Хочешь владеть душами детей – отдай им свою душу.
В.А. Сухомлинский
В основе любой деятельности лежат цели и мотивы. Начав свою педагогическую деятельность, я не могла не задаться вопросом: В чём цель моей педагогической работы? Кого я должна “образовать”?
Передо мной он – Ученик. Это ради него я готовлюсь к урокам, прихожу ежедневно в школу, за работу с ним я получаю зарплату. Это существо юное, чистое, непорочное. В нём много качеств, потребностей, стимулов. Каждый ученик неповторим, своеобразен. Он ищет признания, уважения, любви. Каждый хочет социально утвердиться. И моя задача как учителя состоит в том, чтобы настроиться на внутренний мир ученика, принять таким, каков он есть, как неразрывное единство биологического и психического, социального и духовного, рационального и иррационального. Моя стратегия по отношению к ученику:
– верь в своего ученика,
– понимай и принимай его таким, какой он есть,
– уважай ученика и будь требователен к нему,
– искренне радуйся его удачам и огорчайся
ошибкам.
Я должна помочь ученику развиваться, стать для него помощником, консультантом, руководителем, не мешать ребёнку, стать Личностью, обрести себя, своё уникальное “Я”.
Этому способствует педагогика сотрудничества, которая исключает диктаторство, ведёт к совместному поиску, учит педагога уважать и ценить ребёнка, считаться с его мнением. Учет психофизиологических, возрастных, личностных особенностей помогает раскрыть потенциальные возможности детей, а учет этнических особенностей формирует у детей чувство национального достоинства и воспитывает уважение к представителям других наций.
Я убеждена, что только тот, кто обогатит свою память знанием, выработанным человечеством, станет действительно духовно богатым, а потому и свободным и творческим человеком. Как педагог, я выработала стратегию по отношению к себе:
– я не боюсь совершенства: достичь его
невозможно,
– я всегда готова встать рядом или впереди,
– протянуть руку помощи малому или слабому,
– подставить плечи под груз тревог или забот,
– обернуться к отставшим,
– дотянуться до мечты,
– перепрыгнуть через усталость и боль,
– подняться после неудачи,
– и повторить весь комплекс опять и сначала до
победы.
Важно помнить при этом, что творчество ученика рождается творчеством учителя. И потому слова известного педагога Ш.А. Амонашвили созвучны моему пониманию назначения образования, педагогики: “Действительно гуманная педагогика – эта та, которая в состоянии приобщить детей к процессу созидания самих себя”.
Призвание учителя – дать ребенку средства для обретения самого себя, создать условия, которые определила для развития того или иного возраста сама природа человека и природа в целом.
Наблюдения, чтение педагогической литературы, размышления, вся моя педагогическая практика подвели меня к признанию и принятию педагогики сотрудничества как единственно верного направления деятельности педагога и ученика. И хотелось бы пожелать своим коллегам:
– вдохновляйте своих учеников на добрые
поступки,
– развивайте у школьников творческие
способности,
– дайте возможность гордиться собой.
Методические материалы для учащихся и педагогов.
Региональная программа по технологии для 8 классов (девочки):
“Знакомство с культурой народов
Ставропольского края”.
Пояснительная записка
Усиление гуманистической направленности обучения и воспитания в современной школе предполагает активное приобщение школьников к духовной культуре своего народа.
Предмет “Технология” имеет широкие возможности для сохранения и возрождения материальной культуры народа. Знакомство школьников с традициями, различными видами народного искусства и ремёсел, оформлением жилища, национальной кухней способствует развитию интереса к истории своего народа, связи поколений. Изучение образцов декоративно-прикладного искусства родного края, поиски новых средств выразительности приводят к желанию не только повторить то или иное изделие, но и сделать его лучше. Всё это рассматривается в качестве обоснования для использования на уроках технологии элементов декоративно-прикладного искусства народов Ставропольского края.
Региональный компонент современных школьных программ должен стать самостоятельным принципом дидактики, средством формирования гражданского и эстетического мировоззрения подрастающего поколения.
Формирование у детей основ целостной эстетической культуры невозможно без развития исторической памяти. Огромная роль в этом развитии принадлежит декоративному народному искусству, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народами формы эстетического отношения к миру.
Искусство – это великая память народа. Все, что нам оставили наши предки, должно войти в нашу жизнь, стать частью нас самих.
