Цели:
- закрепить и углубить знания о многообразии простейших, их значении в биоценозах
- дать представление об особенностях строения инфузории туфельки через лабораторную работу
- познакомить с представителями типов Споровики
- развивать логическое мышление
- навыки записи лекции
- умение анализировать, составлять схемы, готовить микропрепараты
- умение работать с микроскопом
- умение выделять главное
- формулировать выводы.
Оборудование:
- таблицы с изображением одноклеточных животных
- видеофильм «Многообразие и значение простейших»
- микроскопы
- предметные, покровные стёкла
- культура инфузорий
Ход урока
I. Орг. момент.
II. Активизация знаний
- Исправьте неточности в рассказе «Жила была в почве амёба обыкновенная, была она небольшая, всего 50 см., а цветами переливалась от жёлтого до тёмно-красного. Форму имела постоянную, похожую на шарик или овал. Эта амёба была многоклеточная и всё-всё её внутреннее пространство занимала цитоплазма. Она не могла двигаться, поэтому всегда находилась в покое. Иногда приходилось ей перемещаться - скакала обычно всем телом на 2-3 м. Питалось животное рыбами. Переваривание пищи происходило в желудке, а непереваренные остатки пищи выбрасывались наружу в строго определённом месте. Делилась на 4 части, а неблагоприятные условия и зиму переносила, впадая в спячку.
- Обсуждение результатов работы с классом
- Оцени свою работу по следующей схеме
5-нашёл все неточности
4-иногда ошибался, но нашёл все неточности
3-часто ошибался, нашёл половину неточностей
2-почти ничего не смог выполнить правильно
III. Изучение нового материала. Лекция « Многообразие и особенности строения простейших»
- План лекции:
- Класс жгутиковые (многообразие видов, характерные признаки)
- Деление жгутиковых на группы в зависимости от типа питания. Особенности вольвокса как колониальной формы.
- Тип споровики ( среда обитания, особенности организации)
- Особенности типа инфузорий.
- Лабораторная работа: «Строение инфузории туфельки»
А) Рассмотрите под микроскопом микропрепарат «инфузория туфелька»
Б) Зарисуйте «портрет» инфузории туфельки (схематично)
В) Обозначьте на рисунке органоиды клетки
- Ответьте на вопрос: Почему учёные считают представителей типа инфузории самыми высокоорганизованными простейшими?
- Выпишите номера верных утверждений
- Автотрофные организмы синтезируют органические вещества.
- Миксотрофные организмы-организмы со смешанным типом питания.
- Вольвокс питается гетеротрофно.
- Споровики ведут исключительно паразитический образ жизни.
- У инфузории постоянная форма
- В цитоплазме инфузории 2 ядра.
- Оценка результатов-количество правильных ответов ,соответствует твоей оценкею
Правильный ответ смотри на доске
IV. Закрепление знаний
- Прочитайте пункт «Значение простейших» с. 99 по учебнику Н.И. Сонина, В.Б. Захарова Биология . Многообразие живых организмов.
- Ответьте на вопрос :. В чём положительное и отрицательное значение простейших в природе?
- Ответьте на вопрос, либо выдвиньте гипотезу.
А) В кишечнике человека паразитирует крупная инфузория балантидий. В отличие от инфузории туфельки, у неё нет клеточного рта, глотки и пищеварительных вакуолей. Объясните почему.
Б) Дизентерия, малярия, лямблиоз. Что общего между всеми этими заболеваниями?
В) В желудке млекопитающих- коров, овец, оленей - питающихся грубой растительной пищей, живут особые инфузории. Общая их масса в желудке коровы достигает 3 кг.
- Обсуждение результатов работы
V. Подведение итогов урока
- Оцени свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «удовлетворительное»
- Выбери домашнее задание
А) Выполнил все задания на «5» - можешь выбрать творческое задание
Б) Три работы допускал ошибки, но выполнил все УЭ - повтори тему.
В) Часто ошибался, работать было трудно - прочитай внимательно текст стр. 97-99.
Творческие задания:
- Сделайте модель любого одноклеточного организма.
- Составьте памятку «Профилактика заболеваний, вызываемых простейшими животными».
Использованная литература:
- Учебник В.Б. Захаров, Н.И. Сонин «Биология 7. Многообразие живых организмов».
- Журнал «Биология в школе №6, 2005г.»