Цели урока:
– создать условия для знакомства с
произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка”;
– формировать умение устанавливать логические
связи и делать выводы;
– продолжить работу над формированием умений и
навыков чтения;
– помочь понять, в чём особенность жанра
“Рассказ – быль”;
– воспитывать любовь к животным, чувство
ответственности за них, доброжелательное
отношение к окружающим.
Оборудование:
– презентация Microsoft Power Point
– компьютер, проектор, экран;
– портрет Л.Н.Толстого;
– книги “Лев и собачка” Л.Н.Толстого;
– карточки “Литературное лото”;
– картинки льва и собачки;
– Учебник: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова.
Литературное чтение. 3 класс. – М., “Вентана –
Граф”, 2005г.
– Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова. Литературное
чтение. 3 класс. Рабочая тетрадь часть1. – М.,
“Вентана – Граф”, 2009г.
Ход урока
I. Организационный момент
Мои глаза хорошо видят
Мои уши хорошо слышат
Я всё запоминаю
Девиз нашего урока (Слайд3)
Если с другом вышли в путь, веселей дорога,
Без друзей меня чуть – чуть,
А с друзьями много.
II. Проверка домашнего задания
1.Пересказ рассказа Л.Н. Толстого “Зайцы”
2.Выразительное чтение рассказа Л.Н. Толстого “Лебеди”
III. Актуализация опорных знаний, умений и навыков учащихся.
1. Игра “Литературное лото” (Игра позволяет учащимся закреплять литературные понятия)
2. Отгадайте загадки и вы узнаете о ком мы сегодня будем читать на уроке. (Слайд 4)
1. С царственной гривой, с гордой походкой
Осмотрит свои он владения зорко.
Даже не думай встать на пути
С царской особой ты не шути. (Лев)Летит – молчит,
Подойдёшь – заворчит.
Кто к хозяину идёт
Она знать даёт. (Собака)
Сегодня познакомимся с произведением Л.Н. Толстого “Лев и собачка”. (Слайд 5)
Эта история произошла далеко от России. Возможно, её рассказал Толстому кто – нибудь из моряков, бывавших в лондонском порту.
Ребята, наверное, все из вас были в зоопарке?
– Каких зверей вы там видели?
– А видел кто – нибудь, как кормят этих зверей?
Так вот, раньше хищников кормили нередко бездомными животными. Послушайте, что произошло в одном из таких зоопарков.
IV. Чтение рассказа учителем.
V. Беседа после первичного прослушивания
– Какое впечатление осталось у вас после прослушивания этого рассказа?
– Какой момент был самым тревожным?
VI. Чтение рассказа “цепочкой”
VII. Работа по содержанию текста по вопросам. (Слайд 6;7;8)
– Почему, по вашему мнению, лев сразу не съел собачку.
– Как вы думаете, что потом связало двух животных?
– В чём выражалась дружба?
– Как царь зверей отреагировал на попытку хозяина зверинца вернуть собачку её владельцу?
– Сколько прожили лев и собачка вместе?
– Что потом произошло с собачкой?
– Как лев воспринял смерть собачки?
– Почему лев не принял другую собачку?
– Как смерть друга повлияла на льва?
VIII. Физкультминутка (Слайд 9;10)
1.Зрительная гимнастика для глаз
2.Укротительница львов
Удивит учеников.
Укрощает льва и львицу
Ужас, как мышей боится!
IX. Аналитическое чтение: чтение по частям, поиск отношения льва и собачки, описание героев рассказа, самый напряжённый момент. (Слайд 11)
X. Работа с пословицами
(Слайд 12)– Какая пословица подходит к этому рассказу? Почему?
1. Где дружбой дорожат, там враги
дрожат.
2. Храброму смерть не страшна.
3. Один за всех и все за одного.
4. Сила сломит всё, а ум силу.
XI. Работа с иллюстрацией
– Каким нарисован лев?
– Что ты можешь ещё дополнить к этому портрету “царя зверей”?
XII. Сравнение рассказов И.С. Тургенева “Воробей” и Л.Н.Толстого “Лев и собачка”
(последний абзац рассказа Тургенева выражает главную мысль рассказа Толстого)“ Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.
– Как вы понимаете слово “преданность”?
Преданность – это уважение, верность, искренняя любовь, покорность.
XIII. Моделирование обложки (Слайд 13)
XIV. Итог урока (Слайд 14)
Сегодня на уроке:
Мы с вами узнали –
Мы с вами научились –
Нам было интересно –
Нам было трудно –
XV. Д/з (Слайд 15)
I – пересказ рассказа, подготовить рассказ о льве.
II – выразительное чтение, выполнить задание в тетради.