Высокое назначение народного искусства заключается в эмоционально-нравственной силе его воздействия на человека. Оно является хранителем народной мудрости, которая впитала в себя опыт тысячелетий. Из поколения в поколение в нем передаются не просто приемы ремесла, а мировоззрение народов, их духовная культура.
Соприкасаясь с произведениями народного искусства, дети становятся чище, благороднее. Возникновение чувства радости от встречи с прекрасным помогает постичь науку добра.
Региональная программа рассчитана на 1 год (34 часа), количество часов в неделю (1час) – для учащихся 8 классов и может быть реализована как национально – региональный компонент курса “Технология” (Приложение 1). Интеграция данного курса с изобразительным искусством, позволит создать целостное представление о самобытной культуре народов Ставропольского края.
Цель данной программы:
Нравственно-эстетическое развитие школьников на видах декоративно-прикладного творчества и истории костюма народов Ставропольского края.
Задачи программы:
- познакомить с культурой, декоративно – прикладным творчеством и историей костюма народов Ставропольского края;
- развивать навыки самостоятельной исследовательской работы;
- закрепить навыки конструирования и моделирования швейных изделий и приемы работы с тканью и кожей;
- ознакомить учащихся с одним из видов русского народного творчества – вышивкой гладью и элементами современной объемной вышивки;
- воспитывать уважение к работам народных мастеров, интерес к прикладным видам деятельности;
- способствовать творческому подходу к исследованию народной обрядности,
- воспитывать у учеников чувство гордости за свою национальную и духовную культуру;
- обучить изготовлению сувениров – кукол в национальных костюмах.
Воспитание на региональном материале способствует обострению внимания к духовным ценностям народов Ставропольского края, интереса и уважения к их прошлому, что открывает большие возможности развития человека как личности, индивидуальности с альтернативным мышлением, способной понимать и ценить то, что создано трудом каждого народа.
Очень важно, что знакомство с предметным миром народной культуры происходит на уроках технологии путём включения школьников в практическую деятельность по изготовлению традиционных изделий. Основная их цель – нравственно-эстетическое воспитание школьников средствами декоративно-прикладного искусства народов Ставропольского края.
Программа предусматривает при изучении раздела “Рукоделие” (7 часов), ознакомление учащихся с очень распространённым видом русского народного творчества – вышивкой) (Рисунок 1), (Рисунок 2) . Она знакомит с историей быта, традициями народа, на которых основывается современная вышивка. По теме “Вышивка” разработаны: 1 урок с использованием ИКТ и Методическое пособие “Вышивка гладью с элементами объёмной вышивки” – для учащихся 8 кл.
В результате изучения раздела “Рукоделие” учащиеся должны:
Знать/понимать
- особенности художественно – декоративного языка искусства, значение в нем ритма, симметрии, обобщённости силуэта, ограничения цветовой гаммы;
- традиционные виды ремесел, народных промыслов
Уметь
- использовать полученные знания на други видах изобразительной и трудовой деятельности;
- владеть иголкой, ниткой, работать с шаблоном;
- подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
- составлять орнамент в полосе, квадрате, круге;
- обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни
- различать толщину ниток, изнаночную и лицевую сторону изделия;
- для выполнения декоративно – прикладной обработки материалов повышения потребительских качеств изделий;
- для выполнения различных видов художественного оформления изделий;
В разделе “История костюма народов Ставропольского края” (13 +7 часов), учащиеся познакомятся с национальными костюмами – русских, осетин, казаков, ногайцев и других народностей края. Уроки – экскурсии этого раздела, 13 уроков должны проходить с использованием ИКТ. В процессе изготовления макетов кукол (7 часов) в национальных костюмах народов Ставропольского края учащиеся приобщаются к культуре своего народа, его традициям, обычаям (Рисунок 3), (Рисунок 4).
В результате изучения раздела “История костюма народов Ставропольского края” учащиеся должны:
Знать/понимать
- виды традиционных народных промыслов;
- назначение различных швейных изделий;
- основные стили в одежде и современные направления моды, связь между современной одеждой и элементами народного костюма;
Уметь
- выбирать вид ткани для определенных типов швейных изделий;
- владеть иголкой, ниткой, работать с шаблоном;
- подбирать контрастные цвета, оттеняющие друг друга;
- выполнять не менее трех видов художественного оформления швейных изделий;
- обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни
- для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием швейных машин, оборудования и приспособлений, приборов влажно – тепловой и художественной обработки изделий;
- для выполнения декоративно – прикладной обработки материалов повышения потребительских качеств изделий;
- для выполнения различных видов художественного оформления изделий;
Характер основных элементов костюма складывался в течение многих веков и определялся условиями жизни каждого народа. Основными материалами для изготовления одежды служили ткани из растительных волокон, сукно, а также овчина и кожа.
