Специфика обучения пониманию татарской речи русскоязычных учащихся заключается в том, чтобы научить безошибочно узнавать отдельные звуки и звукосочетания татарского языка. Это подводит к пониманию слов, предложений и целых текстов. В начальных классах происходит усвоение правил татарской орфографии, дети знакомятся фонологической системой языка, соотношением его букв и звуков. Общеизвестно, что произносительные ошибки самые устойчивые, бороться с ними труднее. Поэтому у учеников стараюсь выработать автоматизированный навык звуковой реализации высказывания. Добиваюсь правильного произношения каждой буквы и каждого слова. Успешное овладение навыками чтения по-татарски русскими учащимися в значительной мере зависит от того, насколько они приобретают произносительные навыки.
Для достижения хороших результатов в изучении татарского языка постоянно и систематически работаю над техникой чтения учащихся. Ведь чем быстрее ребёнок читает, тем быстрее мыслит. В результате быстрее усвоит новый материал, запомнит перевод новых слов, при чтении нового текста поймёт и сможет передать содержание, основную мысль текста.
В программе обучения татарскому языку русскоязычных детей основным методом является коммуникативный метод. Коммуникативный метод подразумевает общение. Следовательно, нужно обогащать активный словарный запас учащихся программными словами соответствующими возрасту. С этой целью в программе даны слова для активного усвоения по темам. Учитывая возрастные особенности к каждой теме разработан лексический минимум.
№ | Класс | Количество тем | Количество слов |
1 | 1 | 17 | 334 |
2 | 2 | 14 | 264 |
3 | 3 | 11 | 178 |
4 | 4 | 9 | 136 |
5 | Всего | 51 | 912 |
Для лучшего усвоения лексического материала и развития коммуникативных способностей детей составила тематический словарь-минимум. В словаре 912 слов, входящие в обязательный минимум начальной школы. Изучение этих слов обогащает словарный запас учащихся.
Содержание состоит из нескольких разделов: 1) пояснительная записка, где дана информация о количестве букв в татарском языке, о гласных и согласных звуках, небольшая информация об особенностях татарского языка; 2)тематический татарско-русский словарь-минимум; 3) приложение, включающее вспомогательные материалы для успешной коммуникации.
Отдельно выделены некоторые части речи. Например: местоимения, имена прилагательные, глаголы.
Словарь удобен во время индивидуальной, парной, групповой работы на уроке. Развивает у учащихся навыки контроля и самоконтроля. Служит помощником во время подготовки домашнего задания, самостоятельных работ.
При изучении определённой темы, можно используя новые слова и опираясь на полученные знания, составлять словосочетания или простые предложения.
Например:
№ | Класc | Тема | Слова | Предложения |
1 | 1 | Без уйныйбыз, җырлыйбыз. | Җыр, җырчы, җырлый, шигырь, мәзәк, сөйли, күңелле. | Җырчы матур җыр җырлый. Малай күңелле мәзәк сөйли. Кыз шигырь сөйли. |
2 | 2 | Йортыбыз, фатирыбыз. | Бүлмә, якты, чиста, юыну бүлмәсе. | Бу бүлмә якты һәм чиста. Юыну бүлмәсе зур. |
Таким образом, начиная с 1-го класса можно развивать разговорную речь. В 1-м классе ученики знакомятся с лексическим материалом, читают. А на следующих уроках идёт закрепление пройденного материала.
Начиная с 2-го класса, учащиеся не только знакомятся, читают и усваивают полученные знания на уроке, но закрепляют в ходе выполнения домашней работы. Во время урока можно проверить уровень знаний устно в форме взаимопроверок; письменно – на перфокартах; в форме игры «Знатоки , «Кто больше запомнил?», «Спроси соседа».
В словаре прослеживается преемственность тем по классам, но в разной лексической формулировке. Количество слов к 4-му классу по сравнению с 1-м классом намного уменьшается, так как семилетние дети лучше запоминают.
№ | Класс | Тема | Количество слов |
1 | 1 | Исәнме, мәктәп! | 33 |
2 | 2 | Яна уку елы белән! | 24 |
3 | 3 | Белем бәйрәме! | 18 |
4 | 4 | Мәктәптә. | 16 |
Такое расположение слов и материала экономит время на уроке и очень удобно для детей и их родителей. Работа со словарём обогащает активный словарный запас учеников, развивает самостоятельную деятельность учащихся на уроке и умение находить нужную информацию.
В результате целенаправленной работы улучшается качество знаний по татарскому языку. При сравнении результатов диагностик знаний учащихся за 3 года наблюдается повышение качества успеваемости по предмету, качество знаний учащихся на 2008-2009 учебный год – 90,7%.
Самостоятельная деятельность учащихся со словарём является одним из составных частей учебного процесса, проводится планомерно, систематически на каждом уроке. В результате такой работы у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в её выполнении. Учащиеся испытывают чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победы над преодолёнными трудностями, счастье познания нового, интересного. Тем самым формируется у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведёт к возникновению потребности в творчестве, познании, упорной самостоятельной учёбе.
Тематический словарь-минимум разработан на основе действующей программы «Рус телендә сөйләшүче балаларга татар теле укыту программасы. 1–11 нче сыйныфлар»; Казан, «Мәгариф» нәшрияты, 2003.