Авторская разработка урока немецкого языка "Время в твоих руках"

Разделы: Иностранные языки


Пояснительная записка.

В настоящее время перед учителем иностранного языка встаёт проблема актуализации учебного материала урока с целью активизации и углубления языковых знаний учащихся и создания предпосылки для мотивированного обучения.

На занятиях по практике устной и письменной речи преподавателю приходится не только использовать материал учебной программы, но и вводить дополнительный материал, отражающий современную проблематику и потребности нашего общества.

Учебная программа 4 курса предусматривает работу на темой «Наше будущее» (раздел 2), что предполагает такие речевые ситуации, как «Прошлое и настоящее», «Настоящее и будущее», «Прогнозы на будущее».

При беседе о нашем прошлом выяснилось, что студенты очень мало знают о прошлом нашей страны, а именно – о советской эпохе, о её проблемах и достижениях. Появилась идея более подробно познакомить студентов с некоторыми событиями и явлениями из прошлого их родителей. Студенты проявили большую заинтересованность и активно начали поиск вещей, которые уже исчезли из нашей современной жизни, как пионерские и комсомольские символы, пластинки, печатные машинки, фотоаппараты «Зенит» и т.д.

На уроках изучалась дополнительная лексика, студенты знакомились с такими явлениями, как «дефицит», «продовольственные талоны». Одновременно выполнялись проекты «Что значит ВРЕМЯ для тебя?» и «Цена одной минуты», а также готовилась выставка вещей советской эпохи.

Урок «Время в твоих руках» является обобщающим по данной теме. Тип урока – комбинированный с использованием различных форм организации учебной деятельности студентов, таких, как: фронтальная, индивидуальная, групповая, хоровая работа, коллективное творчество.

Урок состоит из 19 этапов, рассчитан на 80 минут работы, предусматривает широкое использование мультимедийных средств. Применение информационных технологий повышает качество урока, делает его более насыщенным и современным.

Данный урок является экспериментальным по своему содержанию и организации. Его цель – формирование навыков коммуникативного общения – достигается путём использования материала компьютерной презентации с соответствующим комментарием слайдов, аудирования текста с последующим высказыванием собственного мнения, экскурсии на выставку с презентацией её экспонатов, организации мини-дискуссий и выполнения заданий в речевых ситуациях.

Разработка урока выполнена на немецком языке, подробно описана с точки зрения методики и может быть использована преподавателями немецкого языка педагогических учебных заведений. В качестве приложения имеется видеозапись данного урока.

В приложении 1 содержится авторская компьютерная презентация, в приложении 2 – материалы выставки, в приложении 3 – таблицы и раздаточный материал, приложение 4.

На уроке используется:

  • Презентация учителя с анимацией и звуковыми эффектами;
  • Презентация студентов с анимацией;
  • Данные Интернет-ресурсов для сбора информации;
  • Данные Интернет-ресурсов для сбора иллюстрационного материала;
  • Данные Интернет-ресурсов для записи текста песни (mp3) и клипа песни;
  • Данные форума для исследования общественного мнения;
  • Печать цветная на фотобумаге для оформлениякабинета (фото-коллаж);
  • Печать цветная на рабочих листах (раздаточныйматериал);
  • Печать фотографий (сувениры на память об уроке);
  • Сотовая связь (SMS;)
  • Обработка статистических данных (опрос общественного мнения;
  • Запись на диктофон живой немецкой речи и аудирование данного текста;
  • Видеоматериал (фрагмент видеофильма производства Германии).

При подготовке к уроку используются программы:Micrisoft OfficeWord, Micrisoft Office PowerPoint, Nero Burning ROM, Adobe Photoshop CS.

Цель урока: Формирование навыков коммуникативного общения. 

Задачи урока:

Учебные:

  • Актуализировать программную тему «Наше будущее» за счёт введения дополнительного языкового материала по теме «Время».
  • Расширить и активизировать лексический запас студентов по теме «Время».
  • Учить студентов воспринимать информацию на слух и со зрительной опорой.
  • Учить студентов спонтанной речи с высказыванием собственного мнения.

Общеобразовательные:

  • Учить анализировать, сопоставлять факты, делать выводы.
  • Учить комментировать проделанную работу.
  • Расширить знания об истории России и Германии.

Воспитательные задачи: 

  • Приобщить студентов к мировым ценностям.
  • Помочь студентам ощутить связь поколений.
  • Учить активной жизненной позиции.

Оснащение урока: компьютер, проектор, экран, ноутбук, телевизор, магнитофон, сотовые телефоны, часы, экспонаты выставки, рабочие листы, учебные карточки, текст песни, фотоколлажи, фото-сувениры, информационные листы с текстами для перевода (домашнее задание). 

