Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
2. Совершенствовать навыки решения задач.
3. Развитие исследовательских навыков учащихся.
Оборудование урока: раздаточный материал (карточки, таблица).
Использование ИКТ: презентация.
СТРУКТУРА УРОКА.
I. Сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация опорных умений и навыков.
III.Круговые примеры.
IV.Решение задач.
V. Самостоятельная работа.
VI. Итог урока.
VII. Домашнее задание.
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока. <Приложение 1, слайды №№ 1-2>.
II. Актуализация опорных умений и навыков.
Сегодня мы отправимся в небольшое историческое путешествие, в ходе которого покажем свои знания, умения, и обязательно узнаем что-то новое.
Жил да был в Твери, русском городе, честной купец, Афанасий Никитин. По делам торговым – купеческим ходил, ездил, плавал в края далекие – чужеземные, страны разные. И вот как-то раз прослышал он, что в восточные страны направляется русское посольство. А с ним попутно и купцы с российскими товарами едут <Приложение 1, слайд № 3>.
Летом 1466 года поплыл Афанасий Никитин с товарищами своими, купцами, по матушке – Волге. Свой путь и всё, что он в чужих странах увидел, он рассказал – описал в книге “Хождение за три моря” <Приложение 1, слайд № 4>.
Сегодня на уроке мы узнаем названия этих морей.
Вспомним основные теоретические положения.
1). Какая скорость получится? <Приложение 1, слайд № 5>.
Vпр. теч. + Vтеч.
Vпо теч. – 2Vтеч.
Vсоб. + Vтеч.
(Vпо теч. + Vпр. теч.) : 2
(Vпо теч. – Vпр. теч.) : 2
2). .Установить соответствие между обыкновенными и десятичными дробями. <Приложение 1, слайд № 6>.
2/5 | 0,375 |
3/20 | 0,2 |
1/8 | 0,4 |
1/5 | 0,15 |
3/8 | 0,125 |
III. Круговые примеры.
К путешествию подготовились хорошо. А сейчас расшифруем девиз всех мореплавателей, первооткрывателей. Нужно решить круговые примеры <Приложение 2>.
Каждый ученик решает круговые примеры и отгадывает часть девиза:
1-й ряд – карточки № 1 и № 2;
2-й ряд – № 3 и № 4;
3-й ряд – № 5 и № 6.
В результате получаем девиз <Приложение 1, слайд № 7>: “Бесстрашие и решимость. Вперед, и только вперед, туда, где еще никто не бывал!”
А теперь узнаем название первого моря, по которому ходил Афанасий Никитин – Каспийское море <Приложение 1, слайд № 8>. Чтобы узнать названия следующего моря перейдем к следующему этапу урока.
IV. Решение задач.
У каждого ученика карточка с текстом задач <Приложение 3>.. На задней доске решаются задачи № 1-№ 3. Вызов учащихся к доске по желанию. Проверка решения <Приложение 1, слайды №№ 9-12>.
Комментарий учителя.
После выполнения учащимися задания учитель даёт необходимые теоретические пояснения, указывает на ошибки. Оценить все ответы у доски.
Хорошо поработали. Узнаем название второго моря – Индийское море <Приложение 1, слайд № 13>.
V. Самостоятельная работа.
Заполнить таблицу <Приложение 3>.
Проверка решения (взаимопроверка) <Приложение 1, слайд № 14>.
Узнаем название третьего моря – Чёрное море <Приложение 1, слайд № 15>.
VI. Итог урока.
Закончилось наше небольшое путешествие.
Ещё раз кратко прокомментировать все решения на доске, указать на необходимые теоретические положения. Оценить ответы учащихся.
VII. Домашнее задание.
Задача на карточке № 4 <Приложение 3>, № 299 [1].
Список источников информации:
- Дорофеев Г. В., Петерсон Л. Г. Математика. 6 класс. Часть 1. – М.: “Баласс”, “С – инфо”, 1998. – 112 с.
- Ревенко М. В. Малышам о географических открытиях. – М.: Педагогика, 1989. – 128 с.
- Смирнова Е. С. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 6 класс. – М.: УЦ “Перспектива”, 2004. – 184 с.