Программа элективного курса "Познаем свой родной край"

Разделы: География, Внеклассная работа


Пояснительная записка

Программа элективного курса “Познаём свой край” предназначена для обучающихся 6 классов. Она позволяет обучающимся на основе комплексного подхода получить целостное представление о природе, населении родного края, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к родной природе. Программа предлагает ребятам заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много интересных и полезных сведений о родном округе, городе. Элективный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.

Цели курса:

– формирование личности обучающегося как достойного представителя ЯНАО и России, носителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций родного края, активного участника социально-экономического, общественно-политического и культурного развития своего муниципального образования и ЯНАО в целом, выступающего с активной, созидательной жизненной позицией, основанной на патриотизме, толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях.

Задачи курса:

– способствовать развитию комплексного географического мышления у обучающихся, помогающего им адекватно ориентироваться в современном мире;
– формировать картографическую грамотность, развивать картографическую культуру;
– формировать творческую, духовно богатую личность, уважающую культуру и историю родного края.
– развить исследовательские умения и навыки обучающихся.

Ключевые компетенции:

– информационная, выражающаяся в умении отбирать необходимую информацию из различных источников и правильно ее интерпретировать;
– коммуникативная, выражающаяся в умении выражать свою точку зрения.

Задачи и характер программы определяют специфику обучения. Применяются разнообразные типы учебных занятий и форм организации обучения. Для формирования учебной деятельности обучающихся используются элементы развивающих технологий обучения, игровые технологии, технологии проектной деятельности. Из форм организации обучения применяются: занятия изучения нового материала, учебно-практические занятия, практикумы, экскурсии, деловые и ролевые игры, защита проектов. Практикуется использование элементов музейной педагогики, занятия в архиве, на экологической тропе, коллективные формы организации познавательной деятельности обучающихся, работа в группе и паре.

Возможность реализации идеи многообразия типов занятий и других организационных форм; максимального использования активных форм обучения объясняется особым местом изучения краеведческого содержания; преобладанием в нем эмпирических знаний; сформированностью у обучающихся приемов учебной работы.

В процессе изучения осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль. Используются самые разнообразные методы и формы контроля. Для наиболее подготовленных обучающихся в качестве итогового контроля предлагается создание портфолио работ и защита проекта.

Организация изучения курса предполагает реализацию краеведческого подхода и практическую направленность обучения.

Ожидаемые результаты

По окончании изучения курса обучающиеся должны:

знать

  • пространственное расположение ЯНАО и своего города;
  • основные географические объекты округа;
  • символику своего родного края, города.

определять

  • месторасположение своего города, округа на карте России;
  • источники географической информации для решения проблем и задач.

уметь

  • вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности;
  • вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края.

Содержание программы

1. Введение (4 ч.)

Что такое мой край, моя местность, моя “малая” родина. Границы края. Символика округа и родного города. Родной край-часть большой России, частица мира. Происхождение названий городов округа. Практическая работа №1.Определение местоположения на карте округа, города.

2. История края в древности (2 ч.)

Археологические памятники: древние поселения, городища. Практическая работа №2(в краеведческом музее):

3. Рельф моей местности (6 ч.)

Горные и равнинные формы рельефа, их происхождения. Полярный Урал и его богатства. Надымская низменность. Характерные горные породы местности, их использование. Практическая работа №3 (на местности). Знакомство с горными породами своей местности. Творческая работа: составление коллекции “Горные породы и полезные ископаемые моего округа”.

4. Внутренние воды (8 ч.)

Местоположение и номенклатура гидрографической сети округа. Озера, болота ,подземные воды нашего края .Северный морской путь. Река Надым. Озеро Янтарное. Хозяйственное использование вод своей местности. Экологические проблемы. Охрана вод. Практическая работа №4.Выявление источников загрязнения вод своей местности. Творческая работа: проекты решения проблемы охраны вод родного края.

5. Климат (5 ч.).

Суровость климата ЯНАО. Наблюдение за погодой. Климат и многолетняя мерзлота. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей округа. Практическая работа №5. Описание погоды своего населенного пункта по сезонам года.

6. Растительный и животный мир округа (5 ч.).

