Пояснительная записка
Программа элективного курса “Познаём свой край” предназначена для обучающихся 6 классов. Она позволяет обучающимся на основе комплексного подхода получить целостное представление о природе, населении родного края, способствует воспитанию гражданской позиции по отношению к родной природе. Программа предлагает ребятам заглянуть за страницы школьного учебника, чтобы получить много интересных и полезных сведений о родном округе, городе. Элективный курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю.
Цели курса:
– формирование личности обучающегося как достойного представителя ЯНАО и России, носителя, пользователя и создателя социокультурных ценностей и традиций родного края, активного участника социально-экономического, общественно-политического и культурного развития своего муниципального образования и ЯНАО в целом, выступающего с активной, созидательной жизненной позицией, основанной на патриотизме, толерантности, традиционных семейных и трудовых ценностях.
Задачи курса:
– способствовать развитию
комплексного географического мышления у
обучающихся, помогающего им адекватно
ориентироваться в современном мире;
– формировать картографическую грамотность,
развивать картографическую культуру;
– формировать творческую, духовно богатую
личность, уважающую культуру и историю родного
края.
– развить исследовательские умения и навыки
обучающихся.
Ключевые компетенции:
– информационная, выражающаяся в
умении отбирать необходимую информацию из
различных источников и правильно ее
интерпретировать;
– коммуникативная, выражающаяся в умении
выражать свою точку зрения.
Задачи и характер программы определяют специфику обучения. Применяются разнообразные типы учебных занятий и форм организации обучения. Для формирования учебной деятельности обучающихся используются элементы развивающих технологий обучения, игровые технологии, технологии проектной деятельности. Из форм организации обучения применяются: занятия изучения нового материала, учебно-практические занятия, практикумы, экскурсии, деловые и ролевые игры, защита проектов. Практикуется использование элементов музейной педагогики, занятия в архиве, на экологической тропе, коллективные формы организации познавательной деятельности обучающихся, работа в группе и паре.
Возможность реализации идеи многообразия типов занятий и других организационных форм; максимального использования активных форм обучения объясняется особым местом изучения краеведческого содержания; преобладанием в нем эмпирических знаний; сформированностью у обучающихся приемов учебной работы.
В процессе изучения осуществляется текущий, тематический и итоговый контроль. Используются самые разнообразные методы и формы контроля. Для наиболее подготовленных обучающихся в качестве итогового контроля предлагается создание портфолио работ и защита проекта.
Организация изучения курса предполагает реализацию краеведческого подхода и практическую направленность обучения.
Ожидаемые результаты
По окончании изучения курса обучающиеся должны:
знать
- пространственное расположение ЯНАО и своего города;
- основные географические объекты округа;
- символику своего родного края, города.
определять
- месторасположение своего города, округа на карте России;
- источники географической информации для решения проблем и задач.
уметь
- вести наблюдения, поиск, сбор и описание объектов своей местности;
- вести элементы исследовательской деятельности по изучению родного края.
Содержание программы
1. Введение (4 ч.)
Что такое мой край, моя местность, моя “малая” родина. Границы края. Символика округа и родного города. Родной край-часть большой России, частица мира. Происхождение названий городов округа. Практическая работа №1.Определение местоположения на карте округа, города.
2. История края в древности (2 ч.)
Археологические памятники: древние поселения, городища. Практическая работа №2(в краеведческом музее):
3. Рельф моей местности
(6 ч.)Горные и равнинные формы рельефа, их происхождения. Полярный Урал и его богатства. Надымская низменность. Характерные горные породы местности, их использование. Практическая работа №3 (на местности). Знакомство с горными породами своей местности. Творческая работа: составление коллекции “Горные породы и полезные ископаемые моего округа”.
4. Внутренние воды (8 ч.)
Местоположение и номенклатура гидрографической сети округа. Озера, болота ,подземные воды нашего края .Северный морской путь. Река Надым. Озеро Янтарное. Хозяйственное использование вод своей местности. Экологические проблемы. Охрана вод. Практическая работа №4.Выявление источников загрязнения вод своей местности. Творческая работа: проекты решения проблемы охраны вод родного края.
5. Климат (5 ч.).
Суровость климата ЯНАО. Наблюдение за погодой. Климат и многолетняя мерзлота. Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей округа. Практическая работа №5. Описание погоды своего населенного пункта по сезонам года.
6. Растительный и животный мир округа (5 ч.).
