ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящий курс по выбору составлен для учащихся 9-го класса в рамках предпрофильной подготовки и рассчитан на 17 часов. Содержание курса расширяет и углубляет знания учащихся по разделам “Механика”, “Теплота”, “Электричество” и “Оптика”. Природа необычайно разнообразна, она поистине неисчерпаема. Изучение физики природных явлений имеет огромную познавательную ценность. Многие явления неживой и живой природы являются хорошими иллюстрациями многих физических законов. Показать на конкретных примерах выполнение и использование этих законов. Убедить учащихся в единстве неживой и живой природы, а также познаваемости природы.
Перед данным курсом ставятся следующие цели и задачи:
- усилить заинтересованность учащихся в изучении физики;
- развить практических умений и навыков учащихся;
- помочь учащимся осознанному выбору дальнейшего физико – математического профиля обучения;
- познакомить учащихся с основными видами деятельности физического профиля обучения.
Основные знания и умения учащихся.
Учащиеся должны знать:
Методы познания. Природу и причины возникновения природных явлений: туман, облако, молния, мираж, радуга и метель. Способы защиты от молнии.
Учащиеся должны уметь:
Анализировать природные явления с позиции современной физики; измерять и пользоваться приборами при практических опытах; обобщать и делать выводы из опытов; применять знания для безопасности жизнедеятельности; получать информацию из различных источников (справочники, учебники, интернет и др.); систематизировать знания и обобщать материал для создания отчёта – реферата по выбранной теме.
Развивающие результаты:
Успешная самореализация учащихся, умение искать, отбирать и оценивать информацию, оценить уровень своей подготовки; воспитать потребности к продолжению обучения при любом выборе жизненного пути
Формы и режим занятий. Основной формой проведения занятий является урок. Данный курс необходимо преподавать во втором полугодии. Содержанием курса предусмотрена проведение лабораторных работ, круглый стол.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса. Теоретические: лекция и рассказ, беседа. Практические: лабораторные работы, защита рефератов.
Форма подведения итогов. Форма контроля: устный ответ, защита реферата, письменный отчёт лабораторных работ. Образовательные результаты изучения данного курса помогут оценить формы контроля, указанные в учебно-тематическом плане.
Учебно-тематический план.
№ |
Тема. Содержание темы. |
Всего часов |
Форма и вид занятий |
Творческие, индивидуальные задания |
Форма контроля |
1. Введение |
1 ч. |
||||
1 |
Роль человека в природе. Методы познания. | 1ч |
Лекция |
||
2. Природные явления. |
7 ч. |
||||
2 |
Насыщенный водяной пар. Образование тумана. Виды тумана | 1 ч |
Лекция |
Реферат на одну из видов осадка в природе | Устный опрос |
3 |
Грозовая туча. Воздушные потоки в туче. Электрические заряды в туче. Разряд Земли | 1 ч. |
Лекция. |
Устный опрос. Защита реферата | |
4. |
Молния. Природа молнии. Виды. Гром. Шаровая молния. Способы защиты от молний | 1 ч. |
Лекция. |
Рефераты “Молния”, “Шаровая молния” | Устный опрос |
5 |
Миражи. Причины возникновения миражей. Виды миражей и объяснение их. | 1 ч. |
Рассказ. |
Реферат “Мираж” | Устный опрос. Защита реферата |
6 |
Радуга. Природа радуги. Виды радуги. Условия наблюдения | 1ч. |
Лекция |
Сбор фотографии и рисунков радуги | Устный опрос. Защита реферата |
7 |
Снег и лёд. Строение снежинок и льда. Снежинка в воздухе. Ледники. | 1 ч. |
Лекция |
Наблюдение испарения снега и льда | Устный опрос |
