Пояснительная записка
С этого урока начинается изучение темы «Первая мировая война». Он занимает особое место в курсах истории России и всеобщей истории. В конце – XIX начале ХХ веков сформировались геополитические интересы великих держав, оказавшие влияние на судьбы мира, наметился круг проблем, которые человечество решало в ХХ столетии. Чтобы определить мотивы внешнеполитической деятельности государств, необходимо изучить экономические, политические и социально-культурные аспекты их развития.
Учитывая важность темы и большой объем анализируемого материала, в классах с высоким уровнем познавательных возможностей желательно затратить 2 часа на изучение данных проблем, использовав время уроков, где подается в основном информативный материал, овладеть которым учащиеся могут самостоятельно.
Поскольку урок предназначен для учащихся второго концентра исторического образования, то он позволяет при повторном обращении к прошлому развивать познание в глубину, вычленять актуальные проблемы, рассуждать об альтернативах исторического пути отдельных стран, регионов, мира, о роли объективных и субъективных факторов в истории, о случайностях и общих закономерностях. Таким способом легче убедить учащихся в актуальности исторических знаний, в пользе истории как науки, научить старшеклассников критически анализировать учебные и документальные тексты.
При подготовке и проведении урока используются элементы исследовательской деятельности и игровой технологии.
Нетрадиционная форма урока – деловая игра под условным названием «Совещание разведчиков» – стимулирует познавательную активность. Образ разведчика покрыт ореолом романтики, тайны, быть приобщенным к тайне для ребят интересно.
Этапы игры
I. Подготовительный
– с учетом интересов и индивидуальных особенностей ребят формируются рабочие группы по З человека (один отвечает за сбор информации, другой оформляет отчет, третий представляет отчет на «совещании»);
– каждая разведывательная группа «забрасывается» в одну из выбранных стран (Англия, Франция, Германия, Австро-Венгрия, США, Япония) для сбора информации, ее анализа и выводов;
– перед группами ставится цель: найти союзников России, чтобы предотвратить войну или обеспечить победу. Для достижения цели необходимо решить задачи:
- узнать экономическую и военную мощь государства;
- выяснить особенности государственного устройства для определения возможности союза;
- определить социальную стабильность возможного союзника,
- выявить основные внешнеполитические мотивы деятельности государства.
Создается группа экспертов для оценки собранного материала, сделанных выводов (возможно предварительное знакомство с материалом). Этот этап занимает примерно 2 недели.
II. Подготовка аудитории
Формируется цель игры, решаемая проблема, определяются правила
III. Проведение игры
– Выступления участников совещания.
– Ответы на вопросы, возникающие в процессе обсуждения.
– Защита учащимися своих решений, выводов.
– Эксперты определяют результативность работы группы, объективность выводов
IV. Анализ, обсуждение и оценка результатов игры.
Работа оценивается по пятибалльной системе Приложение 1.
Роль учителя заключается в организации игры, в консультациях при сборе материала, в координации действий участников на уроке, если они отклоняются от цели, в контроле, разборе ошибок.
Обсуждение проблемы идет по пути моделирования различных геополитических ситуаций, в ходе которого ведется поиск основ для межгосударственных союзов. В процессе игры не стоит торопиться с формулировкой точных ответов на каждый задаваемый вопрос. Гораздо важнее заставить ребят мыслить, так как навыки геополитического анализа очень пригодятся в дальнейшем.
Внутренняя логика занятия – активизация учащихся и концентрация их внимания с помощью вопросов – подводит учеников к нужным выводам. Считаю, что данный урок цели достигает.
Тема урока: «Была ли неизбежна Первая мировая война?»
Цели урока:
- Воспитывать критичность и самостоятельность мышления, независимость оценок и суждений, терпимость к иным точкам зрения, формировать представление о возможности существования других взглядов и оценок.
- Развивать умения собирать и анализировать материалы из различных источников, относясь к ним критически, рассматривая в конкретном историческом контексте.
Формулировать независимые и взвешенные суждения, делать обоснованные заключения на основе анализа источников. - Дать конкретные знания об экономическом, политическом и социальном развитии ведущих стран мира в начале ХХ века.
Выявить наиболее значимые мотивы внешнеполитической деятельности государств.
Формировать представление о геополитических интересах великих держав.
Тип урока: формирование новых знаний
Форма урока: деловая игра «Совещание разведчиков»
Основные методы: работа с печатными источниками, словесный метод с элементами наглядности
Основные понятия: геополитика, национальные интересы, имперские интересы, «блестящая изоляция», план «Натиск на Восток», «лоскутная империя», политика «изоляционизма», планы «Великая Азия».
Наглядные пособия: настенная карта «Территориальный раздел мира 1876 – 1914 гг.», атласы «Новейшая история»
Ход урока
I. Изучение нового материала
План
- Англия
- Германия
- Австро-Венгрия
- Франция
- США
- Япония
Оформление доски
Геополитика. Начало ХIХ века
Проблемное задание
Противостояние двух блоков породило первую мировую войну. Но была ли она неизбежной?