ХОД УРОКА

I. Einführung.

Begrüßung.

Zielangabe.

L.: Guten Morgen! Unser Thema ist „Zeit in unseren Händen“, und wir sprechen heute über unsere moderne Zeit, in der wir wohnen. Wir sprechen auch über unsere Vergangenheit und unsere Zukunft.

Aber wie spät ist es? Ortzeit-? Moskauer Zeit-?Berliner Zeit-?

Der wievielte ist heute?

St.: Heute ist ... *

L.:Wieviel Stunden hat derTag?Und Tag und Nacht?

Wieviel Minuten hat die Stunde?

Wieviel Sekunden hat die Stunde?

Wie lange dauert unsere Stunde?

II. Skala der Stimmung.

L.: Wie fühlen Sie sich in diesem Moment? Wie ist Ihre Stimmung? Ihr Zustand?

St.: Super/Gut/Neugierig/Gestresst/Langweilig/Gespannt/

Nervös/Müde/Schlecht

L.: Heute sind 11Personen da, ... haben ... gesagt.

III. Miniumfrage

L.: Machen Siebitte Ihre Wahl.

Was gefällt Ihnen: ZEIT UND WIR oder WIR UND UNSERE *ZEIT? Warum? Motivieren Sie Ihre Wahl.

St. markieren sich auf den Zettelchen die gewählte Variante.

L. resümiert das Gewählte. L.: Gut,aber die Zeit vergeht schnell. Wie spät ist es? Wir haben Uhren überall, nicht wahr?

IV. Miniwettbewerb

L.:Welche Uhren kennen Sie? Wer das letzte Wort sagt, der gewinnt.

V. Wissenstoto „Wer weiß mehr?“

L.: Was symbolisieren diese Uhren? KREMLUHR/

STOPPUHR *

Kennen Sie weltberühmte Uhren?

Berlin/London/Prag/Genf/Moskau/Tscheljabinsk *

L.: Kennen Sie die Uhren der Politiker? *

Welche Uhren sind für Sie nötig? *

VI. Zungenbrecher

L.: Sprechen Sie mit!

ZU, ZUM, ZUR,
ZWEI ZEIGER HAT DIE UHR.
SIE ZEIGEN MIR DIE ZEIT,
KOMM SCHNELL,
ES IST SOWEIT!

L.:Wo das letzte Wort ist,von dort aus möchte ich verschiedene Redewendungen mit dem Wort „Zeit“hören,OK?

St. nennen die Redewendungen, die ihnen bekannt sind.

VII. Schriftlicher Wettbewerb mit Handys

L.: Nehmen Sie Ihre Handys und antworten Sie auf meine Fragen schriftlich. Ich nenne Komposita mit dem Wort „Zeit“. Also, „Zeit“ ist die erste Komponente, und wie heißt der zweite Teil des Wortes? Wer macht das am schnellsten?

ZEITMe. 8 Buchstaben / Zeitmaschine

ZEITMl 6 Buchstaben / Zeitmangel

ZEITGe. 7 Buchstaben / Zeitgenosse

ZEITVt 7 Buchstaben / Zeitverlust

VIII. Hörtext „Was bedeutet das Wort ZEIT für * mich?“

L.: Jetzt hören Sie den Monolog von Marina Gennadjewna Sassedatelewa. Kennen Sie Frau Sassedatelewa? Ja, das ist Deutschlehrerin. Sie ist hier am College und auch am Fortbildungsinstitut tätig. Hören Sie zu!

St. hören den Text von der Audiokassette.

IX. Kurze Diskussion „Was ist ZEIT für Sie?“

St. geben den Inhalt des Textes wieder und drücken Sie Ihre eigene Meinung zu dieser Frage.

L.: Zeit ist Geld, nicht wahr? *

St. sprechen zu diesem Problem.

X. Kommentar der Umfrage der Studenten des Colleges.

St.-1 kommentiert die Ergebnisse, nennt die positiven und + negativen Momente unserer Zeit.

XI. Situation „Eine Minute. Was kann man in einer Minute machen?“

St. beantworten die Frage. *

St.-1 kommentiert die Antworten der Menschen im „FORUM“ und macht die anderen mit der Statistik bekannt. +

St. antworten auf die Frage „Wo ist eine Minute wichtig?“ +

Sie kommentieren Fotos und Fotocollagen.

XII. Lied „Die letzte Minute“ (Killerpilze)

L. verteilt die Blätter Papier mit dem Text des Liedes, zeigt auf den Poster, wo die Musikgruppe“Killerpilze“ + dargestellt ist.

