Внеклассное мероприятие по физике "Сказка ложь, да в ней намёк… на новые открытия"

Разделы: Внеклассная работа


Учитель. Здравствуйте, ребята! Наша сегодняшняя встреча посвящается Дню Науки. Мы пригласили шестиклассников, потому что Вам предстоит скоро изучать эту интересную науку – физику. Возможно, кому-то будет трудно. Но не надо бояться трудностей, их надо преодолевать. Все дети фантазёры. Все дети любят сказки. И взрослые тоже любят сказки. Кто-то их слушает, кто-то их читает, а кто-то их сочиняет. Про сказки много сказано:

“Что за прелесть эти сказки”

“Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок”

“Мы рождены, чтоб сказку сделать былью”.

Сегодня мы и сказки вспомним и новую увидим. Какое отношение они имеют к науке? Послушаем и подумаем. Итак, мы начинаем…

Ведущий. Садясь в поезд (слайд 2), такси, троллейбус (слайд 3), нажимая на кнопку электрического звонка (слайд 4) , включая электролампу (слайд 5) или телевизор (слайд 6), просматривая кинофильм или наблюдая, как комбайн убирает урожай (слайд 7), вы едва ли задумывались над тем, какой путь прошло каждое из этих достижений техники (слайд 8), сколько труда вложено в каждое из них. К технике мы привыкли, она стала нашим спутником. А ведь не очень давно люди ездили в тарантасах (слайд 9), запряженными лошадьми, жали рожь и пшеницу серпами (слайд 10), сидели при свете горящих лучин (слайд 11) и только в сказках мечтали о различных волшебствах. Сказка – мечта, пришедшая из глубины веков. Наука и сказка идут рядом! Познавший науку воплотит в жизнь сказку! Придумавший сказку даст толчок науке! Да здравствует наука и сказка! Да здравствует физика в сказке! Гусли-самогуды (слайд 12), ковер-самолет (слайд 13), топор-саморуб (слайд 14) – вот предметы сказочных мечтаний. Некоторые мечты воплотились в быль. Проведем небольшую экскурсию по сказкам.

Ученица. Вспомните, в сказке А.С. Пушкина звездочет и мудрец, подаривший царю Дадону чудесного петушка (слайд 15), заверял его:

Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно,
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной, –
Вмиг тогда мой петушок
Приподнимет гребешок,
Закричит и встрепенётся,
И в то место обернётся.

Царь Дадон мог заранее узнавать о приближении врага, и в этом ему помогал сказочный петушок. Кто же помогает человеку сейчас узнавать о приближении самолета, корабля? Верным помощником ему в этом служат радиоволны и радиолокационные установки (слайд 16,17,18).

(Рассказ о применении радиолокации.)

Ученик. Как о чуде говорится в сказке Ершова “Конек – горбунок” о холодном свете (слайд 19):

Огонек горит светлее,
Горбунок бежит скорее.
Вот уж он перед огнем.
Светит поле словно днем.
Чудный свет кругом струится,
Но не греет, не дымится.
Диву дался тут Иван,
“Что,– сказал он, за шайтан!
Шапок пять найдется свету,
А тепла и дыму нету.
Эко чудо-огонёк”…

 И вот чудо – огонек в виде ламп дневного света проник в наш быт (слайд 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27).

(Рассказ о свечении газа при прохождении электрического тока ).

Ведущий. Да, сказки становятся былью: гусли-самогуды воплотились в патефон (слайд 28), магнитофон (слайд 29). Электропилы за несколько секунд валят вековые деревья лучше сказочных топоров-саморубов (слайд 30). Не ковры, а самолеты стали широко распространенным средством транспорта (слайд 31). Ракеты выводят на орбиты искусственные спутники Земли и космические корабли с космонавтами на борту (слайд 32). Все это стало возможным не по милости волшебника, а на основе умелого применения достижений науки. Убедимся в этом. Вашему вниманию предоставляется сценка “Чародей и ученый” ( слайд 33).

Автор. Он умел творить всякие чудеса: захочет – речку вспять повернет, гору с места сдвинет, лягушку в царевну превратит, слона в муху или наоборот. А сколько у него было шапок – невидимок, сапог – скороходов, ковров – самолетов и не сосчитать! Однажды задумал Чародей (слайд 34) неслыханное чудо – очутиться в настоящем взаправдашнем мире. Пробормотал он самое длинное заклинание и вышел из сказки.

Учёный Добро пожаловать, Чародей Чудодеич! Прибыл к нам свои волшебства показывать?

Чародей. Угадал, решил тебя удивить, себя потешить. Вот хочешь, чашка твоя в воздухе повиснет. Это мне ничего не стоит.

Ученый. Смотри – разобьешь.

Автор. Но чародей его не послушал, пробормотал заклинание, выпустил чашку из рук, она упала.

Чародей. Не беда: первый раз не вышло – второй выйдет. Давай ещё одну.

Ученый. Не дам. Да разве может чашка повиснуть в воздухе? Ведь это же против закона.

Чародей. Какого ещё такого закона? Я волшебник сказочный, мне законы не писаны.

Учёный. Ошибаешься. Законы природы писаны для всех и каждого. На них держится весь наш взаправдашней мир. Ишь, чего захотел, чтобы какой-нибудь предмет в воздухе повис! И невдомек тебе, сказочному, что это против одного из главнейших законов природы: всё и всегда падает вниз. Потому что Земля всё к себе притягивает.

