Формы работы с учащимися начальных классов по обогащению активного словарного запаса на уроках татарского языка и литературы в русской подгруппе

Разделы: Иностранные языки, Начальная школа


Начальное общее образование – первая ступень общего образования. Приоритетом начального общего образования является формирование общих учебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.<.br> В условиях Республики Татарстан цель преподавания татарского языка – формирование билингвизма, требующего от детей попеременного использования русского и татарского языков в соответствующих жизненных ситуациях.
Специфика обучения пониманию татарской речи русскоязычных учащихся заключается в том, чтобы научить безошибочно узнавать отдельные звуки и звукосочетания татарского языка. Это подводит к пониманию слов, предложений и целых текстов. В начальных классах происходит усвоение правил татарской орфографии, дети знакомятся фонологической системой языка, соотношением его букв и звуков. Общеизвестно, что произносительные ошибки самые устойчивые, бороться с ними труднее. Поэтому у учеников стараюсь выработать автоматизированный навык звуковой реализации высказывания. Добиваюсь правильного произношения каждой буквы и каждого слова. Успешное овладение навыками чтения по-татарски русскими учащимися в значительной мере зависит от того, насколько они приобретают произносительные навыки.
Для достижения хороших результатов в изучении татарского языка постоянно и систематически работаю над техникой чтения учащихся. Ведь чем быстрее ребёнок читает, тем быстрее мыслит. В результате быстрее усвоит новый материал, запомнит перевод новых слов, при чтении нового текста поймёт и сможет передать содержание, основную мысль текста.
В программе обучения татарскому языку русскоязычных детей основным методом является коммуникативный метод. Коммуникативный метод подразумевает общение. Следовательно, нужно обогащать активный словарный запас учащихся программными словами соответствующими возрасту. С этой целью в программе даны слова для активного усвоения по темам. Учитывая возрастные особенности к каждой теме разработан лексический минимум.
Класс Количество тем Количество слов
1 1 17 334
2 2 14 264
3 3 11 178
4 4 9 136
5 Всего 51 912
       
Для лучшего усвоения лексического материала и развития коммуникативных способностей детей составила тематический словарь-минимум. В словаре 912 слов, входящие в обязательный минимум начальной школы. Изучение этих слов обогащает словарный запас учащихся.
Содержание состоит из нескольких разделов: 1) пояснительная записка, где дана информация о количестве букв в татарском языке, о гласных и согласных звуках, небольшая информация об особенностях татарского языка; 2)тематический татарско-русский словарь-минимум; 3) приложение, включающее вспомогательные материалы для успешной коммуникации.
Отдельно выделены некоторые части речи. Например: местоимения, имена прилагательные, глаголы.
Словарь удобен во время индивидуальной, парной, групповой работы на уроке. Развивает у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Служит помощником во время подготовки домашнего задания, самостоятельных работ.
При изучении определённой темы, можно используя новые слова и опираясь на полученные знания, составлять словосочетания или простые предложения.
Например:
Класc Тема  Слова Предложения
1 1 Без уйныйбыз, җырлыйбыз. Җыр, җырчы, җырлый, шигырь, мәзәк, сөйли, күңелле. Җырчы матур җыр җырлый. Малай күңелле мәзәк сөйли. Кыз шигырь сөйли.
2 2 Йортыбыз, фатирыбыз.  Бүлмә, якты, чиста, юыну бүлмәсе. Бу бүлмә якты һәм чиста. Юыну бүлмәсе зур.

Таким образом, начиная с 1-го класса можно развивать разговорную речь. В 1-м классе ученики знакомятся с лексическим материалом, читают. А на следующих уроках идёт закрепление пройденного материала.
Начиная с 2-го класса, учащиеся не только знакомятся, читают и усваивают полученные знания на уроке, но закрепляют в ходе выполнения домашней работы. Во время урока можно проверить уровень знаний устно в форме взаимопроверок; письменно – на перфокартах; в форме игры «Знатоки , «Кто больше запомнил?», «Спроси соседа».
В словаре прослеживается преемственность тем по классам, но в разной лексической формулировке. Количество слов к 4-му классу по сравнению с 1-м классом намного уменьшается, так как семилетние дети лучше запоминают.
Класс Тема Количество слов
1 1 Исәнме, мәктәп! 33
2 2 Яна уку елы белән! 24
3 3 Белем бәйрәме! 18
4 4 Мәктәптә. 16

Такое расположение слов и материала экономит время на уроке и очень удобно для детей и их родителей. Работа со словарём обогащает активный словарный запас учеников, развивает самостоятельную деятельность учащихся на уроке и умение находить нужную информацию.
В результате целенаправленной работы улучшается качество знаний по татарскому языку. При сравнении результатов диагностик знаний учащихся за 3 года наблюдается повышение качества успеваемости по предмету, качество знаний учащихся на 2008-2009 учебный год – 90,7%.
Самостоятельная деятельность учащихся со словарём является одним из составных частей учебного процесса, проводится планомерно, систематически на каждом уроке. В результате такой работы у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в её выполнении. Учащиеся испытывают чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодолёнными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым формируется у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведёт к возникновению потребности в творчестве, познании, упорной самостоятельной учёбе.
Тематический словарь-минимум разработан на основе действующей программы «Рус телендә сөйләшүче балаларга татар теле укыту программасы. 1–11 нче сыйныфлар»; Казан, «Мәгариф» нәшрияты, 2003.