Может быть, если европейские державы сгруппировались как-то по-иному, создали бы другие по составу коалиции, войны можно было избежать. Как могло случиться, что Россия заключила союз с недавними противниками?
Задача разведывательных групп: найти те государства, с которыми союз России был бы возможен и нужен
Отчет группы, работавшей с источниками по истории Англии
Вспомогательные вопросы учителя, учеников |
Тезисы выступающих |
– Почему Англия
предпочитала положение «блестящей изоляции»? – Мог ли сложиться естественный союз держав, в которых правили Николай II, Вильгельм II, Эдуард VII – близкие родственники? – Почему подданным Великобритании мог не понравиться союз с Россией? – Почему Лондону лучше было видеть Россию в Константинополе, чем Германию в Персидском заливе? – Какие общие цели могли объединить Англию и Россию? |
• Англия – одно из самых могущественных государств мира (особенно в 1837-1901 гг.) • Социальные реформы Ллойд Джорджа делали английское общество стабильным • Особую роль играла колониальная политика: а) успешная англо-бурская война 1899-1902 гг. б) но нерешенный ирландский вопрос мог всплыть в период войны и ослабить Англию • Англия сначала предпочитала сохранять положение «блестящей изоляции», но активные действия Германии на Балканах, строительство железной дороги Берлин – Багдад – Персидский залив заставили отказаться от «блестящей изоляции» Англия будет воевать чтобы: 1) защитить подступы к своим колониям и сферам влияния (Ирану, Индии) 2) усилить свое влияние во владениях слабевшей Османской империи (в Иране, Аравии, Палестине) |
Вывод. Союз с Англией выгоден для России и возможен 1) Англия – могучее государство с самым сильным флотом 2) монархические государства 3) Николай II и Эдуард VII – родственники (кузены) 4) англо-русские противоречия на Ближнем Востоке можно урегулировать, т.к. в Лондоне считали, что «лучше видеть Россию в Константинополе, чем Германский военный арсенал в Персидском заливе» |
Отчет группы, работавшей с источниками по истории Германии
– В чем опасность для Германии союза Франции, России и Австро-Венгрии? – Почему война с Россией приведет, по мысли Бисмарка, Германию к поражению? – Канцлер Брюлов заявил: «Мы требуем и для себя места под солнцем». Что означает это высказывание? – Почему геополитические интересы Германии и России важнее династических, экономических и традиционных политических связей? – Почему Вильгельм II не боялся войны на два фронта? |
• После франко-прусской войны образовалась единая Германская империя, усиленная за счет аннексии Эльзаса и Лотарингии • Темпы экономического развития выше, чем у Англии • Создание Пангерманского союза, объединившего консерваторов и национал-либералов с военщиной и шовинистическими кругами • Строительство стратегической железной дороги Берлин – Багдад – Персидский залив и необходимость обеспечить безопасность этой трассы, включая ее сербский участок и Черноморские проливы. Здесь неминуемо произойдет столкновение геополитических интересов России и Германии • Милитаризм (в 1913г. – 1/2 всех расходов - военный бюджет) • Строительство флота (вторая после Англии морская держава) • Экспансия в Переднюю Азию и на Ближний Восток • Реформы Бисмарка и «эра рабочего законодательства» делали общество достаточно устойчивым • Бисмарк – осторожный политик, главной целью своей дипломатии ставил недопущение союза Франции, России и Австро-Венгрии • Бисмарк предупреждал об опасностях войны с Россией • Разработан план «натиск на Восток» («Дранг нах Остен»), направлен и против России с целью захвата её плодородных земель и полезных ископаемых. |
Вывод. До 1888 г. союз с Россией был возможен в силу тесных экономических, династических и традиционных политических связей. С приходом к власти Вильгельма П и отставки Бисмарка союз становится невозможным. |
Отчет группы, работавшей с источниками по истории Австро-Венгрии
– Почему союз России и Австро-Венгрии невозможен? – На чем может быть основан союз Германии и Австро-Венгрии? |
Союз с Австро-Венгрией для России невыгоден. • Австро-Венгрия отставала от великих держав в области экономики • В наиболее развитых землях Австрии и Чехии ведущую роль играл немецкий капитал, а это неминуемо ориентировало Австро-Венгрию на союз с Германией • Австро-Венгрия оставалась «лоскутной империей», а это порождало межнациональные и межрелигиозные конфликты и ослабляло империю • Экспансия Австро-Венгрии на Балканы для упрочения единства государства • Октябрь 1908 г. присоединены к Австро-Венгрии Босния и Герцеговина – бывшие турецкие провинции, населенные в основном сербами и хорватами. • Стремление подчинить Сербию, к которой тяготели многие южные славяне, обитавшие на территории империи. |
Вывод. Балканы, а особенно Сербия (православное государство), были стратегическим плацдармом России в борьбе за овладение Черноморскими проливами, за свободный выход в Средиземное море. Столкновение России и Австро-Венгрии в случае войны неминуемо. |
Отчет группы, работавшей с источниками по истории Франции
