Цели:
- ознакомить учащихся с формулами сокращенного умножения;
- научить применять формулы сокращенного умножения при решении примеров;
- самостоятельно решать примеры, используя формулы сокращенного умножения;
- развивать логическое и математическое мышление.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Приложение 1. Слайд 1
II. Проверка домашнего задания
Приложение 1. Слайд 2
№ 776
Докажите тождество
а (в – с) + в (с – а) = с (в – а)
Решение.
а (в – с) + в (с – а) = с (в – а);
ав – ас + вс – ва = св – са;
– ас + вс = св – са.
Ответ: верно.
Приложение 1. Слайд 3
№ 781 (а).
Решите уравнение
(5х – 1)(2х + 1) – 10х2 = 0,6
Решение:
(5х – 1)(2х + 1) – 10х2 = 0,6
10 х2 + 5х – 2х – 1 – 10х2 = 0,6
3х = 1,6
х =
Ответ: х =
III. Устный счет
Приложение 1. Слайд 4
Возвести в квадрат одночлен
2a | 3b |
0,1b | 0,2k |
m | n |
x2 | 2y2 |
11ax | 3by |
– 4b | – 7a |
2ab | 5nm |
a2 | n |
ab3 | m3n4 |
2am4 | 3m4b |
Приложение 1. Слайд 5
Найти произведение одночленов
2a | 3b |
0,1b | 0,2k |
m | n |
x2 | 2y2 |
11ax | 3by |
– 4b | – 7a |
2ab | 5nm |
a2 | n |
ab3 | m3n4 |
2am4 | 3m4b |
Приложение 1. Слайд 6
Найти удвоенное произведение одночленов:
2a | 3b |
0,1b | 0,2k |
m | n |
x2 | 2y2 |
11ax | 3by |
– 4b | – 7a |
2ab | 5nm |
a2 | n |
ab3 | m3n4 |
2am4 | 3m4b |
IV. Новый материал
Приложение 1. Слайд 7
(а + в)2 = (а + в) (а + в) = а2+ ав + ав + в2
= а2 + 2ав + в2;
Следовательно: (а + в)2 = а2 + 2ав + в2;
Квадрат суммы двух выражений равен квадрату первого выражения, плюс удвоенное произведение первого и второго выражений, плюс квадрат второго выражения.
Приложение 1. Слайд 8
(а – в)2 = (а – в) (а – в) = а2 – ав – ав +
в2 = а2 – 2ав + в2;
Следовательно: (а + в)2 = а2 + 2ав + в2;
Квадрат разности двух выражений равен квадрату
первого выражения, минус удвоенное произведение
первого и второго выражений, плюс квадрат
второго выражения.
V. Решение примеров
№859. Представьте в виде многочлена:
а) (x + y)2 = x2 + 2xy + y2
б) (p – q)2 = p2 – 2pq + q2
в) (b + 3)2 = b2 + 6b + 9
г) (10 – с)2 = 100 – 20с + с2
д) (y – 9)2 = y2 – 18y + 81
е) (9 – y)2 = 81 – 18y + y2
ж) (a + 12)2 = a2 + 24a + 144
з) (15 – x)2 = 225 – 30x + x2
и) (b – 0,5)2 = b2 – b + 0,25
к) (0,3 – m)2 = 0,09 – 0,6m + m2
№862. Преобразуйте выражение:
а) (2x + 3)2 = 4x2 + 12x + 9
б) (7x – 6)2 = 49х2 – 84х + 36
в) (10 – 8k)2 = 100 – 160k + 64k2
г) (5y – 4x)2 = 25y2 – 40xy + 16x2
д) (5a + b)2 = 25a2
+ 2ab + b2
е) (m – 2n)2 = m2 – mn + 4n2
ж) (0,3x – 0,5a)2 = 0,09x2 – 0,3ax + 0,25a2
з) (10с – 0,1y)2 = 100c2 – 2cy + 0,01y2
№867. Представьте в виде многочлена квадрат двучлена:
а) (– 9a + 4b)2 = 81a2 – 72ab + 16b2
б) (– 11x – 7y)2 = 121x2 + 154xy + 49y2
в) (– 0,8x – 0,5b)2 = 0,64x2 + 0,8bx + 0,25b2
г) (– 1p + 6q)2 = р2 – 16рq + 36q2
д) (0,08а – 50 в)2 = 0,0064a2 – 8ab + 2500b2
е) (– 0,5x – 60y)2 = 0,25x2 + 60xy + 3600y2
№871. Выполните возведение в квадрат
а) (x2 – 5)2 = x4 – 10x2 + 25
б) (7 – y3)2 = 49 – 14y3 + y6
в) (2a + b4)2 = 4a2 + 4ab4 + b8
г) (– 3p + q3)2 = 9p2 – 6pq3 + q6
д) (5y3 – 2x2)2 = 25y6 – 20y3x2
+ 4x4
е) (m4 + 9m2)2
= m8 + 6m4n2
+ 81n4
VI. Самостоятельная работа
Вариант 1 | Вариант 2 | ||||||||||||
Выполните преобразование по
соответствующей формуле:
|
Выполните преобразование по
соответствующей формуле:
|
Приложение 1. Слайд 9
Проверка самостоятельной работы.
Вариант 1 1. а) у2 + 8у + 16 2. а) х2 – 14х + 49 3. а) 25а2 + 10а + 1 4. а) 4х2 – 12ху + 9у2 5. а) а4 – 6а2 + 9 |
Вариант 2 1. а) х2 + 10х + 25 2. а) а2 – 4а + 4 3. а) 25а2 – 20а + 4 4. а) 16х2 + 8ху + у2 5. а) а4 – 2а2 + 1 |
VII. Занимательная страничка
Приложение 1. Слайд 10
Что больше: а и 2а?
Где в рассуждении допущена ошибка: «Возьмем
верное равенство
4 : 4 = 5 : 5. Преобразуем его:
4(1 : 1) = 5(1 : 1), т.е.
4 * 1 = 5 * 1, откуда
4 = 5»?
VIII. Задание на дом
Приложение 1. Слайд 11
П.31, №№ 880, 892, 863.
IX. Подведение итогов, выставление отметок