8 |
Метель. Виды метель. Пылевые бури и метели. Метелевое электричество. | 1 ч. |
Рассказ. |
Устный опрос. | |
3. Живая природа. |
9 ч. |
||||
9 |
Физика человека. Справочные данные физических параметров человека. | 1 ч. |
Беседа |
Практическое задание “Определение плотности своего тела” | Устный опрос. |
10 |
Практическая работа “Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке” | 1 ч. |
Практическая работа № 1 |
Письменный отчёт. | |
11 |
Гидродинамика животных. Природные движители. Машущее крыло. Секреты большой скорости | 1ч |
Лекция |
Реферат “Чемпионы подводного плавания” | Устный опрос. |
12 |
Механика сердечного пульса. Артерии и пульс. Измерение давления крови. Цвет крови. | 1 |
Лекция |
Устный опрос. | |
13 |
Масса тела и образ жизни. Зависимость скорости, движения, энергии, дыхания от массы | 1 ч |
Лекция. |
Устный опрос | |
14 |
Природные сонары и эхо. Основные понятия акустики. Мир звуков. Сонары дельфинов. Эхо | 1 ч |
Лекция. |
Рефераты: “Использование колебаний в технике”, “Эхо и его применение”, “Применение звука” |
Защита рефератов |
15 |
Практическая работа “Определить рост человека с помощью часов” | 1 ч |
Практическая работа № 2 |
Письменный отчёт. | |
16 |
Практическая работа “Определить частоту своего голоса при произнесении гласных звуков” |
1 ч |
Практическая работа № 3 |
Письменный отчёт. | |
17 |
Заключительный урок | 1 ч |
Круглый стол |
Защита рефератов |
Содержание.
- Введение. 1 ч.
- Природные явления. 7 ч.
- Живая природа. 9 ч.
Введение. Природа и человек. Методы познания.
Туман. Образование тумана. Виды тумана. Возникновение облаков. Грозовая туча. Молния. Природа молнии. Виды молнии. Гром. Мираж. Причины возникновения миражей. Виды миражей. Радуга. Природа радуги и её виды. Условия наблюдений радуги. Снег и лёд. Пылевые бури и метели. Виды метель. Метелевое электричество.
Физика человека. Основные физические параметры человека. Гидродинамика животных. Природные движители. Механика сердечного пульса. Артерии и пульс. Измерение давления. Масса тела и образ жизни. Зависимость скорости, движения, энергии, дыхания от массы. Акустика. Мир звуков. Эхо.
Практические работы:
- Определение скорости движения указательного пальца при горизонтальном щелчке.
- Определение роста человека с помощью часов.
- Определение частоты человеческого голоса при произнесении гласных звуков.
Примерные темы рефератов.
- Виды осадков.
- Молния.
- Шаровая молния.
- Миражи.
- Радуга.
- Чемпионы подводного плавания
- Использование колебаний.
- Эхолокация и его применение.
- Ультразвук и инфразвук.
Литература для учащихся:
- Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение.2000.
- Баулин И. За барьером слышимости. – М.: Знание 1992.
- Гриффин Д. Аэро – гидродинамика животных. – М.: Знание 1998.
- Рыдник В.И. О современной акустике. – М.: Просвещение. 2000.
- Пёрышкин А.В. Учебник физики 7 класса. – М.: Дрофа. 2003.
- Пёрышкин А.В. Учебник физики 8 класса. – М.: Дрофа. 2002
- Пёрышкин А.В., Гутник Е.М. Учебник физики 9 класса. – М.: 2001.
- Большая энциклопедия природы. – М.: Мир книги, 2003.
- Енохович А.С. Справочник по физике и технике. – М.: Просвещение. 1989
Литература для учителя.
- Асламазов. Л.Г., Варламов А.А. Удивительная физика. – М.: Наука.1997.
- Гриффин Д. Аэр-гидродинамика животных. – М.: Знание 1998.
- Елькин В.И. Необычные учебные материалы по физике. – М.: Школа – пресс. 2000.
- Ландау Л.Д., Китайгородский А.И. Физика для всех. – М.: Наука. 2001.
- Тарасов Л.В. Физика в природе. – М: Просвещение.2000.
- Хилькевич С.С. Физика вокруг нас. – М: Наука.2000.