В разделе “Художественная обработка материалов” (4 часа) учащиеся более подробно ознакомятся с декоративной обработкой кожи. По собственным эскизам они смогут изготовить украшения из этого материала (Рисунок 5), (Рисунок 6). По теме “Кожа в умелых руках” разработаны: 1 урок с использованием ИКТ и Методическое пособие “Кожа в умелых руках” – для учащихся 8 класса.
В результате изучения раздела “Декоративная обработка материалов” учащиеся должны:
Знать/понимать
- способы получения дорогого натурального материала;
- традиционные виды ремесел, народных промыслов;
Уметь
- использовать полученные знания на других видах изобразительной и трудовой деятельности;
- подбирать материал по назначению изделия;
- сделать подарки своими руками близким;
- обосновывать функциональные качества изготовляемых изделий;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни
- различать виды и качество кожаных изделий;
- делать оригинальные вещи из вторичного сырья по своим эскизам;
Программой предусмотрены экскурсии (2 часа) на выставки декоративно – прикладного искусства, в Ставропольский государственный историко-культурный музей имени Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве, краевой музей изобразительного искусства, где учащиеся смогут увидеть подлинные народные костюмы. Результатом изучения программы будет являться выставка – отчет (1час) декоративно – прикладного творчества учащихся на которой будут представлены, макеты кукол в национальной одежде народов Ставропольского края, поделки из кожи, вышивки в технике “гладь”.
Знакомство с многообразием национальной одежды народов нашей страны, их культурой и бытом – органическая часть интернационального воспитания учащихся.
Учебно-тематический план
№ разделов и тем |
Название разделов и тем |
Количество часов |
||
Всего | Теория | Практика | ||
1. |
История костюма народов Ставропольского края | 20 |
13 |
7 |
1.1 |
Нет ничего краше русского костюма | 1 |
||
1.2 |
Вышивка в украинском народном костюме. | 1 |
|
|
1.3 |
Изготовление макета русского народного костюма. Изготовление макета украинского народного костюма. | 1 Работа по группам |
||
1.4 |
Болгарский народный костюм. | 1 |
||
1.5 |
Изготовление макета болгарского народного костюма. | 1 |
||
1.6 |
Костюмы народов Северного Кавказа – ногайский народный костюм. Элементы армянского народного костюма. | 1 Работа по группам |
||
1.7 |
Изготовление макета армянского народного костюма. | 1 |
||
1.8 |
Женский кабардинский костюм. | 1 |
||
1.9 |
Изготовление макета ногайского народного костюма. Изготовление макета кабардинского народного костюма. | 1 Работа по группам |
||
1.10 |
Головные уборы чеченского народного костюма. | 1 |
||
1.11 |
Украшения даргинского народного костюма. | 1 |
||
1.12 |
Изготовление макета чеченского народного костюма. Изготовление макета даргинского народного костюма. | 1 Работа по группам |
||
1.13 |
Элементы карачаевского народного костюма. | 1 |
||
1.614 |
Элементы туркменского народного костюма. | 1 |
||
1.7 |
Изготовление макета карачаевского народного костюма. Изготовление макета туркменского народного костюма. | 1 Работа по группам |
||
1.8 |
Элементы цыганского народного костюма. | 1 |
||
Быт немецкой семьи. | 1 |
|||
1.9 |
Изготовление макета цыганского народного костюма. Изготовление макета немецкого народного костюма. | 1 Работа по группам |
||
1.20 |
Народный костюма Греции. | 1 |
||
Изготовление макета греческого народного костюма .Подготовка к отчету о проделанной работе. | 1 |
|||
2. |
Экскурсии в музей | 2 |
||
3. |
Рукоделие | 7 |
1 |
6 |
3.1 |
Азбука вышивальной грамоты. | 1 |
||
3.2 |
Контурная гладь | 1 |
||
3.3 |
Теневая гладь. | 1 |
||
3.4 |
Русская гладь | 1 |
||
3.5 |
Атласная гладь | 1 |
||
3.6 |
Элементы объемной вышивки. | 1 |
||
3.7 |
Элементы объемной вышивки. | 1 |
||
4. |
Художественная обработка материалов. | 4 |
1 |
3 |
4.1 |
Декоративная обработка кожи. | 1 |
||
4.2 |
Изготовление кулона по собственному эскизу. | 1 Работа по группам |
||
4.3 |
Изготовление закладки по собственному эскизу. | 1 Работа по группам |
||
4.4 |
Изготовление панно по собственному эскизу. | 1 Работа по группам |
||
5. |
Выставка – отчет декоративно – прикладного творчества учащихся | 1 |
||
Всего: | 34 |
15 |
16 |
Литература, рекомендуемая для работы учащимся.