Чародей Тогда хочешь, построю хрустальный дворец?

Ученый. Хрустальный? Из чего же?

Чародей. А так. Из ничего. Вот дуну и готово.

Автор Дул-дул – посинел от натуги: никакого толку.

Ученый Нет, Чародей Чудодеич, и такое лишь в сказке бывает. На самом – то деле “из ничего” только “ничего” и получится. Закон природы: всё на свете обязательно из чего – нибудь да состоит. Из веществ, как говорим мы ученые. Веществ на свете много. Из них и дворцы, и деревья, и Земля, и Луна, и вода, и воздух, и камни, и железо, и трава – всё-всё.

Чародей. Послушай, а что если я тогда “что-нибудь” превращу в “ничто”? В сказках у меня это здорово получалось: целые города от одного моего слова исчезали, будто их и не было.

Ученый. Так, то в сказках. А на самом-то деле тебе даже эту спичку без следа не уничтожить.

Чародей. Посмотрим.

Автор. Принялся колдовать над спичкой. Колдовал, колдовал – целехонька. Надоело – он и говорит.

Чародей. Можно и без волшебства обойтись: сожгу её бел остатка – и всё тут.

Ученый. Сжечь-то, конечно, можно. Но только не “без остатка”. Хоть что-то, да останется: дымок, который сразу почувствуешь, тепло, которое сразу ощутишь. Вот и получается: в “ничто” не превратишь даже спичку. Это тоже один из законов природы. Вещества сколько угодно могут превращаться друг в друга: спичка – в дым и золу, камень в песок, мука – в пахучий хлеб, железо в ржавчину, вода в пар...

Чародей. Закон, закон... Тебе хорошо: троллейбус едет, чайник кипит, крышка прыгает. А мне из-за твоих здешних законов ни одного чуда не сотворить, даже пустякового. И зачем я только убежал из сказки?!

Ученый. Что верно, то верно. Мой тебе совет – возвращайся-ка ты в сказку и живи там спокойно по своим сказочным законам и твори на радость ребятишкам сколько хочешь самых расчудесных чудес. А то ведь без сказок даже мне скучно. Мои помощники сейчас покажут ребятам очень простые, но удивительные опыты без всякого волшебства.

(Учащиеся из кружка “Физика для всех” демонстрируют занимательные опыты по физике).

Ведущий. Как говорится, Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок. А “урок” для “добрых молодцев” и “красных девиц” вот в чем. Ведь и в самом деле существуют на свете законы природы, и все на свете “не сказочные чудеса” объясняются ими и только ими.

В мороз дым столбом из трубы – закон природы (слайд 35); дым теплее холодного воздуха – вот он вверх и стремится. Радуга-дуга (слайд 36) расцвела над лугом – закон природы и одновременно её явление: белый солнечный свет, попав в капельки воды, преломился на семь цветов. Стрелка компаса (слайд 37) показывает всегда на север – закон природы: Земля – большой магнит, она-то и заставляет компасную стрелку всегда смотреть в одну сторону. Лёд твёрдый (слайд 38); растаял – превратился в жидкость, в воду (слайд 39). Вода на огне закипела – превратилась в пар (слайд 40). Закон природы, что у воды бывает три состояния: твердое– лёд, жидкое– вода, газообразное– пар.

И ещё один урок можно извлечь из сказки про ученого и волшебника: человек изучил законы природы и стал использовать их для своего блага. С древнейших времен примечал человек, что огонь дает тепло, – в результате научился сам добывать огонь и пользоваться им: греться, готовить еду (слайд 41), а потом и делать кирпичи (слайд 42), варить металл (слайд 43), стекло (слайд 44). Видел человек, как гнет ветки деревьев ветер, – додумался до паруса (слайд 45), чтобы подгонять свои корабли (слайд 46), додумался до мельницы (слайд 47), до ветродвигателя (слайд 48). С древнейших времен дивился человек на молнию (слайд 49), которая сверкает в небе,– додумался до электролампочки ( слайд 50), электромотора… Не сразу, конечно, но все-таки додумался! Как не сразу он стал понимать, почему ветер дует, молния сверкает, гром грохочет, солнышко светит, речка течет, море волнуется, Земля вертится и что всё это извечные законы природы.

Сказка завораживает и зовет за собой. И вот уже рождаются собственные сюжеты, вызываются к жизни новые образы, которые получают воплощение в детских спектаклях. Итак, новая физическая сказка на новый лад начинается (слайд 51, 52, 53, 54,55)

(“Неоконченная сказка”. С.Н. Кириллов. Библиотечка “Первое сентября”. Выпуск 1. М., “Чистые пруды”, 2005).

Учитель. Вот и закончилась наша встреча. Спасибо за внимание. А в заключение все участники исполнят песню (на мотив “Чему учат в школе”)

1. Чтоб открытья совершать,
Чтобы всё на свете знать
Пусть читают дети больше разных сказок
Про ковер, про самолёт,
Про волшебный звездочёт
В сказке ложь вы не отыщите ни разу.

2. Математик, астроном,
Физик, химик, агроном
С детства сказки всей душою полюбили.
Без науки нет чудес
Движет волшебство прогресс
Так открытия все в мире совершили.

3. Мы мечтаем, мы растем,
Постигая день за днем,
Всё добро, что людям сказки подарили.
Эй, Ньютон и Фарадей,
Новых мы полны идей
Нас на них недавно сказки вдохновили.

Презентация