Растительный покров ЯНАО. “Зеленая аптека” края. Использование населением даров местной флоры и фауны. Животный мир ЯНАО. Красная книга ЯНАО. Практическая работа№6.Выявления в ходе экскурсии в природу видового состава растений и животных своей местности. Творческая работа: проекты охраны растительного и животного мира округа.

7. Население моего края (4 ч.).

Коренное и пришлое население округа. Быт, традиции, обычаи. Виды хозяйственной деятельности с учетом традиций. Национальные праздники. Творческая работа: судьба моей семьи в судьбе родного края, родного города.

Тематическое планирование

Дата

Тема занятия

1   Что такое мой край, моя местность, моя “малая” родина.
2   ЯНАО на карте России.
3   Происхождение названий городов ЯНАО.
4   Практическая работа №1.Определение местоположения на карте округа, города.
5   Археологические памятники: древние поселения, городища.
6   Практическая работа №2 (в краеведческом музее).Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовок, описание.
7   Горные и равнинные формы рельефа, их происхождения.
8   Полярный Урал и его богатства.
9   Надымская низменность.
10   Характерные горные породы местности, их использование.
11   Практическая работа №3 (на местности). Знакомство с горными породами своей местности.
12   Творческая работа: составление коллекции “Горные породы и полезные ископаемые моего округа”.
13   Местоположение и номенклатура гидрографической сети округа.
14   Озера, болота, подземные воды нашего края.
15   Река Надым. Озеро Янтарное.
16   Северный морской путь.
17   Хозяйственное использование вод своей местности.
18   Экологические проблемы. Охрана вод ЯНАО.
19   Практическая работа №4.Выявление источников загрязнения вод своей местности.
20   Творческая работа: проекты решения проблемы охраны вод родног края.
21   Суровость климата ЯНАО. Наблюдение за погодой.
22   Климат и многолетняя мерзлота.
23   Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей округа.
24   Практическая работа №5. Описание погоды своего населенного пункт по сезонам года.
25   Растительный покров ЯНАО.
26   “Зеленая аптека” края. Использование населением даров местной флоры и фауны.
27   Животный мир ЯНАО.
28   Красная книга ЯНАО.
29   Практическая работа №6.Выявления в ходе экскурсии в природу видового состава растений и животных своей местности.
30   Творческая работа: проекты охраны растительного и животного мира округа.
31   Коренное, пришлое население округа.
32   Быт, традиции, обычаи. Национальные праздники.
33   Виды хозяйственной деятельности с учетом традиций.
34   Творческая работа: судьба моей семьи в судьбе родного края, родного города.

Литература

  1. “Газовик”, газета.
  2. География ЯНАО, учеб. пособ. под редакцией С. И. Ларина, Тюмень, 2001.
  3. Географический атлас ЯНАО, издат. ДИК, Москва, 1999.
  4. Головнёв А., фотоальбом “Край Земли Ямал”, с Яр-Сале, 1995.
  5. Гольд А. “Медвежье: имена и судьбы”, Екатеринбург, 1996.
  6. Энциклопедия ЯНАО, 1-3т., Салехард 2004.
  7. Литвинов Г. Н. “Большая Медведица Ямала. Пангоды.”, ООО “Книга-Пента”, 2005.
  8. “Надым” обществ. литер.-публицис. журнал, 2004-2005.
  9. “Надым” независимый обществ. журнал, 2002.
  10. “Надым TV-информ”, газета.
  11. Плесовских А. И. “Мы пришли за сибирским газом”, Москва, 2005.
  12. Попов Ю. И., Цимбалистенко Н. В. “Слово о Ямале”, “Просвещение”, С.-Петер., 2004.
  13. Полякова Т. Ю. “Учебно-методическое пособие по географии ЯНАО”, ООО ”Мирал,” 2005.
  14. Полякова Т.Ю. “Занимательная география Ямала”, ООО “Миралл”,2004.
  15. . “Рабочий Надыма”, газета.
  16. “Человек и Север”, журнал, “Медиа-Принт”, Нижний Тагил, 2007.
  17. “Ямальский меридиан, журнал”.
  18. ”Ямал – сокровищница России журнал”.