Урок чтения в 3-м классе по теме "Л.Н. Толстой. Рассказ-быль "Лев и собачка"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

– создать условия для знакомства с произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка”;
– формировать умение устанавливать логические связи и делать выводы;
– продолжить работу над формированием умений и навыков чтения;
– помочь понять, в чём особенность жанра “Рассказ – быль”;
– воспитывать любовь к животным, чувство ответственности за них, доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование:

– презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
– портрет Л.Н.Толстого;
– книги “Лев и собачка” Л.Н.Толстого;
– карточки “Литературное лото”;
– картинки льва и собачки;
– Учебник: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное чтение. 3 класс. – М., “Вентана – Граф”, 2005г.
– Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь часть1. – М., “Вентана – Граф”, 2009г.

Ход урока

I. Организационный момент

Мои глаза хорошо видят
Мои уши хорошо слышат
Я всё запоминаю

Девиз нашего урока (Слайд3)

Если с другом вышли в путь, веселей дорога,
Без друзей меня чуть – чуть,
А с друзьями много.

II. Проверка домашнего задания

1.Пересказ рассказа Л.Н. Толстого “Зайцы”
2.Выразительное чтение рассказа Л.Н. Толстого “Лебеди”

III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.

1. Игра “Литературное лото” (Игра позволяет учащимся закреплять литературные понятия)
2. Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке. (Слайд 4)

1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев)

Летит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)

Сегодня познакомимся с произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка”. (Слайд 5)

Эта история произошла далеко от России. Возможно, её рассказал Толстому кто – нибудь из моряков, бывавших в лондонском порту.

Ребята, наверное, все из вас были в зоопарке?

– Каких зверей вы там видели?

– А видел кто – нибудь, как кормят этих зверей?

Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.

IV. Чтение рассказа учителем.

V. Беседа после первичного прослушивания

– Какое впечатление осталось у вас после прослушивания этого рассказа?

– Какой момент был самым тревожным?

VI. Чтение рассказа “цепочкой”

VII. Работа по содержанию текста по вопросам. (Слайд 6;7;8)

– Почему, по вашему мнению, лев сразу не съел собачку.

– Как вы думаете, что потом связало двух животных?

– В чём выражалась дружба?

– Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца вернуть собачку её владельцу?

– Сколько прожили лев и собачка вместе?

– Что потом произошло с собачкой?

– Как лев воспринял смерть собачки?

– Почему лев не принял другую собачку?

– Как смерть друга повлияла на льва?

VIII. Физкультминутка (Слайд 9;10)

1.Зрительная гимнастика для глаз

2.Укротительница львов
Удивит учеников.
Укрощает льва и львицу
Ужас, как мышей боится!

IX. Аналитическое чтение: чтение по частям, поиск отношения льва и собачки, описание героев рассказа, самый напряжённый момент. (Слайд 11)

X. Работа с пословицами (Слайд 12)

– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?

1. Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.

XI. Работа с иллюстрацией

– Каким нарисован лев?

– Что ты можешь ещё дополнить к этому портрету “царя зверей”?

XII. Сравнение рассказов И.С. Тургенева “Воробей” и Л.Н.Толстого “Лев и собачка” (последний абзац рассказа Тургенева выражает главную мысль рассказа Толстого)

“ Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

– Как вы понимаете слово “преданность”?

Преданность – это уважение, верность, искренняя любовь, покорность.

XIII. Моделирование обложки (Слайд 13)

XIV. Итог урока (Слайд 14)

Сегодня на уроке:
Мы с вами узнали –
Мы с вами научились –
Нам было интересно –
Нам было трудно –

XV. Д/з (Слайд 15)

I – пересказ рассказа, подготовить рассказ о льве.

II – выразительное чтение, выполнить задание в тетради.

Презентация