8)
Вопрос 13. Как называется наименьший участок на диске, имеющий адрес?
(ответ: кластер)
Вопрос 14. Для кодирования зеленого цвета служит код 00010.
? Сколько цветов содержит палитра?
(ответ: 25=32)
Вопрос 15. Кто из математиков был чемпионом олимпийских игр?
(ответ: Пифагор, по кулачному бою).
Вопрос 16. Первые две буквы этих слов совпадают:
- Место хранения информации в процессоре.
- Изменение содержания текстового файла.
- Синоним слова «итог».
- Совокупность особенностей работы монитора.
- Обращение к подпрограмме из нее самой.
- Устранение неисправности компьютера.
? Назовите эти слова.
(ответ: регистр, редактирование, результат, режим, рекурсия, ремонт)
Вопрос 17. Что означает число 32 в названии файловой системы FAT(32)?
(ответ: количество битов, которыми записываются адреса файлов)
Вопрос 18. Вычислить ctg5 ctg10° ctg15°… ctg80° ctg85°.
(ответ: ctg85° = tg5°, ctg5°tg5°=1, …, ctg 45°=1 → ctg5 ctg10° … ctg80° ctg85°=1).
Вопрос 19. Какой термин появился в информатике, благодаря математику Мухаммеду бен муса аль-Хорезми, жившему в 9 веке.
(ответ: алгоритм)
Вопрос 20. У меня 100 метровых поленьев, у моего товарища – 100 трехметровых поленьев. Мы с ним распилили мои дрова на полуметровые чурки за один день. Сколько дней нам потребуется для распиловки дров моего товарища?
(ответ: за 1 день сделано 100 распилов метровых поленьев, чтобы из трехметрового полена получить полуметровые чурки надо сделать 5 распилов, 100 : 5 = 20 поленьев будет обработана за 1 день, 100 поленьев будет обработано за 5 дней)
Вопрос 21. Назовите термин, использующийся в компьютерных технологиях, который в переводе на русский язык обозначает «много сред» или «много носителей»?
(ответ: мультимедиа)
Жюри. Подведение итогов.
Со счетом … : … победила команда ____________, которая награждается _______________