- Бакланов Т.И., “Мировая Художественная Культура”, “Интербук”, Москва,2001
- Горяева Н.А., “Твоя мастерская”, “Просвещение”, Москва 2000.
- Горяева Н.А., “Декоративно – прикладное искусство в жизни человека”, “Просвещение”, Москва 2000.
- Миловский А. “Народные промыслы”, “Мысль”, Москва 1994.
- Симоненко В.Д. “Технология” – 8 класс, “Вентана – Грант”, Москва 1999.
- Шпикалова Т.Я. “Основы народного и декоративно – прикладного искусства”, Москва 1996.
- Исламгалиева С.К. Культурология. – М: Издательство “Экзамен”, 2005
- Константинова С.С.История декоративно – прикладного искусства”, – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом.– СПб.: Питер, 2004.
- Орлова Н.А. История вещей – М.: Издательство АСТ,1998
Литература, используемая в работе учителем.
- Аникеев А.А. Моя малая Родина. СГПУ. Ставрополь,1994.
- Безрукова В.С. Как написать реферат, курсовую, диплом.– СПб.: Питер, 2004.
- Венков А.В. История казачества России: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Издательство РГУ,2001.
- Ефименко Л.Т. Живая россыпь. – Тверь, Издательство ИНИКО, 2004.
- Исламгалиева С.К. Культурология. – М: Издательство “Экзамен”, 2005
- Константинова С.С. История декоративно – прикладного искусства.- Ростов н/Д: Феникс, 2004.
- Лазарева А.Г. Истоки: Опыт работы детских общественных организаций и объединений. – Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2001. Издательство СГУ, 2002.
- Масалова А.Г. Возрождение казачества на Северном Кавказе.– Ставрополь:
- Некрасова М.А. Народное искусство России – М.: “Советская Россия”, 1983
- Орлова Н.А. История вещей – М.: Издательство АСТ,1998
- Понамарева Е.Т. История ремесел. – Издательство АСТ, 2000.
- Прохоров А.М. Энциклопедический словарь. – М.: Сов. Энциклопедия, 1988.
- Соловьев В.М. Русская культура. – М.: Белый город, 2004.
- Таболина Т.Б. Казачество: формирование правового поля. – М: ИЭиАРан.,2001.
- Чудакова Н.В.Я познаю мир. Культура. – Издательство АСТ,1996.
- Чудакова Н.В.Я познаю мир. История. – Издательство АСТ,1996.
- Журнал “Сделай сам” №2 – М.: Издательство “Знание”, 1993.
- Журнал “Школа и производство” № 10 – М.: “Педагогика”,1990.
- Газета “Ставропольский бизнес”№10, 2006.
- Газета “СП” от13 октября 2006г. “Новоселицкому – 200 лет”.Авт. В. Шаповалов и др.
- Е.А. Добрицкая. – Современная энциклопедия для девочек. – Мн.: Современный литератор, 1999г.
- Васильева – Гангнум Л.П. Уроки занимательного труда. М.: Педагогика, 1987.
- Ханус С. – Как шить? – М.: Легпромбытиздат, 1992.
- Сост. А.М. Гукасова..Рукоделие в начальных классах.М., Просвещение, 1981
- О.Г. Жукова “Кожа, что всех тканей дороже”, Издательство “Знание ”,1977 г.
- Н. П. Коноплёва “Работаем со старой кожей ”, Издательство “Знание ”,1982 г.
- А.А. Ладанюк “Ювелирка из кожи ”, Издательство “Знание ”,1959 г.
- В пособии использованы фотографии готовых работ, схемы, инструкционные карты, разработанные автором – учителем технологии Шацкой И.А.
- М. Максимова, М. Кузьмина. Вышивка – первые шаги. ЗАО “ЭКСМО”, 1996 г.
- Х. Пирс – Объемная вышивка, Ниола 21 век, 2004 г.