– Смогла бы Россия остаться нейтральной в случае войны? – Почему Россия была уверена, что не останется в одиночестве в войне с Германией и Австро-Венгрией? – Существовали ли между Францией и Россией серьезные конфликты геополитических интересов? – Почему Франции был выгоден союз именно с Россией? – Был ли союз России и Франции взаимовыгодным? |
• В конце ХIХ – начале ХХ в.в. темпы экономического развития Франции снизились, но все же она сохраняла статус великой державы. • Республиканская форма правления должна затруднить контакты с монархической Россией. • Многопартийность, приводившая к созданию коалиционных правительств, делала политическую систему Франции неустойчивой (с 1900 по 1914 гг. во Франции сменилось 13 правительств). Союз России и Франции был невозможным и невыгодным После поражения во франко-прусской войне и потере Эльзаса и Лотарингии, во Франции широко распространилась идея «реванша», за проигранную войну. Именно в это время начинается сближение Франции и России в области культуры (французы, познакомились с русской литературой и музыкой). С 70-х годов ХIХ в. началось активное проникновение французского капитала в Россию, который занял первое место среди иностранных предприятий. Естественно, это было взаимовыгодное сотрудничество, настораживает другое. В 1888 г. подписано первое соглашение о русском золотом займе во Франции. К 1904 г. долг России достиг огромной суммы (5,5 млрд. франков). Одновременно с соглашением о займе шли переговоры о подписании секретной конвенции о взаимной военной помощи. В свете этого становится понятно, почему Александр Ш на церемонии встречи французской военной эскадры слушал исполнение французского национального гимна «Марсельеза», которая была запрещена в России как революционная песня. |
Вывод. Считаем, что союз с Россией Франция купила за 5,5 млрд. франков. России следовало сохранять нейтралитет |
Отчет группы, работавшей с источниками по истории США
– Могли ли США стать
гарантом мира? На сторону какого блока должны были встать США, чтобы предотвратить войну? – «Изоляционизм» является стратегией или тактикой внешнеполитической деятельности США? |
• В конце ХIХ – начале ХХ вв. бурный подъем американской экономики. США превращались в экономически сильное государство. • Высокая заработная плата рабочих делала американское общество свободным от социальных потрясений. • Внешнеполитическая экспансия привела к созданию мощных армии и флота. |
Вывод. Союз с таким государством был бы очень выгоден, но, к сожалению, невозможен. • Экономическая и военная экспансия в направлении Латинской Америки: – 1898 г - испано-американская война; – строительство Панамского канала; – займы Панаме, Мексике, Гватемале и другим странам Латинской Америки. • Политика «изоляционизма» предполагала невмешательство США в дела Европы. |
Отчет группы, работавшей с источниками по истории Японии
– Могла ли Япония
воспользоваться военными действиями в Европе, чтобы продолжить осуществление планов
создания «Великой Азии»? – Действительно ли важны были русско-японские соглашения 1907, 1911 – 1912 гг. для России? |
• Япония в последней трети ХIХ века выходит из международной изоляции. • Развивается экономически, наращивает военную мощь. • Внешнеполитическая экспансия Японии в Азии становится национальной стратегией. • Реализация планов «Великая Азия»: – японо-китайская война 1895-1898 гг. – русско-японская война 1904-1905 гг. – англо-японское соглашение 1902 г. – тайные соглашения (1907, 1911-1912 гг.) между Россией и Японией о разделе «сфер влияния» в Китае |
Вывод. Учитывая экономическое и военное усиление Японии, особенности государственного строя двух стран, веротерпимость, менталитет японского солдата, союз с таким государством был бы выгоден, но не нужен. Театр предстоящих военных действий будет развертываться в Европе. Необходимо было просто обезопасить себя со стороны Японии и заключить соглашение, что и сделала Россия в 1907, 1911-1912 гг. |
Выступление экспертной группы
Решение проблемного задания
Почему ведущие промышленные страны в конце ХIХ – начале ХХ вв. стремились расширять свои владения, захватывать или ставить под контроль все новые территории? | Ни личные отношения правителей, ни экономические и культурные связи между великими державами не смогли стать решающими факторами в их стратегическом притяжении или отталкивания. Поиск новых источников сырья, дешевых рабочих рук, рынков сбыта и сфер приложения капиталов приводили в движение столь большие деньги, такие мощные интересы, с которыми не могло не считаться любое правительство. Ни одно из крупных европейских государств не могло остаться в стороне от войны. России нужны союзники. Ими могли быть только Англия и Франция, противоречия, с которыми были разрешимы, в то время как отношения с Австро-Венгрией и Германией вели к военному конфликту |
II. Закрепление (сопутствующее)
Термины: геополитика национальных интересов; имперские интересы; политика «изоляционизм»; планы «Великая Азия»; «лоскутная империя»; план «Натиск на Восток»; «блестящая изоляция»
III. Домашнее задание
Выяснить: Как сработал механизм развязывания Первой мировой войны?