Программа краеведческого кружка "Наш дом – Ямал"

Разделы: География, Внеклассная работа


“Корни человечества лежат в той почве, которая его взрастила, в той среде, где он вырос, но ветви он может устремить во всех направлениях, и они покроются листвой и цветами.”

И.А.Абашидзе

Пояснительная записка

Краеведческий подход в образовании и воспитании позволяет закрепить содержание базовых учебных дисциплин, показать значимость получаемых знаний на практике, иллюстрировать научные положения конкретными примерами на местном материале, воспитать нравственного гражданина, любящего и знающего свой край.

Удовлетворяя познавательные интересы обучающихся, углубляя и конкретизируя программные географические, исторические знания, наиболее любознательные вовлекаются во внеклассную работу кружка “Наш дом-Ямал”.

Кружок "Наш дом– Ямал" объединяет учащихся 7-10-х классов, которые проявляют интерес к изучению своего родного края. В методике проведения кружковых занятий сочетаются как коллективные работы учителя со всей группой кружковцев, так и индивидуальные занятия, где определяются творческие способности каждого обучающегося.

Используются разнообразные методы и формы проведения: эвристические беседы, тестовые задания, кроссворды, ребусы, способствующие развитию у обучающихся логического мышления, навыков грамотной речи, индивидуальной самостоятельностей работы.

Практическая направленность реализуются за счет введения в каждую тему практических занятий: экскурсий, выпуск иллюстрированных газет – репортажей, проведений исследований, описаний, разработки и защиты проектов, презентаций, демонстрации видеофильмов.

С помощью разнообразных форм проведения кружковых занятий, достигаются прочные знания обучающихся о родном крае и развивается педагогическое творчество учителя.

Цель кружка:

– создание условий для формирования реальных представлений обучающихся о природных, социальных и экономических системах ЯНАО;

Задачи кружка:

– более подробно изучить природу, население, экономику своей "малой Родины";

– актуализировать роль краеведения в образовательном пространстве города;

– воспитать у молодого поколения патриотические качества: гордость, любовь, долг за историческое и природное наследие ЯНАО;

– способствовать развитию у обучающихся познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

– погружение учащихся в исследовательский поиск и постепенное подведение их к научному познанию родного края.

– приобретение учащимися компетентности в использовании полученных знаний и умений как в повседневной жизни так и в будущем на благо ЯНАО и России.

Основные направления, применяемые в воспитательном процессе:

– краеведческое;

– гражданско-патриотическое;

– художественно-эстетическое.

Программа состоит из основных структурных блоков:

  1. Историческое краеведение;

  2. Географическое краеведение;

  3. Экономическое краеведение;

  4. Этнографическое краеведение;

  5. Литературное краеведение;

  6. Краеведческий Надым

Историческое краеведение. Занятия посвящены истории заселения и освоения территории ЯНАО. При проведении занятий по теме “Легендарный город Мангазея”, “501 стройка”, используются межпредметные связи с историей. На данном этапе важно поддержать интерес кружковцев, дать им первое представление об истории нашего края.

Географическое краеведение. Темы этого структурного блока тесно связаны с программными темами по географии ЯНАО в 8 классе. Многолетнее наблюдение за климатом и его влияние на окружающую среду, позволяют обучающимся проводить исследования и участвовать в научно-практических конференциях. Для более глубокого познания природы родного края, учащиеся индивидуально усваивают необходимую информацию из энциклопедических словарей ЯНАО. Приоритетное внимание уделено сбору информации о природных ландшафтов ЯНАО и оформление выставок “Растительный и животный мир края”, “ Красная книга ЯНАО”.

Экономическое краеведение. В этом структурном блоке сделан большой акцент на значимости ЯНАО для экономики России. Демонстрация видеофильма “Старый, новый век Ямала” позволяет обучающимся убедится, что Ямал по праву называют нефтегазовой жемчужиной России.

Этнографическое краеведение. При планировании занятий, автор программы видит главную задачу – представить культуру коренных народов Ямала, имеющих вековые и даже тысячелетние традиции. Зная культуру ненцев, ханты, селькупов, – формируется новое, просвещенное, молодое поколение, которое способно ценить культурное наследство края.

Литературное краеведение включает четыре занятия. Знакомства с ямальскими авторами (Л.Лапцуй, Р. Ругин, А. Нергаги, Н. Ядне), позволяет учащимся обратить внимание на обычай, нравы, верования, мироощущение коренных народов Ямала,познакомится с их историческими судьбами в XX веке.

Краеведческий Надым дает возможность обучающимся узнать не только из бесед, книг, журналов о нашем городе, но и воочию увидеть и соприкоснуться с ним. На протяжении многих лет, юные надымчане собирают местный материал об истории города, района, интересуются названиями улиц, памятников, музеев. Это способствовало созданию ими путеводителей, которые применяются на занятиях. Созданный “Краткий географический справочник Надымского района” используется на уроках географии ЯНАО, классных часах. Считаю необходимым познакомить детей с биографией людей – почетных граждан МО Надымский район, которые внесли большой вклад в становление и развитие города и края.

Ожидаемые результаты

Результатами успешной реализации данной программы являются:

– приобретение обучающимися новых знаний, умений по краеведению;

– творческий рост детей, положительная динамика учебных достижений;

– максимальная ступень самореализации каждого члена кружка;

– приобщение обучающихся к учебно-исследовательской деятельности по краеведению.

Программа краеведческого кружка “Наш дом – Ямал”

Использованная литература

  1. Газовик, газета.
  2. География ЯНАО, учеб. пособ. под редакцией С. И. Ларина, Тюмень, 2001г.
  3. Географический атлас ЯНАО, издат. ДИК, Москва, 1999г.
  4. Головнёв А., фотоальбом “Край Земли Ямал”, с Яр-Сале, 1995г.
  5. Гольд А. “Медвежье: имена и судьбы”, Екатеринбург, 1996г.
  6. Энциклопедия ЯНАО, 1-3т., Салехард 2004г.
  7. Литвинов Г. Н. “Большая Медведица Ямала. Пангоды.”, ООО “Книга-Пента”, 2005г
  8. “Надым” обществ. литер.– публицис. журнал, 2004-2005г.
  9. “Надым” независимый обществ. журнал, 2002г.
  10. “Надым TV-информ”, газета.
  11. Плесовских А. И. “Мы пришли за сибирским газом”, Москва, 2005г.
  12. Попов Ю. И., Цимбалистенко Н. В. “Слово о Ямале”, “Просвещение”, С.-Петер., 2004г.
  13. Полякова Т. Ю. “Учебно-методическое пособие по географии ЯНАО”, ООО ”Мирал,” 2005г.
  14. Полякова Т.Ю. “Занимательная география Ямала”, ООО “Миралл”,2004.
  15. .Рабочий Надыма, газета.
  16. “Человек и Север”, журнал, “Медиа-Принт”, Нижний Тагил, 2007г.
  17. Ямальский меридиан, журнал.
  18. Ямал– сокровищница России журнал.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4