Цели.
- вызвать интерес к героям сказок, желание прочитать произведение полностью;
- развивать внимание к авторскому слову в художественном тексте;
- показать особенности сказочных повестей, дать “классификации” сказочных героев;
- учить рассказывать по иллюстрациям;
- воспитывать желание к чтению.
Оборудование.
Рисунки сказочных человечков, иллюстрации к произведениям, медали сказочным героям, грамзапись песни Буратино, выставка фантиков и пластилиновых фигурок.Предварительная работа (домашнее задание). Создать фантик и название для нового сорта конфет. Вылепить из пластилина фигурку сказочного человечка.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие.
2. Вступительная беседа.
У. Какой раздел мы закончили читать?
Д. Мы закончили читать раздел, который называется “Сказочные человечки”.
У. Кто из сказочных человечков понравился вам больше всего? Почему?
Ответы детей.
У. Подумайте, чем похожи Буратино, Чиполлино, Винни-Пух?
Ответы детей.
3. Парад сказочных человечков.
У. Сегодня на наш урок пришли сказочные человечки. Они ждут встречи с вами. Но они появятся только тогда, когда вы назовёте их имена. Сначала послушайте подсказку, а потом говорите имя человечка.
Если я чешу в затылке – не беда!
В голове моей опилки – да-да-да!
Но хотя там и опилки,
Но шумелки и сопелки,
Сочиняю я не плохо и-но-гда!
Дети называют Винни-Пуха. Учитель вывешивает портрет медвежонка.
Рисунок 1
У. Назовите автора произведения.
Д. Алан Милн!
Смешной человечек на крыше живет.
Смешной человечек скучать не дает.
Смешной человечек скучать не привык.
Смешной человечек большой озорник.
Дети называют Карлсона. Учитель вывешивает портрет сказочного героя.
Рисунок 2
У. Кто автор этого произведения?
Д. Астрид Линдгрен!
По всему известна свету
Луковиц семья:
Чиполлуча, Чиполлетто,
Чиполочьо, Чиполлото,
И, конечно, Я!
Дети угадывают Чиполлино. Появляется портрет.
Рисунок 3
У. Кто написал это произведение?
Д. Это Джани Родари!
Звучит грамзапись песенки “Буратино”
Дети угадывают Буратино. Появляется его портрет.
Рисунок 4
У. Назовите автора.
Д. Это произведение написал Алексей Толстой!
У. Правильно. Молодцы, ребята. Вы правильно угадали сказочных человечков и назвали авторов произведений.
Всех ли сказочных героев мы пригласили?
Д. Нет. Есть и другие герои.
У. Давайте вспомним остальных героев сказок.
Дети называют героев сказок.
У. Очень хорошо. Как много героев сказок вы назвали. Это говорит о том, что вы много читаете. А какие “сказочные приметы” вы знаете?
Д. “Утро вечера мудренее”.
“Налево пойдешь - коня потеряешь, направо пойдешь – голоден и холоден будешь, а прямо пойдешь – убит будешь”.
- “Не бери золотого пера; возьмешь – горе узнаешь!”
- “Горе бояться – счастья не видать”
У. Очень хорошо!
4. Проверка домашнего задания.
У. Нам очень полюбились герои прочитанных сказок. Любят их и взрослые. На кондитерских фабриках работают взрослые, которые придумывают фантики к конфетам. А сколько конфет, шоколадок со сказочными названиями! Давайте назовем их.
Д. “Три медведя”, “Красная шапочка”, “Гулливер”, “Сказка”, “Лесная фея”, “Белочка” и т. д.
У. Мы объявили конкурс на создание фантика и название для нового сорта конфет. В нем приняли участие ребята 2 “А” класса. Каждый ученик представит свой фантик.
(Дети выходят к доске и показывают свою работу)
У. Чтобы осталась память о прошедших событиях, люди создают музеи. Есть и такой необычный музей восковых фигур, где из воска скульпторами сделаны фигуры знаменитых людей прошлого и настоящего. Мы создали свой пластилиновый музей сказочных человечков.
(Дети входят с фигурками и показывают)
Учитель оценивает работы детей.
5. Работа над пересказом по картине.
У. Ребята, чтобы лучше узнать, как вы внимательно читали сказки, наши герои приготовили иллюстрации из своих сказок. Они просят вас рассказать по сюжету картины.
(Учитель вывешивает иллюстрации по сказкам, а ребята рассказывают)
6. Игра: “Угадай отрывок из сказки”.
У. Ну, а теперь поиграем в “Угадайку”. Сказочные человечки приготовили отрывки из произведений, только все напутали и не могут разобраться. Давайте им поможем. Нужно зачитать отрывок и угадать сказку.
(Вызывается один ученик к доске. Он зачитывает отрывок)
Когда девочка отвернулась, чтобы бросить несколько крошек пожилой жужелице, он схватил кофейник и выпил все какао из носика. Поперхнулся, пролил какао на скатерть. |
Д. Это отрывок из произведения А. Толстого “Золотой ключик”.
У. Правильно. А теперь читайте следующий отрывок.
А рядом с домом стоял столбик, на котором была прибита поломанная доска с надписью, и тот, кто умел немножко читать, мог прочесть: ПОСТОРОННИМ В.
Больше никто ничего не мог прочесть, даже тот, кто умел читать совсем хорошо.
Д. Этот отрывок из произведения А. Милна “Вини-Пух и все-все-все”
У. Молодцы! Верный ответ. Слушайте следующий отрывок.
Набрав высоту, он сделал небольшой круг над крышей, облетел вокруг трубы и полетел назад, к окну. Затем он набрал скорость и пронесся мимо, как настоящий маленький самолет. Потом сделал второй круг. Потом третий. |
Д.Это произведение А. Линдгрен “Малыш и Карлсон”.
У. Снова угадали! А теперь последний отрывок.
Он огляделся по сторонам, высматривая какого-нибудь мальчишку, чтобы послать его за пивом в ближайший трактир, но на улице, как назло, никого не было. |
Д. Это отрывок из произведения Д. Родари “Чиполлино.
У. Наши герои остались довольными. Вы очень хорошо знаете сказки. Молодцы!
6. “Блиц-турнир” по сказкам.
У. А теперь проведем “Блиц – турнир”. Нужно назвать героя сказки.
- Был обманут в Стране Дураков (Буратино)
- Путешествовала в Стране Чудес и Зазеркалье (Алиса)
- Правитель страны, в которой жил Чиполлино (Лимон)
- Шарманщик, смастеривший Буратино (Карло)
- Кенгуру – друг Винни-Пуха (Кенга)
- Музыкант из Цветочного города (Гусля)
- Мальчик, у которого самый лучший друг в мире (Малыш)
У. Вы верно назвали героев. Очень хорошо.
7. Итог урока.
У. У меня несколько медалей. Кому их вручить, если на них написано:
Д. Первую медаль можно вручить Вини-Пуху, вторую – Карлсону, третью – Буратино, четвертую – Чиполлино, а пятую – Знайке.
У. Вы очень хорошо охарактеризовали наших героев, они остались довольны.
А теперь домашнее задание.
В нашем учебнике “Маленькая дверь в большой мир” на ст. 168 разгадайте кроссворд, который поможет вам запомнить сказочных героев.
Наш урок подошел к концу. Все очень хорошо работали. Я думаю, что сказочные человечки поставили бы вам оценку “отлично”!