Программа профильного курса для 9-го класса по теме "Физика вокруг нас"

Разделы: Физика


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящий курс по выбору составлен для учащихся 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по разделам “Механика”, “Теплота”, “Электричество” и “Оптика”. Природа необычайно разнообразна, она поистине неисчерпаема. Изучение физики природных явлений имеет огромную познавательную ценность. Многие явления неживой и живой природы являются хорошими иллюстрациями многих физических законов. Показать на конкретных примерах выполнение и использование этих законов. Убедить учащихся в единстве неживой и живой природы, а также познаваемости природы.

Перед данным курсом ставятся следующие цели и задачи:

  • усилить заинтересованность учащихся в изучении физики;
  • развить практических умений и навыков учащихся;
  • помочь учащимся осознанному выбору дальнейшего физико – математического профиля обучения;
  • познакомить учащихся с основными видами деятельности физического профиля обучения.

Основные знания и умения учащихся.

Учащиеся должны знать:

Методы познания. Природу и причины возникновения природных явлений: туман, облако, молния, мираж, радуга и метель. Способы защиты от молнии.

Учащиеся должны уметь:

Анализировать природные явления с позиции современной физики; измерять и пользоваться приборами при практических опытах; обобщать и делать выводы из опытов; применять знания для безопасности жизнедеятельности; получать информацию из различных источников (справочники, учебники, интернет и др.); систематизировать знания и обобщать материал для создания отчёта – реферата по выбранной теме.

Развивающие результаты:

Успешная самореализация учащихся, умение искать, отбирать и оценивать информацию, оценить уровень своей подготовки; воспитать потребности к продолжению обучения при любом выборе жизненного пути

Формы и режим занятий. Основной формой проведения занятий является урок. Данный курс необходимо преподавать во втором полугодии. Содержанием курса предусмотрена проведение лабораторных работ, круглый стол.

Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Теоретические: лекция и рассказ, беседа. Практические: лабораторные работы, защита рефератов.

Форма подведения итогов. Форма контроля: устный ответ, защита реферата, письменный отчёт лабораторных работ. Образовательные результаты изучения данного курса помогут оценить формы контроля, указанные в учебно-тематическом плане.

Учебно-тематический план.

Тема. Содержание темы.

Всего часов

Форма и вид занятий

Творческие, индивидуальные задания

Форма контроля
 

1. Введение

1 ч.

     

1

Роль человека в природе. Методы познания.

Лекция

   
 

2. Природные явления.

7 ч.

     

2

Насыщенный водяной пар. Образование тумана. Виды тумана

1 ч

Лекция

Реферат на одну из видов осадка в природе Устный опрос

3

Грозовая туча. Воздушные потоки в туче. Электрические заряды в туче. Разряд Земли

1 ч.

Лекция.

  Устный опрос. Защита реферата

4.

Молния. Природа молнии. Виды. Гром. Шаровая молния. Способы защиты от молний

1 ч.

Лекция.

Рефераты “Молния”, “Шаровая молния” Устный опрос

5

Миражи. Причины возникновения миражей. Виды миражей и объяснение их.

1 ч.

Рассказ.

Реферат “Мираж” Устный опрос. Защита реферата

6

Радуга. Природа радуги. Виды радуги. Условия наблюдения

1ч.

Лекция

Сбор фотографии и рисунков радуги Устный опрос. Защита реферата

7

Снег и лёд. Строение снежинок и льда. Снежинка в воздухе. Ледники.

1 ч.

Лекция

Наблюдение испарения снега и льда Устный опрос

8

Метель. Виды метель. Пылевые бури и метели. Метелевое электричество.

1 ч.

Рассказ.

  Устный опрос.
 

3. Живая природа.

9 ч.

     

9

Физика человека. Справочные данные физических параметров человека.

1 ч.

Беседа

Практическое задание “Определение плотности своего тела” Устный опрос.

10

Практическая работа “Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке”

1 ч.

Практическая работа № 1

  Письменный отчёт.

11

Гидродинамика животных. Природные движители. Машущее крыло. Секреты большой скорости

Лекция

Реферат “Чемпионы подводного плавания” Устный опрос.

12

Механика сердечного пульса. Артерии и пульс. Измерение давления крови. Цвет крови.

1

Лекция

  Устный опрос.

13

Масса тела и образ жизни. Зависимость скорости, движения, энергии, дыхания от массы

1 ч

Лекция.

  Устный опрос

14

Природные сонары и эхо. Основные понятия акустики. Мир звуков. Сонары дельфинов. Эхо

1 ч

Лекция.

Рефераты:

“Использование колебаний в технике”, “Эхо и его применение”, “Применение звука”

Защита рефератов

15

Практическая работа “Определить рост человека с помощью часов”

1 ч

Практическая работа № 2

  Письменный отчёт.

16

Практическая работа

“Определить частоту своего голоса при произнесении гласных звуков”

1 ч

Практическая работа № 3

  Письменный отчёт.

17

Заключительный урок

1 ч

Круглый стол

  Защита рефератов

Содержание.

  1. Введение. 1 ч.
  2. Введение. Природа и человек. Методы познания.

  3. Природные явления. 7 ч.
  4. Туман. Образование тумана. Виды тумана. Возникновение облаков. Грозовая туча. Молния. Природа молнии. Виды молнии. Гром. Мираж. Причины возникновения миражей. Виды миражей. Радуга. Природа радуги и её виды. Условия наблюдений радуги. Снег и лёд. Пылевые бури и метели. Виды метель. Метелевое электричество.

  5. Живая природа. 9 ч.

Физика человека. Основные физические параметры человека. Гидродинамика животных. Природные движители. Механика сердечного пульса. Артерии и пульс. Измерение давления. Масса тела и образ жизни. Зависимость скорости, движения, энергии, дыхания от массы. Акустика. Мир звуков. Эхо.

Практические работы:

  1. Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке.
  2. Определение роста человека с помощью часов.
  3. Определение частоты человеческого голоса при произнесении гласных звуков.

Примерные темы рефератов.

  1. Виды осадков.
  2. Молния.
  3. Шаровая молния.
  4. Миражи.
  5. Радуга.
  6. Чемпионы подводного плавания
  7. Использование колебаний.
  8. Эхолокация и его применение.
  9. Ультразвук и инфразвук.

Литература для учащихся:

  1. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение.2000.
  2. Баулин И. За барьером слышимости. – М.: Знание 1992.
  3. Гриффин Д. Аэро – гидродинамика животных. – М.: Знание 1998.
  4. Рыдник В.И. О современной акустике. – М.: Просвещение. 2000.
  5. Пёрышкин А.В. Учебник физики 7 класса. – М.: Дрофа. 2003.
  6. Пёрышкин А.В. Учебник физики 8 класса. – М.: Дрофа. 2002
  7. Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник физики 9 класса. – М.: 2001.
  8. Большая энциклопедия природы. – М.: Мир книги, 2003.
  9. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение. 1989

Литература для учителя.

  1. Асламазов. Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. – М.: Наука.1997.
  2. Гриффин Д. Аэр-гидродинамика животных. – М.: Знание 1998.
  3. Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. – М.: Школа – пресс. 2000.
  4. Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. – М.: Наука. 2001.
  5. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М: Просвещение.2000.
  6. Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. – М: Наука.2000.

Тезарус