St. sehen und hören das Videoclip und singen mit.

L.: Wann gibt es die letzte Minute?Wann könnte es sein?

St. beantworten die Fragen.

XIII. Zungenbrecher - ZU, ZUM, ZUR.....

St. sprechen alle im Chor.

XIV. Zeitreise mit Hilfe der Zeitmaschine in die Vergangenheit *

  1. L. kommentiert die Bilder der Präsentation und stellt die Fragen an die Studenten. Besprechung. *
  2. St.-1 zeigt einige Exponate der Ausstellung “Sachen aus unserer Vergangenheit“.
  3. L. zeigt ein Fragment aus dem Film „Goodbay, Lenin!“vor. Danach lässt er die Studenten die Geschichte nicht nur Russlands, sondern auch Deutschlands beachten. Er erwäht solche Wörter wie DIE SOWJETUNION und DIE DDR.

XV. Zeitreise mit Hilfe der Zeitmaschine in die Gegenwart. *

  1. St.-1 präsentiert die Meinung der Lehrgruppe anhand der Präsentation. Das war die Projektarbeit der Studenten. *
  2. St. arbeiten in zwei Gruppen.(Zeit:2 Min.) !
    Aufgabe: Die Gruppen bekommen gleiche Arbeitsblätter mit Lexik.
    Gruppe 1 soll die Wörter umkreisen, die für unsere Zeit charakteristisch sind.
    Gruppe 2 soll die Wörter umkreisen, die für unsere Zeit nicht charakteristisch sind.
  3. St. zeigen die Resultate ihrer Arbeit und sprechen ihre Meinungen aus.

XVI. Zeitreise mit Hilfe der Zeitmaschine in die Zukunft. *

L.: Und jetzt wollen wir ein bisschen träumen und über unsere Zukunft sprechen. *

L. zeigt die Bilder der supermodernen Autos, Öko-Häuser. *

St. reagieren auf das Gezeigte.

XVII. Arbeit mit Kärtchen.

L. verteilt die Kärtchen und erklärt die Aufgabe.

L.: Vollenden Sie folgende Sätze(Zeit:30 Sek.) !

  • In 10 Jahren werde ich ...
  • Ich träume von ...
  • Ich stelle mir folgendes vor: ..
  • Es wäre prima, wenn wir in der Zukunft ... könnten!
  • In der Zukunft wird es ... nicht geben!
  • Russland wird in der Zukunft ...
  • Ich möchte ein bisschen fantasieren. In 100 Jahren ...
  • In der Zukunft werden ... fehlen.
  • Im Jahre 2020 werde ich ...
  • Meine Prognose für das Jahr 2100 ist so: ...
  • Es wäre schlecht, wenn wir in der Zukunft ...

XVIII. Schlussfolgerungen

L.: Also, was nehmen wir in die Zukunft mit? Vieles, nicht wahr? Und auch die Uhr. Ich schenke Ihnen kleine Fotos – Souvenire zum Andenken an unsere Stunden. Diese Uhr heißt „Zeit in deiner Hand“. Und ich sage: „Alles ist in Ihren Händen“. Sprechen Sie mir nach:

  • ZEIT ist kostbar! *
  • Die ZEIT kommt nicht zurück!
  • Schätzen Sie die ZEIT!
  • Verlieren Sie die ZEIT nicht!

L.: Danke schön für Ihre aktive Teilnahme und Ihr Interesse am Thema „ZEIT“.

Lied „Letzte Minute“. Skala der Stimmung. #

Geschenk – Uhr mit Fotos der Teilnehmer dieser Stunde. *

XIX. Hausaufgabenstellung – kurze Berichte zu Informationsblättern

Внимание! В разработке применяются следующие значки:

* - показ слайдов презентации (компьютер, проектор)
# - использование магнитофонной записи (диск)
  - использование видеозаписи (телевизор)
! - использование таймера
  - показ экспонатов выставки
  - показ видеоклипа (ноутбук)
  - использование магнитофонной записи (аудиокассета)
+ - показ демонстрационного материала (постер, фотоколлаж, картинки)

Продолжительность урока: 80 минут. Тип урока – комбинированный.

На уроке используются следующие формы организации учебной деятельности студентов:

  • фронтальная работа – I, II, IV, V, VI, VIII, IX, XI, XIV, XVI
  • индивидуальная работа – III, VII, X, XI, XIV, XV, XVII, XIX
  • групповая работа – XV
  • хоровая работа – VI, XII, XIII, XVIII
  • коллективное творчество – XV