Растительный покров ЯНАО. “Зеленая аптека” края. Использование населением даров местной флоры и фауны. Животный мир ЯНАО. Красная книга ЯНАО. Практическая работа№6.Выявления в ходе экскурсии в природу видового состава растений и животных своей местности. Творческая работа: проекты охраны растительного и животного мира округа.
7. Население моего края (4 ч.).
Коренное и пришлое население округа. Быт, традиции, обычаи. Виды хозяйственной деятельности с учетом традиций. Национальные праздники. Творческая работа: судьба моей семьи в судьбе родного края, родного города.
Тематическое планирование
№ |
Дата |
Тема занятия |
1 | Что такое мой край, моя местность, моя “малая” родина. | |
2 | ЯНАО на карте России. | |
3 | Происхождение названий городов ЯНАО. | |
4 | Практическая работа №1.Определение местоположения на карте округа, города. | |
5 | Археологические памятники: древние поселения, городища. | |
6 | Практическая работа №2 (в краеведческом музее).Знакомство с предметами быта, орудиями труда, их зарисовок, описание. | |
7 | Горные и равнинные формы рельефа, их происхождения. | |
8 | Полярный Урал и его богатства. | |
9 | Надымская низменность. | |
10 | Характерные горные породы местности, их использование. | |
11 | Практическая работа №3 (на местности). Знакомство с горными породами своей местности. | |
12 | Творческая работа: составление коллекции “Горные породы и полезные ископаемые моего округа”. | |
13 | Местоположение и номенклатура гидрографической сети округа. | |
14 | Озера, болота, подземные воды нашего края. | |
15 | Река Надым. Озеро Янтарное. | |
16 | Северный морской путь. | |
17 | Хозяйственное использование вод своей местности. | |
18 | Экологические проблемы. Охрана вод ЯНАО. | |
19 | Практическая работа №4.Выявление источников загрязнения вод своей местности. | |
20 | Творческая работа: проекты решения проблемы охраны вод родног края. | |
21 | Суровость климата ЯНАО. Наблюдение за погодой. | |
22 | Климат и многолетняя мерзлота. | |
23 | Влияние климата на условия жизни и виды хозяйственной деятельности жителей округа. | |
24 | Практическая работа №5. Описание погоды своего населенного пункт по сезонам года. | |
25 | Растительный покров ЯНАО. | |
26 | “Зеленая аптека” края. Использование населением даров местной флоры и фауны. | |
27 | Животный мир ЯНАО. | |
28 | Красная книга ЯНАО. | |
29 | Практическая работа №6.Выявления в ходе экскурсии в природу видового состава растений и животных своей местности. | |
30 | Творческая работа: проекты охраны растительного и животного мира округа. | |
31 | Коренное, пришлое население округа. | |
32 | Быт, традиции, обычаи. Национальные праздники. | |
33 | Виды хозяйственной деятельности с учетом традиций. | |
34 | Творческая работа: судьба моей семьи в судьбе родного края, родного города. |
Литература
- “Газовик”, газета.
- География ЯНАО, учеб. пособ. под редакцией С. И. Ларина, Тюмень, 2001.
- Географический атлас ЯНАО, издат. ДИК, Москва, 1999.
- Головнёв А., фотоальбом “Край Земли Ямал”, с Яр-Сале, 1995.
- Гольд А. “Медвежье: имена и судьбы”, Екатеринбург, 1996.
- Энциклопедия ЯНАО, 1-3т., Салехард 2004.
- Литвинов Г. Н. “Большая Медведица Ямала. Пангоды.”, ООО “Книга-Пента”, 2005.
- “Надым” обществ. литер.-публицис. журнал, 2004-2005.
- “Надым” независимый обществ. журнал, 2002.
- “Надым TV-информ”, газета.
- Плесовских А. И. “Мы пришли за сибирским газом”, Москва, 2005.
- Попов Ю. И., Цимбалистенко Н. В. “Слово о Ямале”, “Просвещение”, С.-Петер., 2004.
- Полякова Т. Ю. “Учебно-методическое пособие по географии ЯНАО”, ООО ”Мирал,” 2005.
- Полякова Т.Ю. “Занимательная география Ямала”, ООО “Миралл”,2004.
- . “Рабочий Надыма”, газета.
- “Человек и Север”, журнал, “Медиа-Принт”, Нижний Тагил, 2007.
- “Ямальский меридиан, журнал”.
- ”Ямал – сокровищница России журнал”.